Слайд 1Развитие специальной педагогики, как науки.
Подготовила:
Досмаилова С.Р.,гр.Д22(с)
Слайд 2Дефектологическая наука и коррекционно-педагогическая практика имеют богатый исторический опыт.
За годы
изучения аномальных детей, выявления природы и сущности их отклонений, организации
коррекционной работы с ними сформировалась стройная система научных знаний об аномальных детях и истории развития специальных образовательных учреждений для детей с недостатками в развитии и поведении.
Слайд 3Опыт изучения теории и практики коррекционной работы
охватывает не только отрасли
специальных дефектологических знаний в области сурдопедагогики (Н.М.Назарова) или истории изучения,
воспитания и обучения умственно отсталых детей (X. С. Замский), но и историю становления и развития воспитания трудновоспитуемых детей (А. В. Гаврилин), подготовку педагогических кадров к работе с девиантными подростками в образовательных учреждениях (С.А.Завражин).
Слайд 4В дефектологической науке,
во всех отраслях научных знаний, изучающих проблемы отклонения
в развитии и поведении, имеется четыре самостоятельных и в то
же время тесно взаимосвязанных аспекта: медико-клинический, психологический, педагогический и социологический, которые в истории дефектологии то развивались независимо друг от друга, то переплетались, взаимодополняя и расширяя проблему.
Слайд 5Медико-клинический аспект
раскрывает вопросы этиологии умственного дефекта, его анатомо-физиологические нарушения и симптомы,
исследует способы клинического диагностирования дефекта, подходы к его классификации.
Слайд 6Психологический аспект
устанавливает картину психических аномалий, раскрывает своеобразие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы
у детей с разнообразными психическими отклонениями, определяет симптомы отдельных форм
того или иного дефекта
Слайд 7Педагогический аспект
рассматривает проблемы умственной отсталости, например, с точки зрения обучаемости
и необучаемости ребенка в обычной и специальной школе, определяет принципы,
методы и приемы педагогической коррекции дефекта.
Слайд 8Социологический аспект
анализирует проблему с точки зрения социальной оценки существующего явления,
зависимости ее от социально-экономических условий, социально-педагогических причин, влияния на нее
характера и условий развития общества. Отношение общества к детям с отклонениями в развитии и поведении, характеристика, оценка их развития и поведения в ходе исторической эволюции человеческого общества были неоднозначны
Слайд 9История развития коррекционной педагогики в Западной Европе
История становления человеческого общества
свидетельствует, что на ранних этапах своего развития, в силу неразвитости
производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, отношение к людям с психофизическими недостатками было нетерпимым.
Слайд 10В эпоху античности
в ряде эллинистических государств (Спарта) у отдельных человеческих
сообществ, исповедующих культ силы, выносливости, культ человеческого тела, всякие отклонения
в физическом развитии, уродство и иные аномалии у детей считались нежелательными. Дети с такими недостатками умерщвлялись: по решению старейшин их сбрасывали в пропасть Тайгет. Это происходило в Спарте до IV-V вв. нашей эры. Так было и в Древнем Риме в начале нынешнего тысячелетия, где убивали уродливых и топили в воде хилых и обезображенных детей, руководствуясь правилом об отделении негодного от здорового.
В период раннего и позднего средневековья (V-ХV вв.), когда в Западной Европе утверждалась идеология католической церкви, уничтожалось все, что не соответствовало канонам церкви. Инквизиция расправлялась не только со свободомыслием, но и с душевнобольными людьми, считая слабоумных "детьми дьявола". Церковь бросала их в тюрьмы, подвергала пыткам, сжигала на кострах
Слайд 11Эпоха Возрождения(XV-XVII вв.)
в Западной Европе ознаменовалась борьбой взглядов на природу
человека, его психическую деятельность между религиозной схоластикой, мистическими "демонологическими" теориями
и гуманистическими идеями возвеличивания человеческого разума, сострадания и милосердия к человеческим порокам и недостаткам, к психическим и физическим аномалиям.
В это время зарождаются гуманистические тенденции в области медицины, когда врачи посещают монастыри и тюрьмы, ведут наблюдение за душевнобольными, пытаясь осмыслить и оценить это психическое состояние человека.
Слайд 13Вторая половина XIX и начало XX в.
ознаменовались тем, что
наряду с клиническим изучением глубоких форм умственной отсталости стали обращать
внимание и на легкие формы слабоумия. С расширением сети школьного образования все острее вставала проблема неуспеваемости учащихся с отклонениями в умственном развитии, так как они не справлялись с программами народных школ.
Учеников отчисляли из школы, они оказывались на улице, пополняли ряды антисоциальных элементов. Поэтому изучение слабоумных детей рассматривается не только как медицинская, но и как социальная проблема, как средство предупреждения социальной запущенности молодежи.
Слайд 14Вопросами изучения этиологии и анатомо-физиологической сущности слабоумия детей на рубеже
веков занимаются В.Айрленд, Б.Морель, Д.Бурневиль, Э.Крепелин, Ж.Демор и др.
Слайд 16Становление российской дефектологической науки
История российской дефектологии не менее разнообразна, не
менее интересна. Она также имеет примеры самопожертвования, самоотверженного труда в
деле преодоления психических и физических дефектов у ребенка, исправления аномалий в его развитии и поведении. Российская история коррекционной педагогики взаимосвязана с европейской дефектологической наукой, учитывает и использует ее обширный научный и практический опыт. В то же время в истории развития теории и практики коррекционной педагогической деятельности в России мы имеем некоторое своеобразие, отличительные особенности.
Слайд 17Глубокое проникновение религии в жизнь и быт
русского народа, специфика
российского национального менталитета придают работе с аномальными детьми гуманистическую направленность,
построенную на сострадании, милосердии, защите убогих и юродивых. Крестьянская природа Российского государства отражается в общинности в принятии решения по сложным проблемам, в преодолении жизненных трудностей "всем миром сообща". Различные общественные движения в России во второй половине XIX в. формируют в среде интеллигенции подвижников, людей, увлеченных идеей помощи страждущим и обездоленным.
Слайд 18В Уставе о православной церкви, утвержденном киевским князем Владимиром Святославичем (996), вменялось в
обязанность церкви заботиться об убогих, нищих и юродивых
В XI в.
Киево-Печерская лавра становится прибежищем для калек и слабоумных, то же самое можно сказать о деятельности монастырей и церквей по всей Киевской Руси.
В"Стоглавый судебник" (1551) при Иване Грозном была внесена статья о необходимости попечения больных и нищих, "кои одержимы бесом и лишены разума".
В начале XVIII в. Петром I был разработан указ о создании госпиталей для душевнобольных, в которые должны были помещаться ненормальные заброшенные дети.
В отношении душевнобольных произошли во второй половине XVIII в. в связи с изданием Екатериной II "Указа об учреждении Приказов общественного призрения" (1775), по которому в России создавались лечебные учреждения, благотворительные заведения и школы.
Слайд 19Вопросами обучения и воспитания умственно отсталых детей,
исследованиями в области психологии
аномального детства, проблемами педагогической коррекции недостатков развития и поведения занимались
такие выдающиеся ученые-педагоги, психологи, медики, как Е.К.Грачева, В.П.Кащенко, Г.И.Россолимо, Г.Я.Трошин, А.Ф.Лазурский, А.В.Владимирский, Н.В.Чехов и др.
Слайд 21Таким образом,
коррекционная педагогика наряду с сугубо дефектологическими проблемами, связанными с
ярко выраженными аномалиями и дефектами, все чаще обращается к вопросам
на стыке нормы и патологии, к тем детям, которые входят в группу риска, которые уже как бы не являются объектом общей педагогики и психологии, но еще не стали и объектом специальной психологии и педагогики.