Слайд 1Стратегический маркетинг
Разумова С.В.
6. Разработка концепции позиционирования
Слайд 2Вопросы
Значение концепции позиционирования в разработке эффективных маркетинговых стратегий
Характеристика этапов разработки
концепции позиционирования
Направления позиционирования
Правила построения и использования карт восприятия
Ошибки и способы
модификации неблагоприятного позиционирования
Использование методов маркетинговых исследований в разработке концепции позиционирования
Слайд 36.1. Значение концепции позиционирования в разработке эффективных маркетинговых стратегий
Концепция
позиционирования предполагает определение следующих факторов:
отличительные свойства, на которые благоприятно реагируют
потребители;
восприятие позиции конкурирующих марок и фирм в отношении этих свойств;
наилучшую позицию, которую следует занять в данном сегменте с учетом ожиданий потенциальных потребителей и позиций конкурентов;
маркетинговые средства для защиты и занятия выбранной позиции.
Слайд 4Правила позиционирования
начинать позиционирование с сегментации рынка на основе разнообразных выгод,
которые каждая группа потребителей ожидает от товара;
использовать творческие методы и
интуицию исследователей при проведении позиционирования;
разрабатывать идеальную карту расстановки конкурентов на рынке по определяющим параметрам товара или предприятия;
использовать карты позиционирования для идентификации возможностей, определения текущего и искомого позиционирования на рынке товара или услуги;
разрабатывать дифференцированный товар, который создаст уникальную рыночную долю «сознания», что особенно важно для целевого сегмента рынка;
тщательно осмысливать всевозможные варианты позиционирования в соответствии с выбранной стратегией маркетинга на предыдущих этапах стратегического маркетингового планирования;
разрабатывать пути защиты выбранной позиции с помощью имеющихся ресурсов и отличительных сильных сторон предприятия;
защищать позиции путем агрессивного, мобильного контрнаступления, предполагающего противопоставление данного товара и введение новых моделей;
во время разработки товара убедиться, что качество, заложенное в отличительных особенностях, наиболее эффективно влияет на желаемое конкурентоспособное позиционирование товара на рынке, т.е. является наиболее важным для потребителей выбранного целевого сегмента;
устанавливая цену на позиционируемый товар, необходимо определить, какой объем качества заложен в продукт сверх качества, предлагаемого конкурентами, и сколько конечные потребители готовы платить за это дополнительное качество сверх цены конкурентов;
приблизительно оценивать экономическую эффективность предлагаемой стратегии позиционирования (достигнет ли ожидаемый объем продаж и доля рынка поставленной цели).
Слайд 56.2. Характеристика этапов разработки концепции позиционирования
Определение текущей позиции
Выбор желаемой позиции
Разработка
стратегии достижения желаемой позиции
Слайд 6Определение текущей позиции
Определение конкурентов
на уровне товаров с аналогичными свойствами;
на
уровне товарной категории;
на уровне товаров, удовлетворяющих одну и ту
же родовую потребность;
на уровне потребностей.
Определение характеристик товаров
Оценка значимости характеристик товара для потребителя
Определение позиций товаров-конкурентов по важнейшим характеристикам товаров
Определение «идеальной» точки для потребителей различных сегментов
Построение карт позиционирования
Слайд 7Выбор желаемой позиции
выбор целевого рынка (и, следовательно, круга вероятных конкурентов);
определение
конкурентных преимуществ или различий с конкурентами.
Слайд 8Разработка стратегии достижения выбранной позиции
Виды стратегий
Укрепление существующих позиций
Постепенное перепозиционирование
Радикальное перепозиционирование
Вытеснение
конкурентов с занимаемых позиций
Слайд 9Причины перепозиционирования
Плохой, тусклый, устаревший имидж марки;
Неясный, расплывчатый имидж марки;
Изменение целевой
аудитории или ее нужд;
Планируются изменения в стратегическом направлении компании;
Появляется новая
или обновленная корпоративная особенность;
Изменяется позиционирование конкурентов или появляются новые конкуренты;
Происходит важное событие во внешней среде;
Своевременным является повторное открытие утраченных ценностей.
Слайд 10Обоснование выбираемой варианта позиционирования
Марка х
Лучше чем
КОНКУРЕНТЫ (назвать конкурентов)
Для (указать целевую
группу)
Потому что она (указать стратегическое конкурентное преимущество)
И в результате (ключевое
предложение – рациональные и эмоциональные выгоды)
Слайд 116.3. Направления позиционирования
по атрибуту
по выгодам, решению проблем
по конкуренту
по преимуществу
по
использованию или применению
по потребителю
Позиционирование по статусу
По принадлежности к общественному
движению
по категории продукта
по соотношению цена-качество
Слайд 12Уровни позиционирования
Эффективность позиционирования
Социально-
демографический
уровень
Рациональный
уровень
Функциональный
уровень
Эмоциональный
уровень
Ценностный
уровень
Слайд 136.4. Правила построения и использования карт восприятия
Карта позиционирования – графическое
представление позиций конкурирующих марок/ товаров относительно друг друга по наиболее
важным для потребителей свойствам товара, значение которых нанесено на оси координат
Построению карт позиционирования должно предшествовать проведение исследований потребительских мнений (пример анкеты для изучения позиции товара, марки представлен в приложениях)
Слайд 14Выводы по картам позиционирования
Чем ближе позиция двух марок на карте,
тем вероятнее конкуренция между ними, так как покупатель воспринимает эти
марки как схожие;
Чем ближе марка к идеальной точке, тем вероятнее, что ей будет отдано предпочтение;
В окрестности идеальной точки могут существовать разрывы, представляющие собой потенциальные рыночные сегменты.
Слайд 156.5. Ошибки и способы модификации неблагоприятного позиционирования
К ошибкам позиционирования относят:
Недопозиционирование
Сверхпозиционирование
Расплывчатое
позиционирование
Сомнительное позиционирование
Слайд 16При неблагоприятном позиционировании можно
Модифицировать товар
Модифицировать веса атрибутов
Модифицировать взгляды на марку
Модифицировать
взгляды на конкурирующую марку
Привлечь внимание к игнорируемым атрибутам
Модифицировать требуемый уровень
атрибута
Слайд 176.6. Использование методов маркетинговых исследований в разработке концепции позиционирования
Наиболее часто
используемые методы в целях позиционирования
Качественные
Ассоциативные методы
Методы завершения предложения или ситуации
Методы
конструирования ситуации
Экспрессивные методы
Количественные
Слайд 18Пример вопроса по выяснению отношений потребителей к различным маркам
«Отметьте, к
каким из полюсов изображенных ниже шкал располагаются Ваши впечатления о:
нашей
туристической фирме – галочкой («V»);
главном, на Ваш взгляд конкуренте нашей фирмы (на полях укажите название конкурента) – крестиком («Х»);
«идеальной» фирме – точкой («.»).»
Слайд 19Пример шкалы для построения карт позиционирования
Слайд 20Пример вопроса по определению важности для потребителей различных характеристик товара