Слайд 1Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития
Слайд 2Сложное нарушение развития
Это сочетание двух или более психофизических нарушений у
ребенка.
Например, сочетание умственной отсталости и слабовидения, нарушений опорно-двигательного аппарата
и нарушений речи.
Термин, в название которого включены вторичные отклонения в развитии, следует признать неточным и устаревшим (слепоглухонемота).
Слайд 3Основные группы детей со сложной структурой нарушения.
1. Дети с двумя
выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития.
2.
«Осложненный» дефект. Ведущему психофизическому нарушению сопутствует другое нарушение, выраженное в меньшей степени ( умственно отсталые дети с небольшим снижением слуха)
Слайд 4Наиболее сложны в реабилитации:
3. Множественные нарушения.
У ребенка имеется три
или более вида первичных нарушений, выраженных в разной степени, которые
приводят к значительным отклонениям в развитии.
В эту группу можно отнести сочетание ряда небольших отклонений имеющих отрицательный кумулятивный эффект.
Слайд 5Значение психолого-педагогического изучения детей со сложным дефектом.
40 % контингента специальных
образовательных учреждений составляют дети со сложным нарушением развития.
Для своевременной диагностики
сложного и множественного нарушения развития требуется комплексное клинико-психолого-педагогическое изучение ребенка.
Единая комплексная программа обследования детей с выраженным нарушением в психическом развитии должна включать: обязательное первичное и регулярные повторные обследования состояния слуха и зрения у детей со всеми видами нарушений; регулярные повторные психолого-педагогические обследования детей.
Слайд 6Крайне важное значение имеет ранняя диагностика отклонений
Основные методы:
Нейрофизиологическое обследование
Психологическое исследование
Медико-генетическое
исследование
При обнаружении дефекта лечение сопровождается длительной культурной и материнской
депривацией. Своевременное обращение к специалистам-педагогам не всегда приносит нужные плоды, т.к. знания дефектологов в этой области незначительны.
Слайд 7Труднейшая проблема специальной педагогики
Обучение и воспитание таких детей малоизучено, реабилитация
проводилась в отношении отдельных видов сложного дефекта; вплоть до последнего
десятилетия такие дети считались необучаемыми.
Только один вид сложного дефекта - сочетание нарушений зрения и слуха у одного ребенка, который принято относить к слепоглухоте, можно считать достаточно изученным, и только по отношению к этим детям разработаны специальные программы и методы обучения.
Слайд 8Перспективы развития
Лишь определенный круг специалистов знаком с проблемой и
владеет практико-консультативной диагностикой, - в основном это отдельные сотрудники Института
коррекционной педагогики РАО и педагоги связанных с ними экспериментальных школ.
Большинство таких детей обучается в специальных школах. Программы воспитания и обучения многих категорий групп со сложным дефектом еще предстоит создавать.
Слайд 9Особенности раннего развития
У детей со сложным дефектом имеется особая отягощенность
условий раннего развития. Наличие нескольких первичных нарушений чрезвычайно обедняет контакт
ребенка с внешним миром в сензитивный период, что ведет к недоразвитию как отдельных функций, так и к ЗПР.
Материальная и социальная среда мало приспособлена к особенностям познавательной деятельности таких детей.
Слайд 10Особенности сложных нарушений.
Психическое развитие при двойном и тройном дефекте не
сводится к сумме особенностей психического развития при каждом нарушении, а
образует новую, сложную структуру и требует особого психолого-педагогического подхода (исследования А.И.Мещерякова, Т.В.Розановой и т.д.)
Вследствие тотальной изоляции от внешнего мира ребенок может восприниматься как глубоко умственно отсталый, хотя на самом деле он обладает значительным потенциалом в развитии интеллектуальных способностей.
Слайд 11Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка со сложным дефектом.
Необходимо выявить реальные пути
компенсации дефекта через сохранные функции, при слепоте – через слух
и осязание; при глухоте – через зрение, кинестетическое, тактильно-вибрационное восприятие, при слепоглухоте – через осязание, обоняние, кинестетическое восприятие.
При утраченных функциях значительно обострены другие виды восприятий, что способствует успешному восстановлению ребенка.