Слайд 1Развитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обучения
Составила
Ооржак А.А.
Слайд 2Социологические исследования учащихся старших классов, проводимые в разных странах, показывают,
что российские школьники зачастую демонстрируют прочные знания фактологического характера. Зато
бывают беспомощны в ситуациях, когда требуется проанализировать те или иные данные. Наши учащиеся, оказывается, теряются, когда задания носят не лобовой характер и требуют не просто применения выученных правил, а предполагают мыслительные усилия – умение сравнивать, делать умозаключение, свести в единое целое различные данные.
Слайд 3Способ диалектического обучения (словесно-логический способ обучения) использует третий тип необходимости
– естественное принуждение, высшей формой которого является самопринуждение, яркая состязательность,
различные формы материализации оценки знаний включают в активную работу каждого ученика. Этот метод разработан сотрудниками Красноярского ИПК А.И. Гончаруком, В.Л. Зориной. (Патент №126 от 29.03.1996 г.Экспертного Совета Международного педагогического изобретательства).
Слайд 4Логика помогает правильно рассуждать. Сила ее в том, что она
дает возможность получать новые знания без наблюдения или опыта, а
лишь при помощи размышления и рассуждения. Конечно же, новые знания не получаются из ничего, а выводятся из уже имеющихся. Для того, чтобы знание, полученное с помощью логических рассуждений, было истинным, то есть правильно отражающим действительность, необходимо (и достаточно) выполнение двух условий.
Слайд 51. Исходное знаний должно быть истинным.
2. Рассуждение должно быть
правильным, то есть заключение (предположение, выражающее новое знание) должно логически
следовать из предпосылок (предложений, выражающих исходное знание). Если оба эти условия выполнены, то в истинности знаний, полученных рассуждением, можно не сомневаться. Логика помогает систематизировать (классифицировать) и обобщать знания.
Слайд 6Элементарной частицей мысли является понятие. В логическом плане технологическим стержнем
способа диалектического обучения является анализ понятий. В мыслительную деятельность своих
учеников я включаю десять операций с понятиями:
Слайд 7Диалектический способ включает следующие основные логические операции
Определение
Деление
Обобщение
Ограничение
Слайд 8определение понятия (раскрытие содержания понятия);
деление понятия (определение объема понятия);
обобщение понятия
ограничение
понятия
формулирование проблемных вопросов
- А – вопрос – понятие
- Б –
вопрос – суждение
выражение отношений между понятиями;
нахождение противоположностей;
выявление противоречий;
нахождение путей разрешения противоречий.
Слайд 9Вопрос – понятие
Установите соответствие между понятиями и их родовым
и видовым признаком
Слайд 10Вопрос – суждение
Как доказать, что глюкоза является моносахаридом
Чем объснить,
что моносахариды делятся на альдозы и кетозы
Слайд 11Сравнение
Для глюкозы характерна реакция серебряного зеркала, а сахароза не
окисляется раствором оксида серебра
Слайд 12Противоречие
Сформулируется какая то проблема
Слайд 14Умозаключение
1. Если рибоза моносахарид, то крахмал - …..
Сахароза, олигосахарид,
углевод (все олигосахариды являются углеводами. Сахароза – олигосахарид)
Слайд 15Современный дидактический инструментарий способствует:
во-первых, развитию учащихся, что убедительно доказывают
данные тестирования;
во-вторых, может использоваться не только для закрепления изученного материала
и контроля знаний, но и для расширенного воспроизводства знаний;
в-третьих, способствует формированию инициативного специалиста, способного к саморазвитию и самообразованию, а это одна из самых актуальных проблем современности.
Слайд 16Реализация СДО в учебном процессе
позволяет решить основную задачу,
определенную
ФГОС нового поколения, –
повысить качество образования за счет
формирования
у учащихся УУД,
достижения
– предметных и метапредметных
результатов,
– индивидуального прогресса учащихся.
Слайд 17Способ диалектического обучения позволяет на основе единой методологии осуществлять переход:
От
ставки на память и сообщенные знания (зубрежка) к ставке на
мышление и выводные знания (развитие);
От слова (язык) через понятие (наука) к категории (философия);
От двухмерной деятельности (прямая связь) к трехмерному труду (обратная связь);
От непосредственного обучения (автократия) к опосредствованному (демократия);
От простого (формального) воспроизводства к расширенному (реальному) воспроизводству знаний;
От внешнего принуждения к самопринуждению;
От необъективной оценки знаний, выводимой учителем, к «Материализованной» (объективной) самооценке учащихся.
Слайд 18Уникальные возможности тестов в системе СДО
Возможность проверки не только уровня
знаний, но и уровня мышления.
Возможность составления по любому учебному материалу,
теме.
Возможность использования тестовых заданий для закрепления изученного материала на уроке.
Слайд 19Система заданий диалектического способа представляет собой единство пяти частей:
«осведомленность»,
«определение понятий»,
«деление понятий»,
«обобщение»,
«аналогия».
Слайд 20Химия 10 кл
После изучения темы
Всего баллов – 36-54 балла
Слайд 21«Осведомленность»
позволяет выявить у учащихся уровень сформированности специальных умений, проверить
знания по номенклатуре, специфических характеристик и свойств изученных соединений.
Слайд 23«Определение понятий»
формируют умения проводить анализ объектов с целью выделения
их существенных признаков, осуществлять подведение под понятие, устанавливать взаимосвязь структурных
элементов содержания понятия.
Слайд 24Определение понятий
Отметьте знаком «+» правильное содержание понятия и знаком
«-» неправильное
Слайд 25«Деление понятий»
развивает умения находить критерии для сравнения, классификации, делить понятия
в соответствии с существующими правилами.
Слайд 26«Деление понятий»
Найдите лишнее понятие и объясните свой выбор
Слайд 27«Обобщение»
играют важную роль в формировании и развитии у учащихся
способности к теоретическим обобщениям.
Слайд 28«Обобщение»
Обобщите понятия, указав ближайшее родовое понятие
Слайд 29«Аналогия»
направлены на развитие умений устанавливать вид отношений между понятиями
и на основе установленного отношения строить умозаключение.
Слайд 30«Аналогия» Из трех понятий, выпишите только одно, которое находится в
том же отношении, что и в паре исходных
Слайд 31Критерии уровня развития мышления
41-45 балла – высокий уровень
27-40 балла –
средний уровень
26 баллов и менее – низкий уровень мышления
Слайд 32Критерии оценок
«отлично» - 43-50 баллов
«хорошо» - 34-42 баллов
«удовлетворительно» - 25-33
балла
«плохо» - 24 балла и менее
Слайд 33Осведомленность.
Выберите правильный вариант
Слайд 35«Деление понятий» Найдите лишнее понятие и объясните свой выбор
Слайд 36«Обобщение»
Обобщите понятия, указав ближайшее родовое понятие
Слайд 37«Аналогия» Из трех понятий, выпишите только одно, которое находится в
том же отношении, что и в паре исходных
Слайд 38Субтест № 1. ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ.
Продолжите предложение, выбрав правильный вариант ответа из текста
Слайд 40Субтест № 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Отметьте знаком «+» правильное содержание понятия и знаком
«–» — неправильное
Слайд 42Субтест № 3. ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Найдите лишнее понятие и объясните свой выбор
Лишнее понятие — Гренландия (В),
т.к. по месту обитания является страной, в которой тигры не живут, а Индия (А) и Дальний Восток (С) – места обитания тигра.
Лишнее понятие — лень (С), т.к. по способности
характеризовать тигра является признаком, не
принадлежащему ему, а быстрота (А) и ловкость (С) –
особенности тигра.
Слайд 43Лишнее понятие — подкарауливание (А), т.к. по манере поведения в определённые
периоды жизни является действием, которое совершается в период охоты, а
мурлыкание (В) и фыркание (С) – действием в период сытости.
Лишнее понятие — тигрёнок (С), т.к. по возрастной ступени развития является детенышем, а тигр (А) и тигрица – взрослые особи.
Слайд 44Субтест № 4. ОБОБЩЕНИЕ
Обобщите понятия, указав ближайшее родовое понятие
Слайд 46Субтест № 5. АНАЛОГИЯ
Из трех понятий, указанных под буквами A, B, C,
выпишите только одно, которое находится в том же отношении, что
и в паре исходных понятий
Слайд 48
Хобот – мышечный орган, который возник в результате срастания носа
и верхней губы.
Эхолокация – способ ориентации, при котором животные улавливают
звуки от предметов.
Карандаш – инструмент, состоящий из грифеля и оправы.
Определение понятий
Слайд 49Деление понятий
Найти лишнее понятие, указав основание деления.
1. A – тигр,
B – волк, C – куница,
D – бегемот.
2. A – лось, B – слон, C – кабан,
D – косуля.
Слайд 50Модель ответа
(тигр, волк, бегемот, куница):
Бегемот – травоядное животное, остальные -
хищные
Основание – тип питания
Бегемот – обитает в жарких странах,
других животных можно встретить в Евразии
Основание деления – места обитания
Слайд 51Для пары понятий записать обобщающее понятие.
1. Сурок – белка
2. Кашалот – касатка
Обобщение
Слайд 52Модель ответа
(сурок – белка):
Организмы
Животные
Млекопитающие
Грызуны
Слайд 53Отношения между понятиями
Отразить отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера.
A – водные животные
B – животные суши
C – шакал
D
– кашалот
Е – лягушка
Слайд 56Карточка “Сравнение” (разработана сотрудниками Красноярского ИПК Зориной В.Л., Гончаруком А.И.,
Ботовым М.И.)
По сравнению с …
Так же, как и …
Как …,
так и …
Сравнивая …, можно сказать …
Кроме … еще
Помимо …
Больше чем …
Не только …, а и …
Наряду с …
Если …, то …
В отличие от …
Слайд 57Отразить отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера:
А- организмы В-
одноклеточные организмы С- амеба
Слайд 58А-организмы
В-прокариоты
С-эукариоты
Д- амеба
Е- железобактерии
Слайд 59«Шкатулка понятий»
Продолжи ряд слов, подобрав к ним обобщающее понятие:
А) хлорелла,
хламидомонада, амеба-
Б) серобактерии, железобактерии, нитрифицирующие бактерии-
В) гриб-трутовик, масленок, яблоко-
С) спирогира,
заяц-беляк, груша-