Слайд 2Реализм
Любое произведение,независимо от направления, в той или иной мере отражает
реальность.
Следует отличать реализм как метод от реализма как направление
Особенности
направления:
верность действительности – определяющий критерий художественности;
типизация характеров и явлений;
социальная детерминация личности (обусловленность характера общественной средой), исследование причин социальных явлений;
психологизм;
принципы народности и историзма;
новые типы героев: тип «маленького человека» (Девушкин, Башмачкин, Мармеладов), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового героя» (нигилист Базаров, герои Н. Г. Чернышевского)
Слайд 3Исторические предпосылки
В Европе: 1871 поражение Парижской коммуны, усиление реакции, подъем
революционного движения рабочих.
В России: 1855 смерть Николая I, 1856
– поражение в Крымской войне => революционная ситуация;
Общественные реформы Александра II – 1861 отмена крепостного права;
1874-75 – революционно-народническое движение «хождение в народ»;
80-е развитие капитализма (ж/д, фабрики, заводы, предприятия);
1881-1883 – промышленный кризис => рост рабочего движения.
Слайд 4Философская основа реализма
Материализм и Натурализм (Людвиг Фейербах)
Революционный демократизм + социалистический
идеал
Позитивизм (Огюст Конт)
Слайд 5Критика
Н.Г. Чернышевский «Эстетическое отношение искусства к действительности»
«Искусство рождается вовсе не
от потребности человека восполнить недостатки прекрасного в действительности»
Слайд 6Глобальная задача реализма -
поиск смысла жизни в исторически меняющемся мире.
Вопрос ценности жизни, ее оправдания.
Слайд 7Первый роман русского реализма
о трагедии человека, не имеющего смысла жизни.
Слайд 8Причина трагедии по Пушкину:
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих
тварей миллионы
Для нас орудие одно,
Нам чувство дико и смешно.
Слайд 9Критика
В.Г. Белинский в 8 статье о Пушкине:
«Мы убеждены, что человек
родится не на зло, а на добро, не на преступление,
а на разумно законное наслаждение благами бытия, что его стремления справедливы, инстинкты благородны. Зло скрывается не в человеке, но в обществе…»
Слайд 11Иван Тургенев «Гамлет и Дон-Кихот»
Слайд 12Иван Тургенев «Накануне» (1859)
Елена Стахова
Шубин Павел
художник
Берсенев Андрей
ученый
Инсаров Дмитрий
болгарин «борец за
свободу»
Курнатовский Егор
чиновник
Критерий «выбора» - Зачем человек живет?
Слайд 13Смысл жизни по Тургеневу -
В служении прогрессу (сверхличная ценность).
Слайд 14— Вы очень любите свою родину? – произнесла она робко.
— Это ещё не известно,
— отвечал он. – Вот когда кто-нибудь из нас умрёт за неё, тогда
можно будет сказать, что он её любил.
Слайд 15Критика
Н.А. Добролюбов «Когда же придет настоящий день»
«…теперь нужны нам не
такие люди, которые бы еще более "возвышали нас над окружающей
действительностью", а такие, которые бы подняли - или нас научили поднять - самую действительность до уровня тех разумных требований, какие мы уже сознали. Словом, нужны люди дела, а не отвлеченных, всегда немножко эпикурейских рассуждений»
Слайд 16Новый тип героя – «разночинец»
это человек, который не имеет ни
чина, ни звания.
после указа 1818 года к этой категории
граждан относили детей личных дворян. То есть разночинцем был тот, чей отец не имел права передавать свое звание по наследству.
стремились получить образование, чтобы выбраться из привычной, опостылевший среды, образование открывало возможность заработать себе на хлеб умственным трудом.
в XIX столетии синонимом к слову «разночинцы» стал вновь появившийся термин «интеллигенция». Они отличались свободомыслием, много читали, размышляли, наблюдали.
Слайд 17Разночинцы
закладывали в государственное переустройство по-настоящему кардинальные преобразования:
разрушение существующего мирового
порядка;
новое социальное устройство;
воспитание нового человека.
Слайд 18Новый тип героя – «разночинец»
Базаров
Раскольников
Лопухов
Слайд 19«Отцы и дети» И. Тургенев
Проблема: идейно-нравственная борьба дворян-либералов (неспособность к
решительному действию, несостоятельность, созерцательность / глубокие переживания, высокая эстетическая и
эмоциональная культура, благородство нравственных принципов) и демократов-разночинцев (привычка к труду и потребность в нем, решительность, уверенность в себе, психологическая устойчивость / практицизм, доходящий до цинизма, вульгарный материализм, обедняющий личность, неспособность любить, ценить красоту, следовать культуре человеческих отношений)
Слайд 20Психологизм Тургенева
«Поэт должен быть психологом, но тайным» (И. Тургенев 1860)
В
композиции: чередование психологических (1-2 абзаца) и непсихологических (сюжетных) эпизодов.
Идейно-нравственные позиции
героев уже сложившиеся, они лишь проверяются жизненными ситуациями.
Задача 1: воссоздать душевное состояние, а не объяснить. Эмоциональные переживания важнее рефлексии.
Слайд 21Психологизм Тургенева
4. Задача 2: докопаться до того, каков человек на
самом деле, в отличие от того, каким он хочет казаться
себе и окружающим => чаще воспроизводится «смутная» картина внутреннего состояния – герой себя до конца не понимает, автор же лишь строит предположения.
Пример: состояние Одинцовой после объяснения с Базаровым.
Слайд 22Психологизм Тургенева
5. Быть или казаться: Тургенев фиксирует несоответствие эмоционального мира
рациональному, что проявляется или в неадекватном нарочитом поведении, или в
подавлении желаний.
Пример: «Аркадия покоробило от цинизма Базарова, но – как часто это случается – он упрекнул своего приятеля не за то именно, что ему в нем не понравилось».
Слайд 23Психологизм Тургенева
6. Рассказ о внутреннем состоянии ведется от третьего лица
– всезнающего рассказчика.
Пример: Состояние Базарова, осознавшего любовь к Одинцовой
Слайд 24Психологизм Тургенева
7. Использование деталей поведения.
Пример: «Топал ногою и скрежетал зубами»
8.
Особые синтаксические конструкции: усиление чувств и эмоций передается через возрастающую
ритмичность речи – повторы, анафоры, синтаксический параллелизм, одинаковой длины простые предложения, и! даже ямб.
Пример: «и голова его закружится, и он забудется на миг».
9. Использование пейзажа для создания настроения
Пример: «Так размышлял Аркадий… а пока он размышлял, весна брала свое…»
Слайд 25Психологизм Тургенева
10. Прием умолчания: читатель сам, без авторской помощи поймет
психологическое состояние героя.
Пример: после одной из бесед с Одинцовой «Базаров,
часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый».
Слайд 26«Что делать?» Н. Чернышевский
Попытка этически обосновать возможное переустройство общества, оправдать
демократов-разночинцев, раскрыть нравственные принципы, лежащие в основе их характеров и
деятельности.
Слайд 27«Что делать?» Н. Чернышевский
Вера Павловна
Лопухов
Кирсанов
Рахметов – «особенный человек»
Семейство Бьюмонт
Любовь в
том, чтобы помогать возвышению и возвышаться
Слайд 28Психологизм Чернышевского
В основе лежит теория «разумного эгоизма»: «… высшее свое
наслаждение находят в том, чтобы люди, которых они уважают, думали
о них как о благородных людях, и для этого… они хлопочут и придумывают всякие штуки… честные, полезные для других»
Слайд 29Психологизм Чернышевского
Принцип аналитичности – анализ того, что стоит за словами
и поступками.
Пример: автор «отвечает» на состояние своей героини после
ее разговора с Лопуховым
«Теперь, Верочка, не трудно набраться таких мыслей, какие у тебя. Но другие не принимают их к сердцу, а ты приняла – это хорошо, но тоже не странно: что ж странного, что тебе хочется быть вольным и счастливым человеком!»
Слайд 30Психологизм Чернышевского
2. Сочетание разума и чувства – чтобы показать глубину
душевной жизни. Кроме того появляется изображение процессов «подсознания», перехода мысли
из подсознания в сознание.
Пример: «Все накоплялись мелкие, почти забывающиеся впечатления от поступков Кирсанова, на которые никто другой не обратил бы внимания, которые ею самою почти не были видимы, а только предполагались, подозревались; медленно росла занимательность вопроса: почему он почти три года избегал ее?»
Слайд 31Психологизм Чернышевского
3. Внутренние монологи разных типов:
- «простой», передающий содержание и
ход мыслей персонажа. Пример, мать В.П.: «Как бы я-то воспитанная
женщина была, разве бы то было, что теперь? Мужа бы в генералы произвела, по провиантской части место ему достала...».
- «сложный», рационально-аналитический, часто сопровождающийся авторским комментарием. Пример, Лопухов: «И не думал жертвовать. Не был до сих пор так глуп, чтобы приносить жертвы, – надеюсь, и никогда не буду. Как для меня лучше, так и сделал. Да их и не бывает, никто и не приносит; это фальшивое понятие…».
Слайд 32Психологизм Чернышевского
3. Внутренние монологи разных типов:
- «монолог-самоанализ». Пример: «Приятно человеку,
как теоретику, наблюдать, какие штуки выкидывает его эгоизм на практике.
Отступился от дела, чтобы не быть дураком и подлецом, и возликовал от этого, будто совершил геройский подвиг великодушного благородства…»
Слайд 33Психологизм Чернышевского
3. Внутренние монологи разных типов:
«эмоциональный», сбивчивый, обрывочный, ассоциативный –
построен по законам внутренней речи как имитация реального потока сознания.
Пример, В.П.: «Хорошо ли я сделала, что заставила его зайти?.. И в какое трудное положение поставила я его!.. Боже мой, что со мной, бедной, будет? Есть одно средство, говорит он, – нет, мой милый, нет никакого средства.
Нет, есть средство, – вот оно: окно. Когда будет уже слишком тяжело, брошусь из него»
Слайд 34Психологизм Чернышевского
4. Авторское психологическое повествование:
Пример:«Кирсанов и не подумал спросить,
хороша ли собою девушка, Лопухов и не подумал упомянуть об
этом… Им, видите ли, обоим думалось, что когда дело идет об избавлении человека от дурного положения, то нимало не относится к делу, красиво ли лицо у этого человека, хотя бы он даже был и молодая девушка, а о влюбленности тут нет и речи.»
Слайд 35Психологизм Чернышевского
5. Несобственно-прямая речь - рассказ о психологическом состоянии героя
как будто идет от автора, но в то же время
воспроизводит характерную манеру мышления персонажа, особенности именно его внутренней речи.
Пример:«Вера Павловна... стала думать, не вовсе, а несколько, нет, не несколько, а почти вовсе думать, что важного ничего нет, что она приняла за сильную страсть просто мечту, которая рассеется в несколько дней, не оставив следа, или она думала, что нет, не думает этого, что чувствует, что это не так? – да, это не так».
Слайд 36Психологизм Чернышевского
6. Один персонаж рассуждает о состоянии другого.
Пример, Лопухов о
В.П.: «Она еще не понимает, что в ней происходит, она
еще не так много пережила сердцем, как он... Не может ли он, более опытный, разобрать то, чего не умеет разобрать она?».
Слайд 37Психологизм Чернышевского
7. СОН. Сон у Чернышевского становится средством изображения подсознания
и интуитивного постижения героем тех или иных сторон действительности.
8. Дневник.
Пример:
«У Веры Павловны сжимается сердце, она еще не смотрела на эти строки, не знает, что тут написано; но у ней сжимается сердце».
Слайд 38«Преступление и наказание»
Ф. Достоевский
Место действия – внутренний мир человека
Слайд 39Психологизм Достоевского
Всеобъемлющий - нет ни одного слова, которое бы не
работало на психологизм!
Объективная действительность сама по себе не существует
– она пропущена через призму обостренного восприятия героя.
Даже сюжет построен на событиях, которые важны не сами по себе, а только как источник психологической реакции.
Слайд 40Психологизм Достоевского
«Идея» захватывает героя, становится ядром его личности и эмоционально
переживается. Но идея требует проверки, она неоднозначна и чувства к
ней противоречивы.
Пример: Раскольников идет "делать пробу" и в то же время говорит себе: «Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно»
Слайд 41Психологизм Достоевского
2. Непрерывная смена душевных состояний – от воодушевления к
отчаянию => напряженность, острота чувств.
Слайд 42Психологизм Достоевского
3. Полярность переживаний, их алогичность.
Примеры:
"Он вышел, весь дрожа от
какого-то дикого истерического ощущения, в котором между тем была часть
наслаждения, – впрочем, мрачный, ужасно усталый";
"Прежнее, мучительно-страшное, безобразное ощущение начинало все ярче и живее припоминаться ему... и ему все приятнее и приятнее становилось"
Слайд 43Психологизм Достоевского
4. Нет «нейтральных» состояний – только моменты крайнего психологического
напряжения (на грани нервного срыва, истерики, бреда).
"Страдание и боль
всегда обязательны для глубокого сознания и широкого сердца", – Раскольников.
Слайд 44Психологизм Достоевского
5. Непредсказуемость внутренних процессов – герой прекрасно знает себя,
предвидит свою реакцию, но действует «назло», «вопреки» или «неожиданно для
себя», «как бы невольно», «вдруг».
«Вдруг в сердце своем он ощутил почти радость».
Слайд 45Психологизм Достоевского
6. Анализ душевного состояния подробный, но незавершенный – можно
глубоко залезть в душу героя, но там все равно останется
тайна.
«Все это его мучило, и в то же время ему было, как-то не до того. Странное дело, никто бы, может быть, не поверил этому, но о своей теперешней, немедленной судьбе он как-то слабо, рассеянно заботился. Его мучило что-то другое, гораздо более важное, чрезвычайное, – о нем же самом и ни о ком другом, но что-то другое, что-то главное. К тому же он чувствовал беспредельную нравственную усталость, хотя рассудок его в это утро работал лучше, чем во все эти последние дни».
Слайд 46Психологизм Достоевского
7. Атмосфера душевной муки, страдания
– эпитеты «ужасно странно», «в
страшной тоске», «ощущение какой-то едкой ненависти»;
- повторы, синонимы: «страшно тревожило»,
«предчувствовал страшное мучение», «внезапное обессиление и страх».
Слайд 47Психологизм Достоевского
8. Детали внешнего, предметного мира
– производящие на душу героя
тяжелые, неприятные, болезненные впечатления.
«Он... с ненавистью посмотрел на свою каморку.
Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко».
Слайд 48Психологизм Достоевского
9. Сны и видения – психологические страдания усиливаются во
сне.
«Раскольников после своего сна о забитой лошади восклицает: "Да неужели
ж, неужели ж, я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп... буду скользить в липкой теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью... с топором... Господи, неужели?"».
Слайд 49Психологизм Достоевского
10. Диалоги и монологи – по своему содержанию высказывания
героев – это чаще всего психологический анализ.
«– Нет, Соня, это
не то! – начал он опять, вдруг поднимая голову, как будто внезапный поворот мыслей поразил и вновь возбудил его, – это не то! А лучше... предположи (да! этак действительно лучше!), предположи, что я самолюбив, завистлив, зол, мерзок, мстителен, ну... и, пожалуй, еще наклонен к сумасшествию. (Уж пусть все зараз!..)»
Слайд 50Психологизм Достоевского
11. Переходы от одного приема к другому – авторский
комментарий/ несобственно-прямая речь/ формы внутреннего и внешнего монолога.
«И вдруг Раскольникову
ясно припомнилась вся сцена третьего дня под воротами; он сообразил, что, кроме дворников, там стояло тогда еще несколько человек... Так вот, стало быть, чем разрешился весь этот вчерашний ужас. Всего ужаснее было подумать, что он действительно чуть не погиб, чуть не погубил себя из-за такого ничтожного обстоятельства».
Слайд 51Психологизм Достоевского
12. Использование портретных деталей – чаще всего делается акцент
на губы.
«"подумал со странной улыбкой", "странно усмехаясь", "ядовито улыбнулся", "какое-то
новое раздражительное нетерпение проглядывало в этой усмешке", "насмешливая улыбка искривила его губы", "холодно усмехнулся«, "скривя рот в двусмысленную улыбку", "язвительно улыбнулся"».
Слайд 52Психологизм Достоевского
13. Прием полного или частичного умолчания – намекает на
неисчерпаемую душевную глубину.
«С минуту они смотрели друг на друга молча.
Разумихин всю жизнь помнил эту минуту. Горевший и пристальный взгляд Раскольникова как будто усиливался с каждым мгновением, проницал в его душу, в сознание. Вдруг Разумихин вздрогнул. Что-то странное как будто прошло между ними... Какая-то идея проскользнула, как будто намек; что-то ужасное, безобразное и вдруг понятное с обеих сторон... Разумихин побледнел как мертвец».
Слайд 53Почему герой-разночинец, герой-идеолог оказался нежизнеспособным?