Разделы презентаций


Речь. Виды и особенности речи

Содержание

Речь (англ. discourse) – познавательный процесс, связанный с использованием языка для представления, сохранения в устной или письменной форме и последующей переработки разнообразной информации, а также для обмена ею с другими людьми;

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Речь. Виды и особенности речи.

Речь. Виды и особенности речи.

Слайд 2Речь (англ. discourse) – познавательный процесс, связанный с использованием языка

для представления, сохранения в устной или письменной форме и последующей

переработки разнообразной информации, а также для обмена ею с другими людьми; один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения.
Речь (англ. discourse) – познавательный процесс, связанный с использованием языка для представления, сохранения в устной или письменной

Слайд 3По своему жизненному значению речь многофункциональна. Она является не только

средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, средством

управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Выделяют две основные функции речи.
По своему жизненному значению речь многофункциональна. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем

Слайд 5Коммуникативная функция речи состоит в передаче информации от одного человека

другому и используется в различных видах общения. Исторически именно эта функция

возникла первой. У высших животных также есть система обмена информацией друг с другом, которая выполняет коммуникативную функцию, однако она принципиально отличается от человеческой речи.
Коммуникативная функция речи состоит в передаче информации от одного человека другому и используется в различных видах общения.

Слайд 6Сигнификативная функция связана с тем, что слова всегда нечто обозначают

и для человека становятся символами предметов и явлений окружающего мира,

«вторыми» сигналами (в отличие от первых – стимулов, поступающих от физических объектов).
Сигнификативная функция связана с тем, что слова всегда нечто обозначают и для человека становятся символами предметов и

Слайд 7Кроме того, выделяют следующие функции: интеллектуальную – речь служит для

человека средством мышления; регуляторную – с помощью речи человек управляет

собственной психикой и поведением; психодиагностическую – по особенностям речи человека можно судить о его психических процессах, свойствах и состояниях; психотерапевтическую – с помощью речи люди могут оказывать терапевтическое влияние на себя и других (оказывать поддержу и т.д.).
Кроме того, выделяют следующие функции:  интеллектуальную – речь служит для человека средством мышления; регуляторную – с

Слайд 8Физиологическая основа речи. Поведение человека регулируется не только первой (как

у животных), но и второй (словесной) сигнальной системой. Эта система

сигнализации состоит в восприятии слов – слышимых, произносимых (вслух или про себя) и видимых (при чтении и письме).
Физиологическая основа речи. Поведение человека регулируется не только первой (как у животных), но и второй (словесной) сигнальной

Слайд 9Способность понимать, а затем и произносить слова возникает у ребёнка

в результате ассоциации определённых звуков (слов) со зрительными, тактильными и

другими впечатлениями о внешних объектах. Выделяют две «стороны» речи: экспрессивную и импрессивную.
Способность понимать, а затем и произносить слова возникает у ребёнка в результате ассоциации определённых звуков (слов) со

Слайд 11Их развитие происходит асинхронно и обеспечивается различными механизмами: одни отделы

и центры мозга задействованы при акустическом и оптическом восприятии речи,

другие – при двигательной регуляции голосового аппарата. В целом деятельность второй сигнальной системы обеспечивается функцией двигательного, слухового и зрительного анализаторов, а ведущая роль в регуляции речи принадлежит лобным отделам коры больших полушарий головного мозга.
Их развитие происходит асинхронно и обеспечивается различными механизмами: одни отделы и центры мозга задействованы при акустическом и

Слайд 12Важным при изучении речи является рассмотрение её соотношения с языком,

ведь речь представляет собой способность и умение им пользоваться.

Важным при изучении речи является рассмотрение её соотношения с языком, ведь речь представляет собой способность и умение

Слайд 13Речь и язык – не одно и то же, они

едины, но не тождественны. Основная функция сознания человека – это

осознание, или отражение, бытия (явлений окружающего мира, отношений между ними, себя в этом мире и т.д.). Эту функцию язык и речь выполняют одним специфическим способом – они отражают бытие, обозначая его. В этом и состоит единство речи и языка.
Речь и язык – не одно и то же, они едины, но не тождественны. Основная функция сознания

Слайд 14Различия между ними заключаются в следующем. Язык – это система

звуковых, словесных и грамматических средств, система символов; это историческое, культурное

образование, в котором фиксируются формы общественного мышления, обобщённые значения, отражающие общественный опыт. Языки возникают, существуют и развиваются по своим собственным законам.
Различия между ними заключаются в следующем.  Язык – это система звуковых, словесных и грамматических средств, система

Слайд 15Речь – это деятельность общения посредством языка. В речи выражается

психология отдельно взятого человека или некоторой группы людей (например, профессиональной,

возрастной), для которых характерны данные конкретные особенности речи. Язык же отражает в себе психологию целого народа, для которого он является родным, со всеми его исторически сложившимися национальными особенностями.
Речь – это деятельность общения посредством языка. В речи выражается психология отдельно взятого человека или некоторой группы

Слайд 16Речь и слово. В структуре слова различают три компонента:

Речь и слово. В структуре слова различают три компонента:

Слайд 18Слово является знаком, с помощью которого человек обозначает предметы (их

качества, действия, которые с ними можно производить и т.п.); так

осуществляется предметная соотнесённость слова.
Слово является знаком, с помощью которого человек обозначает предметы (их качества, действия, которые с ними можно производить

Слайд 19Связь слова с предметом не реальная, природой предусмотренная, а «идеальная»,

но при этом она исторична: слово имеет свою историю, независимую

от нас жизнь. Не каждый предмет сам по себе имеет отдельное, своё собственное название. Человечество объединяет некоторое множество предметов в один класс (т.е. обобщает на основании выделения их существенных свойств) и в своём языке использует для этого класса одно слово – понятие.
Связь слова с предметом не реальная, природой предусмотренная, а «идеальная», но при этом она исторична: слово имеет

Слайд 20Слова-понятия позволяют выходить в познании предметов и явлений окружающего мира

за пределы непосредственного опыта, за рамки того, что нам дано

через органы чувств. При этом понятия с течением времени могут развиваться за счёт обогащения своего объёма и содержания. Другими словами, хотя связь слова с предметом является основной и определяющей для его значения, эта связь опосредованная – через обобщённое содержание слова, т.е. – через понятие.
Слова-понятия позволяют выходить в познании предметов и явлений окружающего мира за пределы непосредственного опыта, за рамки того,

Слайд 21Обобщённое отражение предметного содержания составляет значение слова. Значение является «единицей»

одновременно и языка, и речи, связующим звеном между ними. Когда

человек осваивает значение слова, он познаёт предмет с точки зрения его существенных свойств и функций в системе человеческой деятельности. Этот факт является основанием для отнесения речи к группе психических явлений, объединённых общим названием – «познавательные процессы».
Обобщённое отражение предметного содержания составляет значение слова. Значение является «единицей» одновременно и языка, и речи, связующим звеном

Слайд 22Смыслы одних и тех же слов для разных людей могут

быть различны, хотя их значения одинаковы. Смысл как компонент, выделяемый

в слове, не универсален и может выступать в нескольких аспектах. Во-первых, смысл и значение «пересекаются» (смысл слова – в тех свойствах и предназначении предмета, который оно обозначает). Но, во-вторых, слова имеют определённые «смысловые поля» – так, что в разных контекстах (ситуациях, группах и т.п.) приобретают смыслы, отличные от прямого значения.
Смыслы одних и тех же слов для разных людей могут быть различны, хотя их значения одинаковы. Смысл

Слайд 23В-третьих, при частом употреблении слова в определённом, «непрямом» понятийном контексте

изначально дополнительное смысловое содержание присоединяется к прежнему значению и закрепляется

за словом.
В-третьих, при частом употреблении слова в определённом, «непрямом» понятийном контексте изначально дополнительное смысловое содержание присоединяется к прежнему

Слайд 24В-четвёртых, любое слово приобретает для каждого конкретного человека личностный смысл,

неразрывно связанный с его жизнедеятельностью, мотивами и целями (слово вызывает

сугубо личные мысли, чувства и т.п.).
В-четвёртых, любое слово приобретает для каждого конкретного человека личностный смысл, неразрывно связанный с его жизнедеятельностью, мотивами и

Слайд 25Виды речи. Выделяют несколько оснований для классификации речи:

Виды речи.  Выделяют несколько оснований для классификации речи:

Слайд 27Каждая из структур, типов и видов речи имеет свои специфические

особенности и может быть представлена как образование той или иной

степени сложности. Так, кроме слов звуковая речь включает ряд звуковых явлений и выразительных качеств голоса, таких как темп речи, модуляция высоты голоса, ритм, тембр, интонация, дикция, специфические звуки (смех, хмыканье и пр.).
Каждая из структур, типов и видов речи имеет свои специфические особенности и может быть представлена как образование

Слайд 28Жестовая речь, во-первых, может быть представлена общепринятыми жестами (с закреплёнными

за ними в той или иной культуре значениями), экспрессивными (сопровождающими

высказывание и служащими для большей выразительности речи) или специальными (например, язык глухонемых, принятые в некоторых профессиональных группах жесты). Во-вторых, выразительные средства могут быть классифицированы на мимику (сокращения мышц лица) и пантомимику (движения конечностей, туловища и головы). В-третьих, собственно жесты могут быть классифицированы на «иллюстраторы», «регуляторы», «эмблемы», «адапторы», «аффекторы» и т.д.
Жестовая речь, во-первых, может быть представлена общепринятыми жестами (с закреплёнными за ними в той или иной культуре

Слайд 29Фонетико-фонематическая (от греч. phone – голос, звук) структура речи связана

с овладением звуковым составом языка, лексическая (от греч. lexis –

слово) – его словарным составом, а грамматическая (от лат. gramma – запись, буква) – его строением (способами словообразования, сочетания слов в предложения и т.п.).
Фонетико-фонематическая (от греч. phone – голос, звук) структура речи связана с овладением звуковым составом языка, лексическая (от

Слайд 30Устной называют речь, при помощи которой люди непосредственно общаются друг

с другом, произнося определённые наборы звуков; письменной – речь, предполагающую

передачу её содержания с помощью изображения на материальных носителях символов (знаков, букв, иероглифов и т.п.).
Устной называют речь, при помощи которой люди непосредственно общаются друг с другом, произнося определённые наборы звуков;

Слайд 31Диалогическая речь предполагает участие, как минимум, двух человек, причём речевые

высказывания одного являются реакциями на реплики другого. Монологическая речь принадлежит одному

человеку; она может произноситься и в присутствии других людей (например, при выступлении с докладом перед публикой), но не предполагает речевых реакций воспринимающих.
Диалогическая речь предполагает участие, как минимум, двух человек, причём речевые высказывания одного являются реакциями на реплики другого.

Слайд 32Внутренняя речь участвует в управлении психическими процессами и поведением человека:

на её уровне мысли отливаются в словесные формулировки, возникают команды,

которые человек даёт себе и которые сам выполняет, реализуя их в поведении. Она является производной формой от внешней речи, но значительно от неё отличается: не имеет очевидных для окружающих внешних проявлений; нередко не осознаётся самим человеком; допускает «короткие замыкания» (в ней пропускается то, что для пользующегося ею представляется само собой разумеющимся).
Внутренняя речь участвует в управлении психическими процессами и поведением человека: на её уровне мысли отливаются в словесные

Слайд 33Внешней называют звучащую, осознаваемую речь, которой мы пользуемся в повседневном

общении для обмена информацией с другими людьми.

Внешней называют звучащую, осознаваемую речь, которой мы пользуемся в повседневном общении для обмена информацией с другими людьми.

Слайд 34Речь играет первостепенную роль в формировании сознания, т.е. того, что

принципиально отличает человека от животных. В системе других психических процессов

основным и определяющим является отношение речи к мышлению. Поскольку речь является формой существования мысли, они находятся в единстве, но при этом неправильно отождествлять их друг с другом и полагать, что мышление – это «речь минус звук».
Речь играет первостепенную роль в формировании сознания, т.е. того, что принципиально отличает человека от животных. В системе

Слайд 35Мышление и речь отличаются друг от друга в своём строении,

функционировании и развитии.

Мышление и речь отличаются друг от друга в своём строении, функционировании и развитии.

Слайд 36Единство речи и мышления заключается в значении слова. С одной

стороны, значение – это компонент слова, с другой стороны, значение

– это обобщение, т.е. акт и результат мышления. При овладении ребёнком родной речью постепенно возрастает «уровень» значения слова, т.е. уровень обобщения свойств и качеств предметов, обозначаемых данным словом.
Единство речи и мышления заключается в значении слова.  С одной стороны, значение – это компонент слова,

Слайд 37В психологии речи уровень значения характеризует степень сформированности лексической структуры

речи. В психологии мышления уровень обобщения характеризует развитость мышления ребёнка.

В психологии речи уровень значения характеризует степень сформированности лексической структуры речи.  В психологии мышления уровень обобщения

Слайд 38Речь и мышление связаны сложными и часто противоречивыми соотношениями. Значительные

различия между ними связаны с тем, что речь подчиняется законам

грамматического строя языка, а мышление – логике.
Речь и мышление связаны сложными и часто противоречивыми соотношениями. Значительные различия между ними связаны с тем, что

Слайд 39Но процесс речи определяется и регулируется смысловыми отношениями между значениями

слов, т.е. словесное выражение регулируется идейным содержанием нашей мысли.

Но процесс речи определяется и регулируется смысловыми отношениями между значениями слов, т.е. словесное выражение регулируется идейным содержанием

Слайд 40Речь оказывает значительное влияние и на все другие психические процессы.

С помощью речи, контролируемой и произвольно регулируемой человеком, становится возможным

управление восприятием, вниманием, памятью, воображением.
Речь оказывает значительное влияние и на все другие психические процессы. С помощью речи, контролируемой и произвольно регулируемой

Слайд 41«Словесная» ориентировка человека в мире регулирует его восприятие и внимание,

смысловое обобщение информации и её представление в виде понятий даёт

возможность в значительно бóльших объёмах и в течение более длительного времени хранить запоминаемую информацию и т.д.
«Словесная» ориентировка человека в мире регулирует его восприятие и внимание, смысловое обобщение информации и её представление в

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика