Слайд 1Развитие навыков звукового анализа
Слайд 2Трудности и пути их решения при обучении навыкам звукового анализа
и синтеза
Анализ - это процесс расчленения целого на части, а
также установление связей, отношений между ними.
Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое отдельных частей предмета и его признаков, полученных в процессе анализа.
Звуковой анализ - это определение порядка звуков в слове, выделение отдельных звуков, различение звуков по их качественным характеристикам (гласный - согласный, твердый - мягкий).
Слайд 3Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово
глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает
сторону фонематическую, т.е. последовательность звуков его составляющих.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Одновременно с этим, при нарушении синтез ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово.
К примеру, на вопрос взрослого: «Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М?» Ребенок отвечает: «Рома».
Слайд 4Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные
элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить
гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.
Чтобы развить это восприятие, родителям следует играть с ребенком в следующие игры:
«Повтори за мной»
Взрослый произносит слово, выделяя один звук, а ребенок повторяет (м-м-мыло, маш-ш-ш-ина, дом-м-м). Необходимо, чтобы ребенок научился выделять звук при произнесении слова.
Слайд 5«Найди место звука в слове»
Чтобы ребенку было интересно, сделайте дорожку
из цветной бумаги, разделите ее на 3 части, выберите небольшую
игрушку или фишку, которую Вы будете передвигать вместе с ребенком по дорожке.
Определитесь, место какого звука, и в каком слове вы будете искать. Медленно произносите слово и делайте акцент на звуке (с-с-санки, поднос-с-с).
Если звук слышится в начале слова, то фишка остается в начале дорожки. Если звук слышится в конце слова, фишка передвигается до конца дорожки и останавливается там.
Слайд 6«Назови первый звук в слове»
Игра проводится при помощи мяча. Взрослый
называет слово и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет
первый звук в слове и бросает мяч взрослому.
«Назови слово на заданный звук»
Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет звук и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.
И вот первый этап обучения пройден: ребенок легко определяет, какой звук вы подчеркнули, произнося слово; он сам может сказать слово, интонационно выделив в нем любой звук; он легко подбирает слова на заданный звук, определяет место звука в слове. Но это еще не значит, что ребенок научился звуковому анализу слов.
Слайд 7Провести звуковой анализ слова - это значит назвать звуки слова
в той самой последовательности, в какой они в этом слове
находятся.
Что это значит? Если Вы спрашиваете ребенка, из каких звуков состоит слово кот, а он отвечает вам: «В слове кот есть звук [о], звук [к] и звук [т]», это значит, что он хорошо слышит в слове отдельные звуки, но не умеет еще провести его звуковой анализ. А ведь звуковой анализ - основа грамотного письма.
Только представьте себе, что получится, если ваш ребенок будет записывать звуки в слове в произвольной последовательности!
Слайд 8Новый этап обучения - новые задачи. Значит, мы должны дать
ребенку новые средства для решения этих задач. Если на первом
этапе, когда вы учили детей слышать в словах отдельные звуки, сравнивать слова по звучанию, вы пользовались особым произнесением слова, то при обучении ребенка звуковому анализу слов этого недостаточно.
Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено.
Слайд 9Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его
звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки,
его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так, как они слышатся в слове.
Какой первый звук в слове весна? Давайте послушаем, выделим этот звук голосом: вь-вь-вьэсна — первый звук [в']. А второй? Вьэ-э-эс. Ребенок хорошо слышит, что второй звук в этом слове - [э].
Чтобы помочь ребенку сделать звуковой анализ, взрослый должен сам ориентироваться в том, какие звуки гласные, а какие — согласные.
Слайд 10Гласные звуки - это звуки, при образовании которых воздух в
полости рта не встречает на своем пути преград. В образовании
гласных звуков участвует только голос. Эти звуки можно пропеть свободно. Пропойте их вместе с ребенком: [а], [о], [у], [ы], [э], [и]. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.
Согласные звуки — звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, язык и небо. Произнесите эти звуки вместе с ребенком: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Мягкие звуки мы обозначаем зеленым цветом, а твердые согласные - синим.
Слайд 11Чтобы ребенку было интересно, используйте развлекательные моменты, старайтесь поддерживать стойкий
интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и
умения. Схемы слов ребенок может составлять не только при помощи карточек, но и при помощи мелких пуговиц, прищепок, карандашей, кубиков, пирамидок, игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев.
Дополнительная нагрузка на мелкую мускулатуру будет в том случае, если пуговицы хранятся в прозрачной бутылочке или банке с завинчивающейся крышкой, которую малышу нужно открывать или закрывать самостоятельно.
Слайд 12Можно самостоятельно сделать коробочку для звукового анализа и заполнить ее
жетонами. Разноцветные жетоны развивают и укрепляют память, тренируют мышцы пальцев.
Звуковой
анализ слова МАК
М-м-мак - произнесите. Какой первый звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьмите фишку, которая обозначает твёрдый согласный звук.
Мааак - повторите. Какой звук слышите после [м]? Какой это звук? Берем фишку, обозначающую гласный звук, и размещаем ее после [м].
Маккк (подчеркнуто артикулируется звук [к]) - какой последний звук в этом слове? Он гласный или согласный? Берем фишку, обозначающую твердый согласный звук, кладем ее после звука [а].
Назовите все звуки в слове мак по порядку.
Слайд 13Где находится звук [а]: в начале, в конце или в
середине слова?
Какой первый звук в слове мак? А какой в этом слове
последний звук?
Назовите гласный звук в слове.
Назовите согласные звуки в слове.
Сколько всего звуков в слове мак?
При звуковом анализе получается красочная схема. Вы можете предложить ребенку зарисовать ее в тетради в клетку или на листе бумаги и еще раз предложить ребенку произнести слово по звукам.
Слайд 14Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив
простые слова. Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим
занятиям.
Чтобы развивать синтез мышления, играйте с ребенком в игру «Угадай слово». Взрослый называет отдельные звуки, а ребенок отгадывает слово ([р], [а], [к] - рак).
Помните, в Ваших силах помочь ребенку преодолеть трудности, связанные с речевым нарушением. Развивая навык звукового анализа и синтеза в домашних условиях, Вы непременно поможете своему ребенку успешно учиться в школе!