Разделы презентаций


Разработка программного обеспечения (Software Engineering)

Содержание

Разработка требованийРазработка требований — это процесс, включающий мероприятия, необходимые для создания и утверждения документа, содержащего спецификацию системных требований. Различают четыре основных этапа процесса разработки требований: анализ технической осуществимости создания системы, формирование

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Разработка программного обеспечения (Software Engineering) Ian Sommervillle
Часть 3. Требования к ПО: разработка

требований.

Разработка программного обеспечения (Software Engineering) Ian SommervillleЧасть 3. Требования к ПО: разработка требований.

Слайд 2Разработка требований
Разработка требований — это процесс, включающий мероприятия, необходимые для

создания и утверждения документа, содержащего спецификацию системных требований.
Различают четыре

основных этапа процесса разработки требований: анализ технической осуществимости создания системы, формирование и анализ требований, специфицирование требований и создание соответствующей документации, а также аттестация этих требований.
Разработка требованийРазработка требований — это процесс, включающий мероприятия, необходимые для создания и утверждения документа, содержащего спецификацию системных

Слайд 3Разработка требований
Анализ
осуществимости
Формирование
и анализ
требований
Специфицирование
требований
Аттестация
требований
Отчет об
осуществимости


создания системы
Модели системы
Пользовательские
и системные
требования
Документация со
спецификацией
требований

Разработка требованийАнализ осуществимостиФормирование и анализ требованийСпецифицирование требованийАттестация требованийОтчет об осуществимости создания системыМодели системыПользовательские и системные требованияДокументация со

Слайд 4Анализ осуществимости
Анализ осуществимости должен осветить следующие вопросы:

Отвечает ли система

общим и бизнес-целям организации-заказчика и организации-разработчика?

Можно ли реализовать систему, используя

существующие на данный момент техно­логии и не выходя за пределы заданной стоимости?

Можно ли объединить систему с другими системами, которые уже эксплуатируются?
Анализ осуществимости Анализ осуществимости должен осветить следующие вопросы:Отвечает ли система общим и бизнес-целям организации-заказчика и организации-разработчика?Можно ли

Слайд 5Анализ осуществимости
Выполнение анализа осуществимости включает сбор и анализ информации о

будущей системе, написание соответствующего отчета. Например, эту информацию можно получить,

ответив на следующие вопросы:
Что произойдет с организацией, если система не будет введена в эксплуатацию?
Какие текущие проблемы существуют в организации и как новая система поможет их решить?
Каким образом система будет способствовать целям бизнеса?
Требует ли разработка системы технологии, которая до этого не использовалась в организации?

После обработки собранной информации готовится отчет по анализу осуществимости создания системы.
Анализ осуществимостиВыполнение анализа осуществимости включает сбор и анализ информации о будущей системе, написание соответствующего отчета. Например, эту

Слайд 6Формирование и анализ требований
На этом этапе ко­манда разработчиков ПО

работает с заказчиком и конечными пользователями системы для выяснения области

применения, описания системных сервисов, определения режимов работы системы и ее характеристик выполнения, аппаратных ограничений и т.д.
Процесс формирования и анализа требований достаточно сложен по ряду причин:

Лица участвующие в формировании требований, выражают в этих требованиях собственные точки зрения, основываясь на личном опыте работы.

На требования к системе могут влиять политические факторы.

Формирование и анализ требований На этом этапе ко­манда разработчиков ПО работает с заказчиком и конечными пользователями системы

Слайд 7Формирование и анализ требований
Экономическая и бизнес-обстановка, в которой происходит

формирование требований, неизбежно будет меняться в ходе выполнения этого процесса.
Лица,

участвующие в формировании требований, часто не знают конкретно, чего они хотят от компьютерной системы.

Лица участвующие в формировании требований, имеют различные предпочтения и могут выражать их разными способами. Разработчики должны определить все потенциальные источники требований и выделить общие и противоречивые требования.

Формирование и анализ требований Экономическая и бизнес-обстановка, в которой происходит формирование требований, неизбежно будет меняться в ходе

Слайд 8Формирование и анализ требований
Процесс формирования и анализа требований проходит через

ряд этапов:
Анализ предметной области. Аналитики должны изучить предметную область,

где бу­дет эксплуатироваться система.

Сбор требований. Это процесс взаимодействия с лицами, формирующими требования. Во время этого процесса продолжается анализ предметной области.

Классификация требований. На этом этапе бесформенный набор требований преобразуется в логически связанные группы требовании.

Разрешение противоречий. Без сомнения, требования многочисленных лиц, занятых в процессе формирования требований, будут противоречивыми. На этом этапе определяются и разрешаются противоречия такого рода.

Назначение приоритетов. В любом наборе требований одни из них будут более важны, чем другие. На этом этапе совместно с лицами, формирующими требования, определяются наиболее важные требования.

Проверка требований. На этом этапе определяется их полнота, последовательность и непротиворечивость.

Анализ предметной
области

Сбор требований

Проверка
требований

Классификация
требований

Разрешение
противоречий

Определение
приоритетов

Специфицирование
требований

Документация
системных
требований

Начало
процесса

Формирование и анализ требованийПроцесс формирования и анализа требований проходит через ряд этапов: Анализ предметной области. Аналитики должны

Слайд 9Формирование и анализ требований
Распространены три подхода к формированию требований: метод,

основанный на множестве опорных точек зрения, сценарии и этнографический метод.


Другие подходы, которые могут использоваться в процессе разработки требований, — это методы структурного анализа и методы прототипирования.
Не существует универсального подхода к формированию и анализу требований. Обычно для разработки требований одновременно используется несколько подходов.
Формирование и анализ требованийРаспространены три подхода к формированию требований: метод, основанный на множестве опорных точек зрения, сценарии

Слайд 10Формирование и анализ требований Опорные точки зрения
Различные точки зрения на

проблему позволяют увидеть ее с разных сторон. Однако эти взгляды

не являются полностью независимыми и обычно перекрывают друг друга, а потому могут служить основой общих требований.

Подход с использованием различных опорных точек зрения к разработке требований признает эти точки зрения и использует их в качестве основы построения и организации как процесса формирования требований, так и непосредственно самих требований.
Формирование и анализ требований Опорные точки зрения Различные точки зрения на проблему позволяют увидеть ее с разных

Слайд 11Формирование и анализ требований Опорные точки зрения
Различные методы предлагают разные трактовки

выражения "точка зрения". Точки зрения можно трактовать следующим образом:
Как источник

информации о системных данных. В этом случае на основе опорных точек зрения строится модель создания и использования данных в системе. В процессе формирования требований отбираются все такие точки зрения, на их основе определяются данные, которые будут созданы или использованы при работе системы, и способы обработки этих данных.

Как структура представлений. В этом случае точки зрения рассматриваются как особая часть модели системы. Например, на основе различных точек зрения могут разрабатываться модели "сущность-связь", модели конечного автомата и т.д.
Как получатели системных сервисов. В этом случае точки зрения являются внешними (относительно системы)

Как получатели системных сервисов. В этом случае точки зрения являются внешними (относительно системы) получателями системных сервисов. Точки зрения помогают определить данные, необходимые для выполнения системных сервисов или их управления.

Формирование и анализ требований Опорные точки зренияРазличные методы предлагают разные трактовки выражения

Слайд 12Формирование и анализ требований Опорные точки зрения
Наиболее эффективным подходом к анализу

интерактивных систем является использование внешних опорных точек зрения. Эти точки

зрения взаимодействуют с системой, получая от нее сервисы и продуцируя данные и управляющие сигналы.

Этот тип точек зрения имеет ряд преимуществ:
Точки зрения, внешние к системе, — естественный способ структурирования про­цесса формирования требований.
Сравнительно просто решить, какие точки зрения следует оставить в качестве опорных: они должны отображать какой-либо способ взаимодействия с системой.
Данный подход полезен для создания нефункциональных требований, с которыми можно связать какой-либо сервис.
Формирование и анализ требований Опорные точки зренияНаиболее эффективным подходом к анализу интерактивных систем является использование внешних опорных

Слайд 13Диаграмма идентификации точек зрения
Менеджер
Владелец
банковского
счета
Иностранный
клиент
Банковский
служащий
Обслуживание
аппаратуры
Удаленная
диагностика
Запрос
баланса
Снятие
денежных


средств
Выдача
чеков
Удаленное
обновление ПО
Перечисления
между
банками
Передача
сообщений
Порядок
операций
Незарегистрированный
пользователь
Удержание
карточки
Защищенность
Проверка
карточки
Удержание
карточки
Безотказность
Расчетные
данные
Системные
расходы
Обновление
счета
Обработка
счетов
Перевод
денег
Посылка
сообщений
Список
услуг

Диаграмма идентификации точек зрения МенеджерВладелецбанковского счетаИностранный клиентБанковский служащийОбслуживаниеаппаратурыУдаленнаядиагностикаЗапрос балансаСнятие денежных средствВыдачачековУдаленноеобновление ПОПеречислениямеждубанкамиПередачасообщенийПорядок операцийНезарегистрированный пользовательУдержание карточкиЗащищенностьПроверкакарточкиУдержание карточкиБезотказностьРасчетные данныеСистемныерасходыОбновление

Слайд 14Формирование и анализ требований Опорные точки зрения
Сервисы, соотнесенные с точками зрения

Формирование и анализ требований Опорные точки зренияСервисы, соотнесенные с точками зрения

Слайд 15Формирование и анализ требований Опорные точки зрения
Информация, извлеченная из точек зрения,

используется для заполнения форм шаблонов точек зрения и организации точек

зрения в иерархию наследования.
Сервисы, данные и управляющая информация наследуются подмножеством точек зрения.
Формирование и анализ требований Опорные точки зренияИнформация, извлеченная из точек зрения, используется для заполнения форм шаблонов точек

Слайд 16Формирование и анализ требований Опорные точки зрения
Все точки зрения
Кассир
Коллектив банка
Клиент
Иностранный
клиент
Счет
клиента
Управляющий

Формирование и анализ требований Опорные точки зренияВсе точки зренияКассирКоллектив банкаКлиентИностранныйклиентСчетклиентаУправляющий

Слайд 17Формирование и анализ требований Сценарии
Сценарии особенно полезны для детализации уже сформулированных

требований, по­скольку описывают последовательность интерактивной работы пользователя с системой. Каждый

сценарий описывает одно или несколько возможных взаимодействий.
Сценарий начинается с общего описания, затем постепенно детализируется для создания полного описания взаимодействия пользователя с системой.

Формирование и анализ требований СценарииСценарии особенно полезны для детализации уже сформулированных требований, по­скольку описывают последовательность интерактивной работы

Слайд 18Формирование и анализ требований Сценарии
В большинстве случаев сценарий включает следующее:
Описание состояния

системы в начале сценария.
Описание нормального протекания событий.
Описание исключительных ситуаций и

способов их обработки.

Информацию относительно других действий, которые можно осуществлять во время выполнения сценария.

Описание состояния системы после завершения сценария.

Формирование и анализ требований СценарииВ большинстве случаев сценарий включает следующее:Описание состояния системы в начале сценария.Описание нормального протекания

Слайд 19Формирование и анализ требований Сценарии
Сценарии событий используются для документирования поведения системы,

представленного определенными событиями. Сценарии включают описание потоков данных, системных операций

и исключительных ситуаций, которые могут возникнуть

Условные обозначения:
Данные, поступающие в систему или исходящие из нее, представлены в эллипсах.
Управляющая информация показана стрелками в верхней части прямоугольников.
Внутрисистемные данные показаны справа от прямоугольников.
Исключительные ситуации показаны в нижней части прямоугольников.
Имя следующего события, ожидаемого после завершения сценария, приводится в затененном прямоугольнике.

Формирование и анализ требований СценарииСценарии событий используются для документирования поведения системы, представленного определенными событиями. Сценарии включают описание

Слайд 20Формирование и анализ требований Сценарии

Выбор
сервиса
Запрос PIN-кода
Проверка
пользователя
Возврат карточки
Превышение
лимита времени
ожидания
Карточка
PIN-код
Возврат

карточки
Недопустимая
карточка
Удержание карточки
Утраченная
карточка
Карточка присутствует
Номер счета,
соответствующий
PIN-коду
Карточка действительна
Номер счета
Подтверждение
пользователя
Возврат карточки
Неверный

PIN-код

Повторный ввод
PIN-кода

Неверный PIN-код

Формирование и анализ требований СценарииВыбор сервисаЗапрос PIN-кодаПроверкапользователяВозврат карточкиПревышение лимита времениожиданияКарточкаPIN-кодВозврат карточкиНедопустимая карточкаУдержание карточкиУтраченнаякарточкаКарточка присутствуетНомер счета, соответствующий PIN-кодуКарточка

Слайд 21Формирование и анализ требований Сценарии
Варианты использования (use-case) — это методика формирования

требований, основанная на сценариях.
Они стали основой нотаций в языке

моделирования UML при описании объектных моделей систем.
Формирование и анализ требований СценарииВарианты использования (use-case) — это методика формирования требований, основанная на сценариях. Они стали

Слайд 22Формирование и анализ требований Сценарии
Варианты использования (use-case) — это методика формирования

требований, основанная на сценариях. Они стали основой нотаций в языке

моделирования UML при описании объектных моделей систем.


Предоставление услуг


Управление пользователями


Услуги каталога

Персонал библиотеки

Пользователь библиотеки

Поставщик

Формирование и анализ требований СценарииВарианты использования (use-case) — это методика формирования требований, основанная на сценариях. Они стали

Слайд 23Формирование и анализ требований Сценарии
Поставщик книг
Составитель каталога: Персонал библиотеки


Книги:
Каталог
Экземпляр:
Библиотечный экземпляр
Покупка

книг


Новая карточка


Каталожная карточка


Размещение
карточки


Удаление из
каталога

Формирование и анализ требований СценарииПоставщик книгСоставитель каталога: Персонал библиотекиКниги:КаталогЭкземпляр: Библиотечный экземплярПокупка книгНовая карточкаКаталожная карточкаРазмещение карточкиУдаление изкаталога

Слайд 24Формирование и анализ требований Этнографический подход
Этнографический подход к формированию системных

требований используется для понимания и формирования социальных и организационных аспектов

эксплуатации сис­темы. Разработчик требований погружается в рабочую среду, где будет использоваться система. Его ежедневная работа связана с наблюдением и протоколированием реальных действий, выполняемых пользователями системы. Значение этнографического подхода заключается в том, что он помогает обнаружить неявные требования к системе, которые отражают реальные аспекты ее эксплуатации, а не формальные умозрительные процессы.
Формирование и анализ требований Этнографический подход Этнографический подход к формированию системных требований используется для понимания и формирования

Слайд 25Формирование и анализ требований Этнографический подход
Этнографический подход позволяет детализировать требования для

критических систем, чего не всегда можно добиться другими методами разработки

требований. Однако, поскольку этот метод ориентирован на конечного пользователя, он не может охватить все требования предметной области и требования организационного характера.

Формирование
требований на основе
этнографического
подхода

Обсуждение
требований

Уточнение требований
на основе
этнографического
подхода

Разработка системы

Разработка прототипа

Оценивание прототипа

Формирование и анализ требований Этнографический подходЭтнографический подход позволяет детализировать требования для критических систем, чего не всегда можно

Слайд 26Аттестация требований
Во время процесса аттестации должны быть выполнены различные

типы проверок документации требований:
Проверка правильности требований.
Проверка на непротиворечивость.
Проверка

на полноту.
Проверка на выполнимость.

Существует ряд методов аттестации требований:
Обзор требований.
Прототипирование.
Генерация тестовых сценариев.
Автоматизированный анализ непротиворечивости.

Аттестация требований Во время процесса аттестации должны быть выполнены различные типы проверок документации требований:Проверка правильности требований. Проверка

Слайд 27Управление требованиями
Управление требованиями — это процесс управления изменениями системных требований.

Процесс управления требованиями выполняется совместно с другими процессами разработки требований.

Начало этого процесса планируется на то же время, когда начинается процесс первоначального формирования требований, непосредственно процесс управления требованиями должен начаться сразу после того, как черновая версия спецификации требований будет готова.

С точки зрения разработки требования можно разделить на два класса:
Постоянные требования.
Изменяемые требования.

Управление требованиямиУправление требованиями — это процесс управления изменениями системных требований. Процесс управления требованиями выполняется совместно с другими

Слайд 28Планирование управления требованиями
Идентификация требований.
Управление процессом внесения изменений.
Стратегия

оперативного контроля.
Информация об источнике требования
Информация о требованиях
Информация

о структуре системы
Поддержка CASE-средств.
Планирование управления требованиями Идентификация требований. Управление процессом внесения изменений. Стратегия оперативного контроля. 	Информация об источнике требования 	Информация

Слайд 29Управление изменениями требований
Процесс управления изменениями состоит из трех основных

этапов:
Анализ проблем изменения спецификации.
Анализ изменений и расчет их стоимости.


Реализация изменений.

Анализ проблем
изменения
спецификации

Анализ
изменений
и расчет
их стоимости

Реализация
изменений

Определение
проблем
в требованиях

Просмотренные
требования

Управление изменениями требований Процесс управления изменениями состоит из трех основных этапов:Анализ проблем изменения спецификации. Анализ изменений и

Слайд 30Вопросы для обсуждения
Предложите, кто бы мог участвовать в формировании требований

для университетской системы регистрации студентов.
Разрабатывается система ПО для автоматизации

библиотечного каталога. Эта система будет содержать информацию относительно всех книг в библиотеке и будет полезна библиотечному персоналу, абонентам и читателям. Система должна иметь средства просмотра каталога, средства создания запросов и средства, позволяющие пользователям резервировать книги, находящиеся в данный момент на руках. Определите основные опорные точки зрения, которые необходимо учесть в спецификации системы.
Ваша компания использует стандартный метод анализа требований. В процессе работы вы обнаружили, что этот метод не учитывает социальные факторы, важные для системы, которую вы анализируете. Ваш руководитель дал вам ясно понять, какому методу анализа нужно следовать. Обсудите, что вы должны делать в такой ситуации.
Вопросы для обсужденияПредложите, кто бы мог участвовать в формировании требований для университетской системы регистрации студентов. Разрабатывается система

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика