Слайд 1Разработка тренингов для входного обучения персонала
Брежнева Анна Павловна
К.с.н.,
доцент кафедры
управления персоналом
Слайд 2Бизнес- тренинг
Цель тренинга
Сформировать желаемую модель поведения (ЖМП)
- такой стандартный алгоритм действий сотрудника, который принят в организации
за эталон, и соблюдение которого позволяет сотрудникам добиваться оптимальных результатов в своей профессиональной деятельности.
Модель должна быть понятна и измерима.
это особая форма обучения взрослых, направленная на формирование и совершенствование их умений и навыков с целью повышения эффективности их профессиональной деятельности.
Слайд 3Адаптационные тренинги
– разновидность бизнес-тренингов
- метод обучения персонала
- направлены на
формирование желательной модели поведения сотрудников
Слайд 4Путь от фактической модели поведения к желаемой
Обучение –
лекции,
семинары, тренинги
Наставничество – закрепление на практике
Коучинг – поддержка в
достижении цели
Слайд 5Как сформировать у работника
новую модель поведения
Слайд 6Особенности обучения взрослых
Слайд 7Задание
Опишите желаемую модель поведения по шагам:
Для менеджера по продажам, которые
проводит встречи с клиентами;
Для сотрудника call-center, который отвечает на рекламации
по телефону;
Для менеджера по продажам, который занимается «холодными звонками»
Время на задание – 10 минут
Слайд 91. Вступление
Вступление направлено на привлечение внимания слушателей.
6 шагов вступления:
Установите зрительный
контакт с аудиторией
Зачин – прием, позволяющий завладеть первичным вниманием аудитории
Завязка
– обозначение проблемы, которая будет раскрыта, чтобы максимально захватить внимание слушателей
Представление себя
Правила
Представление слушателей
Слайд 101.1. Зрительный контакт с аудиторией
это факто усиления речевого
воздействия на аудиторию, направленный на установление и поддержание внимания слушателей.
Правила:
Смотреть
на всех слушателей попеременно/в большой аудитории переводить взгляд с одного сектора на другой
Переводить взгляд медленно
Смотреть дружелюбно
Смотреть в лицо, а не в глаза
Поддерживать зрительный контакт на протяжении всего выступления; не смотреть в пространство и не посторонние предметы; отводить взгляд от аудитории лишь ненадолго.
Слайд 111.2. Шесть классических вступлений зачинов
Использование сенсационного факта
Занимательная история, имеющая отношение
к предмету, или пример
Комплимент, сочувствие
Вопрос с целью возбуждения любопытства
Ссылка
Демонстрация какого-либо
предмета
Слайд 121.3. Завязка в тренинге
Это ответ на вопрос о цели тренинга
и его значении для участников.
Должна быть четкой и понятной.
Слайд 131.4. Представление себя
Рассказ о себе. Почему этот тренинг провожу я
ЗАДАНИЕ
В ПАРАХ
1. Расскажите о себе своему партнеру (7 минут):
Чем занимаетесь?
Что
у вас получается лучше всего?
Есть ли у вас опыт проведения обучения, тренингов?
Ваши ожидания от тренинга?
2. Представьте своего собеседника (1 мин.)
Слайд 141.5. Правила (пример)
По имени на «ты»
Конструктивная активность
Здесь и сейчас
Регламент
Выключаем телефоны
Предусмотрите
поощрения активным участникам
Слайд 15Задание
Отработка вступления
Придумать, чему вы можете научить других участников.
Выступите (пункты
1-4)
Время на подготовку – 5 мин.
Время на выступление – 1-3
мин.
Слайд 162. Тематический блок
Вовлечение (проблематизация)
Дидактика (мини-лекция)
Отработка (упражнения, комплексные действия, обратная связь)
Слайд 172.1. Вовлечение
(проблематизация)
Энерджайзеры: «Я история», притча, метафора, статистика, демонстрация, провокация,
решение задачи, проблематизирующий вопрос.
Фасилитация - метод применяемый в бизнес-тренинге для
структурированного и интенсивного сбора мнений участников по определенному локальному вопросу (Среднее время фасилитации - 5 минут). Цель: вовлечение слушателей в новую тему.
Слайд 18Технология фасилитация
Вопрос – Пауза
Опрос участников тенинга. Обращение к конкретному участнику
(собирается мнение каждого, если группа небольшая (до 10 человек), и
выборочно – если группа большая
«Что вы думаете по этому вопросу?»
«Ирина …»
«Пожалуйста …»
3. Повторение сказанного («Эхо», парафраз» с использованием ключевых слов) после каждого высказывания
4. Общий вывод, связанный с темой мини-лекции. Переход к мини-лекции.
Слайд 192.2. Мини-лекция
Структурированная информация, которая является основой для практических действий.
Не должна
превышать 10-15 минут. Далее вступает в силу закон прогрессирующего нетерпения.
Правила
мини-лекции
По ходу мини-лекции тренер задает вопросы участникам
Основные пункты представлены в последовательно открывающихся пунктах слайдов
В конце тренер просит участников повторить услышанное
Слайд 20Средства мини-лекции
Использование наглядных средств
Запоминаем 80% того, что видим и только
15% того, сто слышим
Типы наглядных средств
Раздаточные материалы
Флип-чарты
Мульти-медийные презентации
Слайд 21Результат мини-лекции
Информирование
Смена установки
Мотивирование слушателей
Слайд 22Задание
Провести тематический блок
(пункт 1 и 2: Проблематизация+Дидактика)
Тема
«Трудные участники
тренинга»
Слайд 23Отработка (виды активностей при отработке навыков)
Выполнение заданий индивидуально
Ролевые игры
Деловые игры
Анализ
кейсов
Мозговой штурм
Практические задания в мини-группах
Учебные проекты с презентацией
Анализ видео-записи
«Выход за
рамки класса»
Тестирование, викторина
Слайд 24Пример ролевой игры
Вы - Мария - руководитель
отдела. Руководство организации возложило на ваш отдел новые функции. Вам
надо решить, кому поручить эту работу. В вашем отделе работает Николай. Он добросовестный и квалифицированный работник. Вы решили дать Николаю новое поручение. Николай ведет серьезный участок работы и никогда вас не подводил. Вы уверены, что Николай справиться с поручением. Вы вызываете Николая к себе для беседы.
Вы – Николай - подчиненный Марии. Вы – ответственный и результативный работник. У вас много обязанностей с которыми вы эффективно справляетесь. Вы не хотите брать на себя новые поручения, т.к. уверены, что кто везет на том и едут. Ваш руководитель вызывает вас к себе для беседы.
Слайд 25Задание
Разработать ролевую игру.
Придумать тему
Написать роли
Зачитать роли
Слайд 26Задание
Провести ролевую игру
в мини-группах
Слайд 27Разогревающие упражнения/
Разминка/Психогимнастика
Короткие упражнения, целью которых не является освоение бизнес
технологии, могут не всегда иметь прямую связь с навыками, отрабатываемыми
на тренинге.
Цель:
Создание команды
Экспресс- анализ ситуации
Мотивация участников на продуктивную работу
Виды:
Подвижные игры, загадки, шарады
Стандартные задачи в нестандартной форме
Интервьюирование участниками друг друга
Упражнение на визуализацию и т.д.
Время: не более 10 мин.
Слайд 28Завершение тренинга
Цели:
Помочь участникам объединить весь объем информации в единую комплексную
систему.
Мотивировать участников на применение знаний на практике.
Выявить отношение участников к
тренингу.
Проанализировать «полезный выход» для участников.
Шесть классических завершений тренинга
Резюме
Оптимистический или воодушевляющий призыв
Призыв к действию
Комплемент на прощание
Шутка
Неожиданное заключение
Слайд 29Задание на семинар:
Выбрать для практической отработки одно из пяти заданий
(один из элементов проведения тренинга) и показать его в аудитории;
тема м.б. ЛЮБАЯ (не обязательно профессия):
Прописать желаемую модель поведения под КОНКРЕТНУЮ должность/активность (по выбору студента)
Выступить со вступлением к тренингу (слайд 9 п.п. 1-4)
Подготовить тематический модуль тренинга: вовлечение, мини-лекция и отработка на закрепление материала и показать в аудитории (слайд 16)
Написать ролевую игру и организовать ее; дать по ней обратную связь участникам
Показать пример завершения тренинга (слайд 29)