Слайд 1
Развитие универсальных учебных действий учащихся через приобщение к проектной и
исследовательской деятельности.
Клевцова Е.М. учитель биологии
Слайд 3
Виды универсальных учебных действий (УУД)
Слайд 4Функции УУД включают:
Обеспечивают возможности учащимся самостоятельно осуществлять деятельность, ставить цели,
искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать
и оценивать процесс и результаты деятельности;
Создают условия для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
Обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Слайд 5Сформировать УУД – значит:
Научиться выполнять учебные задания, построенные на способе
действия, мышления, коммуникации, на основе образца.
Передать сам способ выполнения метапредметного
действия.
Научить выстраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости -развивать его.
Слайд 7«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен
выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь
достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».
К.Д.Ушинский
.
. Как сформировать Универсальные учебные действия?
Список технологий формирования УУД
Технология Даны Толлингеровой "Таксономия учебных задач"
Проблемно-диалогическая технология
Организация учебного сотрудничества
Работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности
Проектно-исследовательская деятельность
Технология оценки образовательных достижений.
Творческие мастерские в рамках разновозрастного сотрудничества.
Технологии развивающего обучения
Слайд 8
Учебная исследовательская и проектная деятельность – это модный тренд или
необходимость?
развитие познавательной активности учащихся,
развитие навыков смыслового чтения,
участие детей в учебной
проектной и исследовательской деятельности,
интеграция ИКТ в учебный процесс и использование ИКТ учащимися.
Слайд 10Учебный проект
Учебный проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый
детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. (стандарты ФГОС НОО,
начальная школа).
Слайд 11Проектная деятельность учащихся
форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся. Совокупность
приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение
поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некого конечного продукта.
(ФГОС ООО, основная школа).
Слайд 12Индивидуальный итоговый проект
учебный проект, выполняемый обучающимися в рамках одного
или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в
самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную результативную деятельность (ФГОС ООО, основная школа).
Слайд 13Общие черты учебно-исследовательской и проектной деятельности
Практически значимые цели и задачи
-
компетентность в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность,
целеустремлённость, высокая мотивация
Структура:
-анализ актуальности
-целеполагание
-формулировка задач
-выбор средств и методов решения
-определение последовательности и сроков работ
-проведение работ
-оформление результатов
Слайд 14Различия проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проектная деятельность
Деятельность направлена на получение
конкретного позитивного
результата
— продукта,
который можно предъявить
Учебно-исследовательская деятельность
Деятельность
направлена на решение
проблемы.
Отрицательный
результат – тоже
результат.
Замысел (представление о
продукте) и конечный продукт
должны совпадать в основных
параметрах
В основе деятельности лежит
формулирование и проверка гипотезы
Слайд 16Общение - «единственная роскошь, которая есть у человека»
Антуан де Сент-Экзюпери
Основная цель для педагога:
реализация у обучающихся своих способностей и потенциала личности
Слайд 17Структура формирования проектной деятельности учащихся
1 этап. Организация деятельности
1.Погружение
в проект
-мотивация
-проблематизация
-целеполагание
2.Планирование работы над проектом.
2 этап. Осуществление деятельности
1.Поиск и отбор
информации.
2.Обработка информации и подготовка продукта.
3 этап. Представление результатов деятельности и её оценка.
1.Презентация результатов (защита проекта).
2.Оценка, самооценка, рефлексия.
Слайд 18Содержание и структура проекта
Введение — излагается цель и задачи работы,
обоснование выбора темы и её актуальность.
Основная часть — точка
зрения автора на основе анализа источников по данной проблеме.
Методика исследования (для исследовательского проекта).
Заключение — формируются выводы и предложения. Заключение должно быть кратким, четким, выводы должны вытекать из содержания основной части.
Список используемой литературы и адреса используемых электронных ресурсов (сайтов, интернет-порталов, электронных библиотек).
Приложения на бумажном носителе и в виде электронной презентации.
Слайд 19Урочные
формы
организации
Урок- исследо-вание
урок-
презен-тация
урок-
экспер-тиза
урок- лабора-тория
Учебный экспери-мент
урок-творчес-кий отчет
домашнее
задание
исследова-тельского характера
Слайд 20Внеурочные
формы
организации
научное
общество
учащихся
(НОУ)
участие в
олимпиадах,
конкурсах,
конференциях
предметные
недели
походы,
поездки,
экскурсии
Слайд 21Общение - «единственная роскошь, которая есть у человека»
Антуан де Сент-Экзюпери
Слайд 22Информационно-поисковый исследовательский проект
«Влияние никотина на состояние здоровья школьника»
Творческий, исследовательский
проект
«Пусть будет школа - сад»
Слайд 23Пример проекта по биологии
Раздел 1. «Клеточное строение организмов».
Урок 1.
Устройство увеличительных приборов
1.Учебная тема проекта: «Устройство увеличительных приборов»
2. Творческое
название проекта «Удивительный микромир».
3.Тип проекта: прикладной (практико-ориентированный); парный.
4.Дидактическая цель проекта: Формирование знания об устройстве увеличительных приборов и умения работать с ним.
Слайд 24Методические задачи:
В личностном направлении: поддерживать у учащихся устойчивый
интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда,
формирование коммуникационных и рефлексивных качеств
В метапредметном направлении: развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию.
В предметном направлении: познакомить учащихся с материалом об истории открытия и устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом.
Слайд 25Учебная ситуация:
Как микроскоп может помочь в изучении биологии?
Слайд 26Проблемные вопросы учебной темы и темы индивидуальных исследований:
Для чего используют
увеличительные приборы?
Из каких частей состоит световой микроскоп?
Каково назначение каждой
части светового микроскопа?
От каких слов произошли названия «окуляр» и «объектив»? Почему?
Почему объективов два? Чем они отличаются?
Как изменить степень увеличения микроскопа?
Формирование групп для проведения исследований.
Слайд 27Формы представления результатов (продукт):
Отчёт (Заполненный рабочий лист)
Слайд 29Такие разные приспособления у растений
Цели проекта:
1. Найти в природе растения
с разными приспособлениями.
2. Догадаться, зачем эти приспособления.