Разделы презентаций


Раздел 2 Микроэкономика

Содержание

Часть 2 Реальные рынки

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Раздел 2 Микроэкономика


тема 2.3. Рынок и конкуренция

Раздел 2 Микроэкономика

Слайд 2 Часть 2

Реальные рынки

План
«Фиаско» рынка и появление несовершенных рыночных структур
Модель «чистой монополии»
Олигопольные рынки: модели ценообразования
Рыночные решения фирм монополистических конкурентов
Монопсония:выбор цены и объема покупок


Часть 2           Реальные рынки

Слайд 3Литература
Курс экономической теории / под общ. Ред чепурина М.Н.,

Киселевой Е.А. – Киров: АСА, 2015, гл. 7
Нуреев Р.М. Основы

экономичесской теории (Микроэкономика) , М.: Норма, 2015, гл.7-8
Р.Пиндайк, Д.Рубинфельд Микроэкономика М.: Дело, 2010, гл.9-11
Макконнелл К.Р.. Брю С.Л. Экономикс, М.: Республика т.2, гл 26-28
Литература Курс экономической теории / под общ. Ред чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: АСА, 2015, гл.

Слайд 4 Вопрос1

«Фиаско» рынка и появление

несовершенных рыночных структур

Рынок совершенной конкуренции не обеспечивает принцип равенства хозяйствующих субъектов

Вопрос1          «Фиаско» рынка и появление

Слайд 5

«Фиаско» рынка

и появление несовершенных рыночных структур

На совершенном рынке не обеспечивается ОДНОРОДНАЯ структура отрасли в LR: одновременно в отрасли присутствуют фирмы разного масштаба;

Для извлечения эффекта масштаба и получения экономической прибыли во внутриотраслевой конкуренции фирмы нарушают принцип симметричности информации ( коммерческая тайна)


Слайд 6«Фиаско» рынка и появление несовершенных рыночных структур
«Совершенный рынок» предлагает ОДНОРОДНЫЙ

продукт: не решается проблема удовлетворения разнообразных потребностей людей…

Результат:
На смену совершенной конкуренции приходят
несовершенные рыночные структуры (реальные рынки)
«Фиаско» рынка и появление  несовершенных рыночных структур«Совершенный рынок» предлагает ОДНОРОДНЫЙ продукт: не решается проблема удовлетворения разнообразных

Слайд 7 Качественная характеристика несовершенных рынков

Рынки, на

которых либо продавец, либо покупатель могут воздействовать
на механизм формирования

цены и ее размер – несовершенные, с наличием рыночной власти
Качественная характеристика несовершенных рынков    Рынки, на которых либо продавец, либо покупатель могут воздействовать

Слайд 8Количественные характеристики несовершенства рынков
Количество субъектов : продавцов или покупателей


Доля конкретного поставщика в общем объеме продукта на рынке
Индекс

Харфиндала-Хиршмана: сумма квадратов долей фирм в общем объеме продаж
Индекс Лернера: степень рыночной власти
Количественные характеристики несовершенства рынков Количество субъектов : продавцов или покупателей Доля конкретного поставщика в общем объеме продукта

Слайд 9Классификация несовершенных рынков

Рыночная власть у ПРОДАВЦА:
«Чистая »

монополия
Олигополия
Монополистическая конкуренция
Ценовая дискриминация
Рыночная власть у ПОКУПАТЕЛЯ :
«Чистая» монопсония
Олигопсония




Классификация несовершенных рынков             Рыночная власть

Слайд 10Общая характеристика несовершенных рынков

Общая характеристика несовершенных рынков

Слайд 11Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

Слайд 12Выбрать правильный ответ
Появление несовершенных рыночных структур вызвано:

1 -

действиями государства;
2 - экономическим поведением покупателей;
3 - наличием противоречий и

недостатков в совершенной конкуренции
4 –здесь нет правильного ответа

Выбрать правильный ответ  Появление несовершенных рыночных структур вызвано:1 - действиями государства;2 - экономическим поведением покупателей;3 -

Слайд 13Выбрать номер правильного ответа
Обладание

рыночной властью означает воз- можность:
диктовать условия производства благ;
влиять на

спрос ;
формировать потребности;
манипулирования ценами
избежать конкуренции

Выбрать номер правильного ответа      Обладание рыночной властью означает воз-  можность:диктовать условия

Слайд 14Выбрать правильный ответ
Утверждение: « Несовершенства рыночных структур, когда производитель

может влиять на размер цены, МОЖНО избежать, если государство станет

вмешиваться в экономику, ограничивая рост цен»

1.верно 2.не верно 3. не корректно
Выбрать правильный ответ Утверждение: « Несовершенства рыночных структур, когда производитель может влиять на размер цены, МОЖНО избежать,

Слайд 15Вопрос 2

Модели несовершенных рынков:

монополия

Монополия – структура производства: крупная фирма,
доставляющая на рынок уникальный товар
Монополия – структура производственных отношений
между поставщиками благ ( виды моно –
польных образований: картель, синдикат,
трест, холдинг…..)
Монополия – структура рынка ( закрытая или открытая)

Вопрос 2          Модели несовершенных рынков:

Слайд 17Монополия как структура производства : материальная основа
Обобществление производства

и капитала:
- концентрация производства и капитала ( рост масштаба

за счет накопления- использования прибыли для расширения производства)
- централизация производства и капитала (объединение мелких производителей в крупные: «Экспроприация капитала капиталом»)
Монополия как структура производства : материальная основа Обобществление производства и капитала: 	- концентрация производства и капитала (

Слайд 18Монополия как структура производства : материальная основа
-интеграция производства: распространение

контроля над другими производителями на рынке( горизонтальная, вертикальная интеграция, акционирование)

-диверсификация производства ( финансовый контроль над любыми предприятиями, не связанных непосредственно с данной фирмой)
Результат:
Появление крупных предприятий, доставляющих на рынок
большие партии продукта ( естественная , технологическая )

Монополия как структура производства : материальная основа -интеграция производства: распространение контроля над другими производителями на рынке( горизонтальная,

Слайд 19Монополия как структура производственных отношений
«Монополия вырастает из конкуренции..»


Рыночная экономика: соглашения между производителями благ( виды

объединений):
- Картель - Синдикат
- Трест ( комбинат) - Концерн ( компания,
конгломерат, холдинг...)
Командная экономика : объединение одинаковых по
профилю деятельности предприятий в целях сокращения единиц управления ( ведомства)
Монополия как структура производственных отношений «Монополия вырастает из конкуренции..»  Рыночная экономика: соглашения между  производителями благ(

Слайд 20Монополия как структура производственных отношений

смешанная экономика: обобществление и огосударствление

части хозяйства в национальном масштабе для активного государственного регулирования экономики

( средства: национализация и приватизация)
Результат:
Сохранение и поддержание конкурентной среды


Монополия как структура производственных отношений смешанная экономика: обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном масштабе для активного

Слайд 21Монополия – структура рынка
Закрытая монополия - защищена от

конкуренции трудно

преодолимыми барьерами вступления в отрасль (юридическими, институциональными: право,
собственность, правительственные акты…)

Открытая монополия - не защищена барьерами или
барьеры вступления в отрасль преодолимы

Монополия – структура рынка Закрытая монополия -  защищена от конкуренции трудно

Слайд 22 Модель: «чистая монополия»
Число фирм : n=1; число покупателей m

= более 100
Продукт: уникальный, НЕТ близких субститутов
Барьеры вступления в

отрасль – сильные
Информация: несимметричная
Не ценовая конкуренция : ЕСТЬ
Власть над ценой – ВЫСОКАЯ
Цель: получение максимальной прибыли

Модель: «чистая монополия»Число фирм : n=1; число покупателей m = более 100Продукт: уникальный, НЕТ близких субститутов

Слайд 23Способ достижения цели: выбор цены и объема выпуска

Методика сопоставления совокупной выручки

и совокупных издержек ( TR ,TC)

Условия: монополист имеет дело ТОЛЬКО с покупа-
телями своего продукта , весь отраслевой
спрос приходится на 1 фирму и поставщик
НЕ МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ НА СПРОС
Способ достижения цели: выбор цены и объема выпуска     Методика сопоставления совокупной выручки

Слайд 24Выручка и издержки монополиста
Выручка зависит от

Издержки формируются

эластичности спроса как у любой фирмы
Выручка и издержки монополиста Выручка зависит от          Издержки

Слайд 25Методика сравнения взвешенных величин

Взвешенные

величины: АТС,МС, MR, Р ,

Правило МС=MR
cлужит для определе-
ния оптимального
для монополиста (Q),
НО для покупателя
QmPc
Методика сравнения взвешенных величин

Слайд 26выводы

1. монополист работает на ЭЛАСТИЧНОМ участке спроса
2. у монополиста НЕТ

кривой индивидуального предложения: фирма каждый раз , подстраиваясь под спрос,

выбирает новый размер выпуска (Qm)
3. устанавливает НЕ САМЫЕ ВЫСОКИЕ цены , соизмеряя цену с издержками и эластичностью спроса по цене
р= мс / 1+(1/еp )


выводы		1. монополист работает на ЭЛАСТИЧНОМ участке спроса	2. у монополиста НЕТ кривой индивидуального предложения: фирма каждый раз ,

Слайд 27выводы

4. монополист ОГРАНИЧЕН спросом : (D)формируется за пределами рынка и

влияния производителя товара
5. покупатели несут дополнительные потери: покупают

товар дороже (Pm>Pc) и в меньших объемах (Qm 6. не удовлетворяет спрос полностью, воспроизводит
дефицит ( для поддержания уровня цены)


выводы		4. монополист ОГРАНИЧЕН спросом : (D)формируется за пределами рынка и влияния производителя товара 	5. покупатели несут дополнительные

Слайд 28Рыночная власть
7. для максимизации прибыли при любой конъюнктуре:
- создает барьеры

для
вступления в отрасль (легальные
и нелегальные)
- реализует рыночную власть,
манипулируя ценой

:
L= (P – MC)/ P
( формула коэффициента Лернера)

Рыночная власть	7. для максимизации прибыли при любой конъюнктуре:	- создает барьеры для вступления в отрасль (легальныеи нелегальные)	- реализует

Слайд 29Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

Слайд 30Выбрать номер правильного ответа

Определение монополии
как «открытой» или «закрытой» относится к:

1. Структуре производства
2. Структуре рынка
3. структуре производственных отношений
Выбрать номер правильного ответа

Слайд 31Выбрать номер правильного ответа
Здесь указано не верно

Монополия как экономическое

явление:
Имеет объективный характер возникновения
Представляет собой результат деятельности государства
Формируется в результате развития производительных сил
Является результатом эволюции видов и форм конкуренции
Выбрать номер правильного ответа Здесь указано не верно         Монополия

Слайд 32Выбрать номер правильного ответа

Монополии выгоден дефицит, т.к. при этом:
Снижается напряженность конкурентной

борьбы
Растет эластичность спроса – положительный фактор для роста продаж
Растут цены
Растут прибыли монополии
Растет конкуренция среди потребителей за возможность приобрести товар монополии
Выбрать номер правильного ответа        Монополии выгоден дефицит, т.к. при этом:

Слайд 33Выбрать номер правильного ответа

Вариант 1

Вариант 2
«чистый» монополист доби- «чистый» монополист полу-
вается (TR-TC)=max,если : чает (TR-TC)=max, если:
1.TR=TC 1.P = ATC
2. MR > TC 2. MC=MR=P =ATC
3. MR< P 3.(MC=MR) 4.(MC=MR)
Выбрать номер правильного ответа          Вариант 1

Слайд 34 Выбрать номер правильного ответа
Фирма «чистый» монополист имеет следующие

параметры работы в SR : рыночный спрос – Р =

10 – 0,5 Q;
издержки – ТС = 0,5Q2 + 2Q
Вариант 1 Вариант 2
Объем выпуска,приносящий Размер получаемой прибыли: максимум прибыли:
1. Q = 2 1. pr = 12
2.Q = 4 2. pr = 14
3. Q = 6 3. pr = 16


Выбрать номер правильного ответа Фирма «чистый» монополист имеет следующие параметры работы в SR : рыночный спрос

Слайд 35 К размышлению ( бонус-5 баллов)
Можно избежать Mонополизма ? (

б- 1 балл)
Монополизм уничтожает конкуренцию? ( б- 1 балл)

Задача ( б-3 балла)
Функция спроса монополиста Qd = 301 – p; функция общих затрат TC = 120 +Q + Q2 Капиталоемкость производства - К= 500Q; Определить: 1)по какой цене будет продаваться продукция при стремлении монополии к максимуму:
а) прибыли ; б) выручки ; в) нормы прибыли
2) Какое решение (какую цель)выберет монополия?

К размышлению ( бонус-5 баллов)Можно избежать Mонополизма ? ( б- 1 балл)Монополизм уничтожает конкуренцию? ( б-

Слайд 36Частные случаи поведения монополий : монополия с несколькими заводами
Заводы, выпускающие однородную

продукцию , в целях максимизации прибыли могут объединяться
В этом случае

надо принять 3 решения:
- сколько выпускать?
-по какой цене продавать?
-как распределить выпуск между заводами?
Частные случаи поведения монополий : монополия с несколькими заводамиЗаводы, выпускающие однородную продукцию , в целях максимизации прибыли

Слайд 37Частные случаи поведения монополий : монополия с несколькими заводами

Условия принятия решений:
N= 2
Цель: максимум прибыли монополии
производится один продукт, спрос на него известен
- прибыль = TR –TC1 - TC2 = TR( q1+q2) – TC1(q1) - TC2 (q2)
- ориентир принятия решений - выручка ( MR)
- правило Робинсона ( МС= MR) требует: МС1=МС2=MR




Частные случаи поведения монополий : монополия с несколькими заводами

Слайд 38 К размышлению ( бонус- 4 балла)

Монополия имеет 2 завода, издержки на каждом описываются

формулами: TC1= 10Q TC2 = 0,25Q2
Спрос на продукцию описывается формулой :Qd =200 – 2p
Определить:
Сколько продукции выпустит монополия в целом и на каждом заводе ?
Каковы заводские цены реализации продукции?
Какую прибыль монополии и каждому заводу принесет продажа продукта? Какой завод доходней?
Как распределить выпуск для максимизации прибыли?

К размышлению ( бонус- 4 балла)     Монополия имеет 2 завода, издержки на

Слайд 39Частные случаи поведения монополий : ценовая дискриминация



Ценовая дискриминация – ситуация на рынке,
когда фирма один и тот же товар может
продавать по разным ценам различным
покупателям
Частные случаи поведения монополий : ценовая дискриминация

Слайд 40 Ценовая дискриминация

Цель:

максимально возможное
изъятие потребительского
излишка
Ценовая дискриминация              Цель:

Слайд 41Условия для ценовой дискриминации
Феномен субъективной оценки товара-одно и то же

благо потребители оценивают по-разному: некоторые оценивают товар выше, чем его

рыночная цена (предпочтения)

Разделение потребителей по ценовым предпочтениям (дифференциация доходов населения)

Наличие рыночной власти: возможность влияния на спрос ценовыми ( назначение различных цен) и неценовыми (реклама, продуктовая дифференциация) методами;

Условия для ценовой дискриминацииФеномен субъективной оценки товара-одно и то же благо потребители оценивают по-разному: некоторые оценивают товар

Слайд 42Условия для ценовой дискриминации

Территориальная отдаленность рынков : невозможность или

серьезная затруднительность перепродажи товаров
(высокие издержки транспортировки с

«дешевого» на «дорогой» рынок, высокие тарифные барьеры ) ;
Условия для ценовой дискриминацииТерриториальная отдаленность  рынков : невозможность или серьезная затруднительность перепродажи товаров   (высокие

Слайд 43Частные случаи поведения монополий : ценовая дискриминация

Частные случаи поведения монополий : ценовая дискриминация

Слайд 44Частные случаи поведения монополий : ценовая дискриминация

Частные случаи поведения монополий : ценовая дискриминация

Слайд 45Ценовая дискриминация первой степени

Ценовая дискриминация первой степени ( совершенная) имеет место,

когда каждая единица товара продается фирмой по цене спроса, т.е.

по максимально возможной цене, которую готов заплатить покупатель.
Такую политику называют ценовой дискриминацией по доходам покупателя.
Ценовая дискриминация первой степениЦеновая дискриминация первой степени ( совершенная) имеет место, когда каждая единица товара продается фирмой по

Слайд 46 Ценовая дискриминация первой степени (совершенная)

Ценовая дискриминация первой степени (совершенная)

Слайд 47Ценовая дискриминация первой степени
Механизм

изъятия потребительского излишка:
1.Условие :Дефицитарный рынок ( доступ ограничен

по определенному критерию: клубные услуги, парки развлечений…)
2. Ценообразование включает:
-постоянную часть – оплата за доступ к товару
- переменную часть – за каждый товар отдельно
Например:- плата за доступ к рынку всех потенциальных потребителей (N) – F;
- цена за единицу товара - p=F/N + MC
- общие расходы всех потребителей рынка ТС= F + pQ



Ценовая дискриминация первой степени      Механизм изъятия потребительского излишка:  1.Условие :Дефицитарный рынок

Слайд 48 К размышлению ( бонус – 3 балла)


В городе существует закрытый клуб, число членов – 100 чел.
Функция спроса каждого члена клуба Q= 10 – 0,01p
Предельные издержки на одно посещение – 200 руб
.
Определить:
Какова плата за вход, если владелец клуба
максимизирует прибыль заведения ?
К размышлению ( бонус – 3 балла)

Слайд 49Ценовая дискриминация второй степени

Ценовая дискриминация второй степени

Слайд 50Ценовая дискриминация второй степени
Условие: возможность продавать товар

партиями

Цена зависит от объема покупки:
- простой тариф: изменение цены всего объема покупки
в зависимости от величины покупки
пример: объем покупки - цена за ед.
до 10 25
10- 50 20
свыше 50 10
Ценовая дискриминация второй степени   Условие: возможность продавать товар партиями

Слайд 51Ценовая дискриминация второй степени
- Блочный тариф : изменение цены затрагивает


только последующий возрастающий
объем покупки
пример: объем покупки, ед. - цена за един.
первые 10 20
вторые 10 15
свыше 30 10
Ценовая дискриминация второй степени- Блочный тариф : изменение цены затрагивает

Слайд 52Ценовая дискриминация второй степени

Установление минимального

объема покупки:
цена будет снижаться

в том случае,
когда потребитель приобретает не менее
оговоренного объема
Ценовая дискриминация второй степени     Установление минимального объема покупки:

Слайд 53Ценовая дискриминация третьей степени

Ценовая дискриминация третьей степени

Слайд 54Ценовая дискриминация третьей степени
Условие: возможность разделять рынок на сегменты с

разными

ценовыми предпочтениями ( эластичность)

Разные цены для различных групп потребителей
в целях максимизации прибыли

Ценовая дискриминация третьей степениУсловие: возможность разделять рынок на сегменты с

Слайд 55К размышлению (бонус – 6 баллов )

№1 (3 балла) Фирма –монополист проводит ценовую дискриминацию, продавая

товар 2-м группам населения по разным ценам. Спрос каждой группы: Q1 = 120 – p; Q2 = 90 – 2р ; MC= 3 (const)
Определить: цену продаж на каждом рынке, объемы продаж и прибыль фирмы.

№2 ( 3 балла) Компания – монополист работает на разных рынках, разделенных по ценовым предпочтениям. Эластичность спроса рынка №1 Е= 5; на рынке №2 – Е= 8 . Цена товара на рынке №2 Р= 10 руб. Фирма продает на рынке №1- 100 шт. товара, на №2 – 60 шт.
Определить:- какую цену надо назначить на рынке №1 в целях максимизации прибыли?
- какова выручка компании?
- размер прибыли компании
Сравнить преимущества и недостатки каждого типа дискриминации

К размышлению (бонус – 6 баллов )   №1 (3 балла)  Фирма –монополист проводит ценовую

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика