Слайд 1Раздел III: Микроэкономика
Тема 2. Спрос и предложение Cеминарское занятие (повторение
основных определений и тестирование)
Слайд 2План:
Предмет и метод экономической теории. Факторы производства
2.1. Кривая спроса, функция
спроса
2.2. Кривая предложения, функция предложения
2.3. Равновесие спроса и предложения
2.4. Существование
и единственность равновесия
Слайд 31
Которое из нижеследующих слов по смыслу наиболее тесно связано со
словом «экономический»:
–бесплатный;
+редчайший;
–богатый;
–чрезмерный.
–эффективный
Слайд 42
Какими двумя основными причинами можно объяснить существование экономических проблем?
–влиянием государства
на экономику и росто населения Земли;
–загрязнением окружающей среды и существованием
транснациональных корпораций;
–наличием безработицы и инфляции;
+неограниченностью желаний людей и ограниченностью ресурсов.
–ограниченность ресурсов для реализации капитальных вложений.
Слайд 53
Экономику в целом лучше всего определить как:
–взаимодействие решений на макро
- и микроуровнях;
– изучение поведения людей и предприятий относительно производства,
распределения и потребления ограниченного количества товаров;
+ практическое изучение стоимостных показателей путем использования дедукции и индукции;
–использование политики опровержения фактов и гипотез.
-искусство ведения домашних дел
Слайд 6Строя модели, экономисты:
+ разрабатывают предположения, которые упрощают ситуацию;
– включают всю
имеющуюся информацию;
– должны использовать математические модели;
– стараются дублировать реальный мир.
–
разрабатывают предположения, которые усложняют ситуацию
Слайд 7
Микроэкономика:
–оперирует совокупными или общими уровнями доходов, занятости и производства;
+подробно исследует
отдельных экономических субъектов, которые представляют экономическую сис-тему;
–изучает детальную информацию об
отдельных сегментах экономической системы;
– базируется на широком подходе;
– изучает экономику предприятий.
Слайд 8Нормативная экономическая теория пытается ответить на вопрос ……
-что будет?
-что было?
-как
должно быть?
-что есть?
Слайд 9К функциям экономической теории не относится ______функция.
- методологическая
-практическая
-распределительная
- познавательная
Слайд 102.1. Кривая спроса, функция спроса
Слайд 11Круговое движение экономических благ включает четыре основных звена:
Слайд 12Желание покупателей приобрести какой-либо товар, зависит от следующих факторов:
P
– цена товара (price)
I – денежные доходы потребителей (income);
T –
вкусы и предпочтения потребителей (tastes);
W – ценовые и дефицитные ожидания (wealth);
Psub – цена на товары – субституты;
Pcom – цена на комплементарные товары;
N – количество покупателей;
B – прочие факторы
Слайд 13Объем спроса– максимальное количество единиц товара, которое покупатели готовы приобрести
в единицу времени при данных условиях.
Слайд 14Зависимость объема спроса QD от определяющих его факторов называется функцией
спроса:
QD = f (P, I, T, W, Psub, Pcom…
N, B)
Q - quantity-количество;
D - demand - спрос
Слайд 15Функция спроса от цены:
QD = f (P)
Где:
QD - объем спроса;
Р – цена (price)
Слайд 17Если предельная норма замещения блага Б благом А снизилась, то
отношение цены блага А к цене блага Б при оптимальном
решении для данного потребителя:
– увеличится;
– уменьшится;
+ останется неизменным;
– информации недостаточно;
– уменьшится и снизится одновременно.
Слайд 18Если предельная норма замещения между двумя благами равняется 2/3 при
любом уровне потребления, то вы сделаете вывод, что:
- оба блага
являются совершенными субститутами;
–блага являются совершенными комплементами;
–кривая безразличия благ характеризуется нисходящей MRS;
–кривая безразличия благ выгнута наружу от начала координат.
+оба блага являются совершенными комплементами;
Слайд 19
Цена груш и яблок одинакова (2 д. е. за 1
кг. Домохозяйка старается максимизировать свою полезность, покупая груши и яблоки.
Как хороший экономист, вы рекомендовали бы ей:
–покупать одинаковое количество яблок и груш, пока цена на них одинаковая;
–израсходовать весь свой возможный доход на груши и яблоки;
–купить такое количество яблок и груш, чтобы MRS между ними равнялся 1;
+израсходовать весь доход и добиться, чтобы MRS =1;
–израсходовать весь доход и добиться, чтобы MRS =1/2.
22
Слайд 20Потребитель покупает лишь бананы и апельсины. Цена бананов – 2
д. е., апельсинов - 1,5 д. е. Потреби-тель может расходовать
на эти товары каждую неделю 16 д. е. Если он максимизирует полезность, то его норма предельного замещения апельсинов на бананы будет представлять:
– 3/4;
+ 4/3;
– 1/8;
– 3/32.
– 8
Слайд 21Определив свои возможности, потребитель согласен заплатить 20 д. е. за
часы. Когда он пришел в мага-зин, то выяснил, что может
их приобрести за 16 д. е. В этом случае потребительский излишек будет ра-вен:
– 20 д. е.;
– 16 д. е.;
+ 4 д. е.;
– 15д. е.
– 5/4
Слайд 22Эффект замещения - это повышение спроса на товар, которое вызвано:
–изменением
общего уровня цен на все товары;
–изменением во вкусах потребителя, если
он отдает предпочтение товарам заменителям;
–изменением в реальном доходе, обусловленным снижением цен на товары, которые покупаются;
+изменением цен на товары, которые приобретает потребитель.
–изменением общего уровня спроса на второй товар;
Слайд 23
Эффект дохода для полноценных товаров свидетельствует о том, что:
+при увеличении
цены блага X потребитель будет покупать в меньшем количестве как
X, так и другие блага;
–уменьшение цены блага X предопределяет увеличение потребления этого блага, поскольку оно ста-новится более дешевым чем товары заменители;
–когда цена блага X изменяется, то потребитель должен перераспределить свои покупки так, чтобы удовлетворить равенство МUх/Рх = МUу/Ру = MUnPn;
–увеличение цены блага X предопределяет снижение потребления этого блага, поскольку оно стано-вится более дорогим чем товары заменители.
–при снижении цены блага X потребитель будет покупать в меньшем количестве как X, так и другие блага;
Слайд 24
Когда цена полноценного блага X падает, то:
–эффект дохода будет побуждать
потребителя покупать больше единиц блага X, а эффект замещения –
меньше;
+в соответствии и с эффектом замещения, и с эффектом дохода потребитель покупает больше блага X;
–в результате эффекта дохода количество покупаемых единиц блага X уменьшится, а эффект замеще-ния способствует увеличению покупки блага X;
–и эффект дохода, и эффект замещения ведут к снижению потребления блага X.
Слайд 25Если товары А и Б - взаимозаменяемые, то увеличение цены
товара А вызовет:
–увеличение объема спроса на товар Б;
–уменьшение объема спроса
на товар Б;
–увеличение спроса на товар Б;
+уменьшение спроса на товар Б;
–снижение объема спроса на товар А.
Слайд 26
Всякая функция полезности представляет собой:
– связь между составляющими набора благ
и расходами на их приобретение;
+ зависимость, в соответствии с которой
разным наборам благ предоставляются значение, адекватные преимущества потребителя;
– совокупность всех наборов благ, которые может приобрести потребитель;
– связь между количествами одного блага и других благ, адекватных по совокупной полезности;
– максимальную точку полезности потребителя.
Слайд 27Если функции спроса и предложения имеют вид: Qd=11-P, Qs= -4+2P
(Qd –величина спроса, Qs –
величина предложения, Р – цена, руб.
за ед.) то при установлении правительством
фиксированной цены, равной 3 руб., объем продаж составит_2___ед.
Слайд 282.2. Кривая предложения, функция предложения
Слайд 29Объемом предложения называют максимальное количество какого-либо товара, которое согласны предложить
продавцы на рынке в единицу времени при определенных условиях.
Слайд 30Условия, влияющие на объем предложения:
P – цена товара;
Pr – цены
факторов производства;
K – применяемая технология;
С – налоги и субсидии (дотации);
N
– количество производителей (продавцов);
B – прочие факторы
Слайд 31В общем виде функция предложения имеет вид:
QS = f
(P, Pr, …,K, С, N, B)
Q - quantity-количество;
S - supply
– предложение
Слайд 32Функция предложения от цены:
QS = f (P)
Где:
QS -
объем предложения;
Р – цена.
Слайд 34Совершенствование технологии перемешает:
– линию спроса вправо;
– линию спроса влево;
+ линию
предложения вправо;
– линию предложения влево;
Слайд 35Чем можно объяснить смещение кривой предложения на товар А?
– уменьшением
спроса на товар А;
– предоставлением потребителями преимущества товару А, как
входящему в моду;
– снижением цены товара А;
+ изменением цен на ресурсы, необходимые для производства товара А;
Слайд 36Эластичность предложения зависит, главным образом, от:
– количества товаров-заменителей данного товара;
+
промежутка времени, на протяжении которого производители могут приспосабливаться к измене-нию
цен;
– доли дохода потребителя, которая направляется на приобретение данного товара;
– принадлежит ли товар к предметам первой необходимости или к предметам роскоши;
Слайд 37Смещение вправо линии предложения яблочного сока является результатом того, что:
–
потребители отдают предпочтение яблокам;
– количество производителей яблочного сока уменьшилось;
+ снизились
цены на яблоки;
– возросли цены на яблоки.
Слайд 38Если с повышением цены товара с 1,5 д. е. до
2 д. е. объем предложения увеличился с 900 ед. до
1000 ед., то коэффициент ценовой эластичности будет равен:
– 3,00;
– 2,71;
+0,33;
– 0,37;
Слайд 39
Неэластичное предложение означает, что:
+ повышение цены на 1% ведет к
увеличению объема предложения меньше чем на 1%;
– повышение цены на
1% ведет к увеличению объема предложения более чем на 1%:
– повышение цены на 1% ведет к увеличению объема предложения на 1%;
– повышение цены на 1% настолько незначительно, что не повлияет на предложение.
– однопроцентное увеличение цены ведет к увеличению объема предложения больше чем на 1,5%;
Слайд 402.3. Равновесие спроса и предложения
Слайд 41В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса
и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и
объемов предложения:
QE = QS = QD
Слайд 42Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате
действия конкурентных сил.
Слайд 43В состоянии равновесия рынок сбалансирован.
Ни у покупателей, ни у
продавцов нет внутренних побуждений к его нарушению.
Слайд 44При любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не
сбалансирован.
У покупателей или у продавцов появляется желание изменить ситуацию
на рынке в своих интересах.
Слайд 45Допустим, реальная рыночная цена будет выше равновесной (P’ PE)
Слайд 46При такой цене избыток предложения будет оказывать понижающее давление на
цену. Производители предпочтут скорее несколько снизить цену, чем поддерживать выпуск
продукции в объеме, превышающем объем спроса (определенное количество товара никто не покупает) .
Слайд 48Рассмотрим случай, когда реальная цена ниже равновесной:
(P” PE ).
Слайд 49В этом случае объем спроса Q”D окажется выше объема предложения
Q”S (товар станет дефицитным).
Некоторые покупатели предпочтут заплатить более высокую
цену. В результате избыток спроса будет оказывать повышающее давление на цену.
Слайд 51Процесс будет продолжаться до тех пор, пока цена не установится
на равновесном уровне, при котором объемы спроса и предложения равны.
Слайд 52Предположим, что предложение товара А абсолютно неэластично. Если спрос на
товар возрастает, то равновесная цена:
–снижается, а равновесное количество товара увеличивается;
–снижается
при уменьшении равновесного количества товара;
–увеличивается, а равновесное количество товара уменьшается;
+увеличивается при увеличении равновесного количества товара;
Слайд 53Если рыночная цена ниже равновесной, то:
+возникает дефицит товара;
–появляется излишек товара;
–снижается
цена ресурсов;
–на рынке возникает преимущество покупателей.
–возникает профицит товара.
Слайд 54Что может привести к увеличению равновесной цены товара?
+увеличение спроса на
товар;
–уменьшение спроса на товар;
–увеличение предложения товара;
–одновременное и одинаковое увеличение спроса
и предложения;
Слайд 55
В результате изменения своего дохода и рыночных цен благ потребитель
снова достигает состояния равновесия. В новом равновесном наборе предельные полезности
всех благ стали ниже, чем были рань-ше (до изменения дохода и цен). Все блага, которые потреблялись раньше, потребляются и теперь, вку-сы не изменились. Об этом потребителе наверно можно сказать, что:
– его благосостояние снизилось;
+ его благосостояние выросло;
– его доход снизился;
– возросли цены всех потребляемых им благ;
– его доход составляет бюджетную линию.
Слайд 562.4. Существование и единственность равновесия
Слайд 57Рассматривая равновесие, мы неявно предполагали следующие два допущения:
ü На рынке
отдельного товара равновесие существует всегда;
ü Равновесие существует только при единственном
сочетании значений цены и объёма.
Слайд 58Примеры, в которых перечисленные допущения нарушаются
Слайд 59Рассмотрим первое допущение и ответим на вопрос:
Всегда ли существует
равновесие на рынке отдельного товара?
Слайд 60а) Объём предложения превышает объём спроса при любой неотрицательной цене
Слайд 61Считают, что равновесие существует при равновесной цене PE=0, если при
этой цене объем предложения превышает объем спроса:
QS QD
В
этом случае говорят, что такое благо - свободное благо.
Слайд 62 б) Цена спроса меньше цены предложения при любом неотрицательном
объеме выпуска
Слайд 63В этом случае считают, что равновесие наступает при нулевом равновесном
объёме QE=0, если цена предложения при этом выше цены спроса:
PS
PD
Производство такого товара технологически возможно, но экономически нецелесообразно.
Слайд 64Рассмотрим второе допущение и ответим на вопрос:
Всегда ли равновесие
существует только при единственном сочетании значений цены и объёма?
Слайд 65Существуют примеры более чем одного сочетания цена – объём, при
котором достигается равновесие на рынке :
Слайд 662. а) Линия спроса и предложения имеют две общие точки.
Слайд 672. б) Линия спроса и предложения имеют общий отрезок, равновесие
устанавливается при любой цене в интервале P1 – P2.
Слайд 682. в) равновесие устанавливается при любом объеме в интервале Q1
– Q2
Слайд 69В обществе всегда имеются силы, которые хотели бы повлиять на
цену
не экономическими методами.
Слайд 70Допустим, равновесная цена товара увеличилась. Потребителям приходится уменьшать объем спроса
(сокращать свои покупки).
Слайд 71Существует и другой иллюзорно простой путь – запретить продавцам повышать
цены.
Ввести максимальную цену и проблемы решены. Так ли это?
Посмотрим
на эту проблему с точки зрения экономической теории.
Слайд 72Последствия введения максимальной цены.
Слайд 73Если вводится максимальная цена, призванная защищать интересы покупателя, цена ниже
равновесной, то при этой цене объем спроса превысит объем предложения.
Слайд 74Результат – покупатель, которому не досталось (не хватило) товара, продавец,
который не хочет продавать товар.
Слайд 75Последствия введения минимальной цены.
Слайд 76Если административно устанавливается цена выше равновесной, то объем предложения будет
превышать объём спроса.
Результат - у производителей возникают проблемы с реализацией
товаров.
Слайд 77
Эластичность спроса и предложения
ЭЛАСТИЧНОСТЬ чувствительность рынка к изменению цен, дохода
или каких либо других показателей рыночной конъюнктуры.
КОЭФФИЦИЕНТ ЭЛАСТИЧНОСТИ (Е)
степень количественного
изменения одного фактора при изменении другого на 1 %;
безразмерная величина, значение которой не зависит от единицах измерения объема, цен или каких-либо других параметров.
Слайд 78
Если ценовая эластичность спроса для товара равняется - 0,5, то
это означает, что:
–всякие изменения цены изменяют спрос на 50%;
–увеличению количества
товара, на который предъявлен спрос, на 1% отвечает уменьшение цены на 0,5%;
+увеличению количества товара, на который предъявлен спрос, на 1% отвечает увеличение цены на 2%;
–изменение цены на 0,5% вызовет такое же изменение количества товара, на который предъявлен спрос;
–снижению количества товара, на который предъявлен спрос, на 1% отвечает увеличение цены на 2%.
Слайд 79
Фирма производит и продает два товара: А и Б. Первый
имеет много заменителей, а второй представляет значительную долю в доходах
потребителей. Увеличение цены каждого из товаров приведет:
–к увеличению выручки от продажи товаров;
+к уменьшению выручки от продажи товаров;
–к увеличению выручки от продажи товара А и уменьшению ее от продажи товара Б;
–к уменьшению выручки от продажи товара А и увеличению ее от продажи товара Б;
Слайд 80
Если с уменьшением цены на один товар на 2% спрос
на взаимосвязанный с ним товар уменьшился на 3%, то это
означает, что:
–коэффициент ценовой эластичности спроса является отрицательным;
–коэффициент ценовой эластичности спроса превышает 1;
+коэффициент перекрестной эластичности спроса превышает 1.
–коэффициент перекрестной эластичности спроса не превышает 1.
Слайд 81Предположим, что предложение товара А абсолютно неэластично. Если спрос на
этот товар возрастет, то равновесная цена:
–уменьшится, а равновесное количество товара
возрастет;
–уменьшится, уменьшится и равновесное количество товара;
–увеличится, а равновесное количество уменьшится;
+увеличится, а равновесное количество товара останется неизменным;
Слайд 82Если цена товара возросла с 2 до 3 д. е.,
а объем спроса на него уменьшился со 1500 шт. до
1000 шт., то коэффициент ценовой эластичности спроса равен:
+ 1,0;
– 0,002:
– 5,0;
– 0,04.
– 0,45
Слайд 83
Какое из приведенных ниже утверждений не принадлежит к характеристике эластичного
спроса на товар:
–покупатели относительно чувствительно реагируют на изменение цены;
+коэффициент ценовой
эластичности меньше 1;
–совокупная выручка продавца уменьшается, если цена повышается;
–совокупная выручка продавца увеличивается, если цена уменьшается;
–коэффициент ценовой эластичности больше 1.
Слайд 84Какое из приведенных ниже значений коэффициента эластичности по доходу касается
товаров первой необходимости:
– меньше 0;
+ больше 0, но меньше 1;
–
больше 1;
– меньше 1;
– равен 1
Слайд 85Спрос на молоко менее эластичен, чем спрос на кефир:
–если отсутствующая
конкуренция со стороны иностранных производителей;
–никогда;
–очень редко;
+чаще всего.
– если отсутствующая конкуренция
со стороны отчетечственных производителей;
Слайд 86Товар можно отнести к категории неполноценных, если:
–ценовая эластичность его спроса
равняется 1,5;
–перекрестная эластичность его спроса равняется -0,5;
+эластичность его спроса по
доходу равняется -0,5;
–эластичность его спроса по доходу равняется 1,5.
–эластичность его спроса по доходу равняется -1;
Слайд 87Если эластичность спроса по цене на фото камеры равна 2,
то с ростом цены на них на 10% объем
спроса на
фотоаппараты уменьшиться на 20%.
Слайд 88Сдвиг кривой производственных возможностей влево означает
- сокращение ресурсов
- рост доходов
-
рост потребностей
- увеличение ресурсов