Слайд 1Развивающая среда ГДОУ
Старший преподаватель КДО
Макатрова Л.О.
Слайд 2Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
«Одним из главных
показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в
соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования»
Слайд 3
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной
деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых,
двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Слайд 4Развивающая предметно-пространственная среда направлена на
создание условий развития ребенка, открывающих возможности
для его позитивной социализации, его личностного развития,
развития инициативы и
творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
Слайд 5 функции среды:
Образовательная
Развивающая
Воспитывающая
Стимулирующая
Организационная
Коммуникативная
Но самое главное - она работает на
развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Слайд 6Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от
17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
"Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Слайд 7Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации
инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учет национально-культурных, климатических условий,
в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы
Слайд 8 При создании предметной
среды необходимо руководствоваться следующими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:
насыщенности,
трансформируемости
полифункциональности,
вариативности,
доступности,
безопасности.
Слайд 9Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей
Образовательное пространство должно
быть оснащено: игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем
обеспечивать: игровую, познавательную,
исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными материалами двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей
Слайд 10Трансформируемость
пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной
ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Слайд 11Полифункциональность
материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской
мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие полифункциональных (не обладающих
жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Слайд 12Вариативность
среды предполагает:
наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.),
а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный
выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Слайд 13Доступность
среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный
доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
Слайд 14Безопасность
предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению
надежности и безопасности их использования.
(Материалы и оборудование должны иметь сертификат
качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям )
Слайд 15Полифункциональность (возможность
гибкого использования в соответствии
с замыслом
ребенка, сюжетом игры,
в разных функциях)
Возможность применения в
совместной деятельности
Дидактическая
ценность
(средство обучения ребенка)
Эстетическая ценность (средство
художественно-эстетического
развития ребенка, приобщения
его к миру искусства; может являтья
изделиями художественных промыслов)
Критерии оценки игрушки
Качества игрушки, направленные на обеспечение развития ребенка
Слайд 16Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:
провоцируют ребенка на агрессивные действия;
вызывают проявление жестокости по
отношению к персонажам игры - людям и животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);
вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, др.);
провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
Слайд 17образовательные области
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Слайд 18виды деятельности
в младенческом возрасте
эмоциональное общение с взрослым,
манипулирование
с предметами
познавательно-исследовательские действия,
восприятие музыки, детских песен и стихов,
двигательная
активность
тактильно-двигательные игры;
Слайд 19виды деятельности
в раннем возрасте
предметная деятельность
и игры с
составными и динамическими игрушками;
экспериментирование с материалами и веществами
общение
с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями,
восприятие смысла музыки, сказок, стихов,
рассматривание картинок,
двигательная активность;
Слайд 20виды деятельности
детей дошкольного возраста
игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру
с правилами и другие виды игры,
коммуникативная (общение и взаимодействие
со взрослыми и сверстниками),
познавательно-исследовательская,
восприятие художественной литературы и фольклора,
самообслуживание и элементарный бытовой труд,
конструирование из разного материала ,
изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
музыкальная
двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Слайд 21 Показатели оценки
развивающей среды
Положительное эмоциональное
ощущение ребенка в группе
Отсутствие конфликтов среди
детей
Наличие продуктов детской
деятельности
Динамика развития ребенка
Невысокий уровень шума
ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
проявляет инициативу и самостоятельность
в разных видах деятельности
обладает установкой положительного отношения к миру, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми
обладает развитым воображением
владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний
любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам
ребенок способен к принятию собственных решений
Слайд 23развита крупная и мелкая моторика
способен к волевым усилиям проявляет
любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать
ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности