Разделы презентаций


Речевые нарушения у детей раннего и дошкольного возраста в практике МСЭ Попова

Содержание

Речь – форма общения, присущая только человеку Речь формируется с рождения до конца жизни человека

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1






Речевые нарушения у детей раннего и дошкольного возраста в практике

МСЭ

Попова И.В., логопед ФКУ «ГБ МСЭ по НСО» Минтруда России,


логопед ГБУЗ НСО ГДКБСМП
Речевые нарушения у детей раннего и дошкольного возраста в практике МСЭ Попова И.В., логопед ФКУ «ГБ МСЭ

Слайд 2
Речь – форма общения, присущая только человеку

Речь формируется

с рождения до конца жизни человека параллельно с физическим и

умственным развитием, однако наиболее активно речь развивается в возрасте от 0 до 6 лет;


Развитие речи тесно связано с развитием мышления;

Расстройства речи чаще всего не носят характер самостоятельного заболевания, а являются лишь его симптомом

Речь

Слайд 3Условия нормального формирования речи:
определенная степень зрелости коры головного мозга;

сохранный

слух;

сформированный артикуляционный аппарат с достаточной степенью подвижности мышц

Условия нормального формирования речи:определенная степень зрелости коры головного мозга; сохранный слух; сформированный артикуляционный аппарат с достаточной степенью

Слайд 4Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N

95 г. Москва
«О порядке и условиях признания лица инвалидом»

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 г. Москва«О порядке и условиях признания

Слайд 5В практике МСЭ ограничение каждой функции оценивается в процентных показателях,

что соответствует степеням нарушения:
Выраженные
умеренные
незначительные

Вопрос об

установлении статуса инвалидности возникает при наличии умеренных и выраженных степеней нарушенных функций (в том числе и речевой).
В практике МСЭ ограничение каждой функции оценивается в процентных показателях, что соответствует степеням нарушения: Выраженные умеренные незначительныеВопрос

Слайд 7
Н А Р У Ш Е Н И Я

Р Е Ч И
НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ

РЕЧИ

РАССТРОЙСТВА ФОНАЦИОННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

ДИСЛЕКСИЯ

НАРУШЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

ДИСГРАФИЯ

НАРУШЕНИЯ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

АЛАЛИЯ

АФАЗИЯ

ДИСФОНИЯ(АФОНИЯ)

БРАДИЛАЛИЯ

ТАХИЛАЛИЯ

ЗАИКАНИЕ

ДИСЛАЛИЯ

РИНОЛАЛИЯ

ДИЗАРТРИЯ

Н А Р У Ш Е Н И Я     Р Е

Слайд 8Классификация речевых нарушений

Классификация речевых нарушений

Слайд 9Диагностика речевого развития у детей до 4 лет
ЗРР – синдром

психолого-педагогической классификации, подразумевающий более позднее овладение речью, чем в норме;
Темповая

(неспецифическая) ЗРР – задержка речевого развития, при которой все неречевые функции, понимание речи в норме, а недостаточность проявляется лишь в экспрессивной речи. Обусловлена замедленным темпом созревания мозговых структур без неврологической симптоматики.
Специфическая ЗРР (церебрально-органическая), связанная с повреждением нервной системы
Окончательное разграничение специфической и темповой ЗРР возможно только в результате динамического наблюдения в течении 2-3 месяцев (Т.Г. Визель)

Диагностика речевого развития у детей до 4 летЗРР – синдром психолого-педагогической классификации, подразумевающий более позднее овладение речью,

Слайд 10

Для объективизации степени выраженности задержки развития речи считаем целесообразным использовать

понятие «эпикризный период»:
- до 1 года – 1

месяц
- От 1 года до 2 лет – 3 месяца
- От 2 до 3 лет – 6 месяцев
- После 3 лет – 1 в год
Отставание в развитии речи более, чем на 4-5 эпикризных периода расценивается специалистами, как выраженное, а задержка развития речи может быть интерпретирована логопедом, как грубая.

Для объективизации степени выраженности задержки развития речи считаем целесообразным использовать понятие «эпикризный период»: -  до 1

Слайд 11Симптомы специфической задержки развития речи
Отсутствие звукоподражательных слов к 1 году

Отсутствие

среди первых слов конструкций, состоящих из 2 открытых слогов: «ма»(вместо

мама), «па» (вместо папа) или слово «мама» относится к отцу или другим лицам

Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам

При появлении речевого подражания ребенок воспроизводит часть слова, а не контур целого слова: «ди»(вместо иди), «тё» (вместо яйцо), «ва» (вместо зайчик).Этой частью, как правило, является ударный слог
Симптомы специфической задержки развития речиОтсутствие звукоподражательных слов к 1 годуОтсутствие среди первых слов конструкций, состоящих из 2

Слайд 12Симптомы специфической задержки развития речи
Стремление ребенка к употреблению открытых слогов:

«абуся»(автобус), «матика»(мальчик), «котика» (котик)
Замена звуков в слове артикуляционно

далекими звуками
Укорочение длины слова за счет опускания слогов или одного слога
Глагольный словарь ничтожно мал по отношению к предметному словарю
Расширение словаря до 50 и более единиц при полном отсутствии словесных комбинаций
Низкий уровень ориентации в обращенном к ребенку словесном материале
Симптомы специфической задержки развития речиСтремление ребенка к употреблению открытых слогов:   «абуся»(автобус), «матика»(мальчик), «котика» (котик)Замена звуков

Слайд 13Диагностика речевого развития у детей с нормальным слухом и интеллектом
ОНР

- различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех

компонентов речевой системы: звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.
Диагностируется логопедом после 3 лет (при написании логопедического заключения на МСЭ с 4 лет)
Диагностика речевого развития у детей с нормальным слухом и интеллектомОНР - различные сложные речевые расстройства, при которых

Слайд 14С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:

1-й уровень

речевого развития: полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов

(лепетные слова, звукоподражания, звукокомплексы) в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована (3-4 года). Понимание обращенное речи снижено;
2-й уровень речевого развития: грубо искаженная фонетически и грамматически фраза, предложения простой конструкции из 2-4 слов. Понимание обращенной речи снижено. Полиморфное нарушение звукопроизношения, грубые нарушения слоговой структуры, грамматического строя, что делает речь не понятной для окружающих;
3-й уровень речевого развития: наличие сравнительно развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Лексика включает все части речи. Понимание обращенной речи приближается к норме. Незначительное нарушение звукопроизношения. Речь становится понятной для слушающих;
4-й уровень речевого развития: диагностируется логопедом в школьном возрасте. Развернутая фразовая речь с незначительными изменениями всех компонентов языка (Лексика, грамматика, фонетика), которые чаще всего проявляются в процессе выполнения заданий. Полное понимание обращенной речи.

С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:1-й уровень речевого развития: полное отсутствие речи или наличие

Слайд 15Степени выраженности общего недоразвития речи и ориентировочные степени нарушения функций

Степени выраженности общего  недоразвития речи и ориентировочные  степени нарушения функций

Слайд 16Диагностика речевых нарушений у детей с нарушениями слуха и интеллекта

Системное

недоразвитие речи (СНР) - речевые расстройства, при которых нарушается формирование

всех компонентов речевой системы: звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)  у детей с органическим поражением ЦНС и нарушением слуха.
Данные нарушения речи носят вторичный характер.

Диагностика речевых нарушений у детей с нарушениями слуха и интеллектаСистемное недоразвитие речи (СНР) - речевые расстройства, при

Слайд 17Степени выраженности системного недоразвития речи и ориентировочные степени нарушения функций

Степени выраженности системного  недоразвития речи и ориентировочные  степени нарушения функций

Слайд 18Тяжелая степень недоразвития речи при РАС
Экспрессивная речь представлена отдельными

вокализациями, лепетом, эхолаличными словами или даже стереотипными фразами (отсроченные эхолалии),

которые не несут коммуникативной направленности
О своих желаниях сообщает криком или подводя взрослого к желаемому объекту
Указательный жест отсутствует
Игра представляет неспецифическими стереотипные манипуляции с предметами. Поведение полевое
Понимание обращенной речи нулевое (не реагирует на собственное имя)
Тяжелая степень недоразвития речи при РАС Экспрессивная речь представлена отдельными вокализациями, лепетом, эхолаличными словами или даже стереотипными

Слайд 19
Средняя степень недоразвития речи при РАС

• Понимание обращенной речи значительно

снижено (понимает короткую инструкцию, обращенную именно к нему)
• В речи

преимущественно короткие штампованные стереотипные фразы, которые использует по принципу отсроченных эхолалий. Появляются первые попытки спонтанных высказываний с обилием аграмматизмов (реверсия местоимений, отсутствие согласования в роде и т. д.)
Отвечает на простые вопросы Кто? Что делает?
На вопросы Где? Когда? Почему? отвечает ранее заученными фразами.
• Появляются социальные жесты (да, нет, пока, указ)



Средняя степень недоразвития речи при РАС• Понимание обращенной речи значительно снижено (понимает короткую инструкцию, обращенную именно к

Слайд 20Легкая степень недоразвития речи при РАС

Понимание обращенной речи приближено к

условной норме (понимает смысл вопросов Почему? Где? Куда?), частично может

на них ответить через призму собственного опыта. Не понимает скрытые мотивы, эмоции собеседника, шутки, переносный смысл слов, пословиц.
Сам задает простые вопросы
Может обратиться с просьбой, сообщить о своих желаниях, рассказать о событиях в недавнем прошлом с помощью самостоятельно построенных несложных грамматических конструкций с небольшим количеством аграмматизмов

Легкая степень недоразвития речи при РАСПонимание обращенной речи приближено к условной норме (понимает смысл вопросов Почему? Где?

Слайд 21Структура логопедического заключения, предоставляемого на МСЭ
ФИО, дата рождения
Данные анамнеза (особенности

пре-, натального и постнатального развития)
Данные о раннем речевом развитии (гуление,

лепет, первые слова, простая фраза)
С какого возраста, с какой интенсивностью осуществлялась логопедическая коррекция, какова динамика в речевом развитии
Психологические особенности ребенка (поведение, контактность, темп деятельности, наличие познавательного интереса). Общее впечатление от речи
Особенности монологической речи (способность построения ситуативных фраз, предложений по картинкам, рассказа по серии сюжетных картинок)
Особенности диалогической речи
Описание состояния всех уровней языка (фонетика, слоговая структура, лексика, грамматика, связная речь)
Особенности строения артикуляционного аппарата и особенности артикуляционной моторики

Структура логопедического заключения, предоставляемого на МСЭФИО, дата рожденияДанные анамнеза (особенности пре-, натального и постнатального развития)Данные о раннем

Слайд 22Представляется целесообразным:
при оформлении логопедического заключения на МСЭ установление речевых синдромов

ОНР и СНР осуществлять после 4 лет;
обратить внимание на логичность

речевого заключения (если было ОНР, 2-3 уровня, то для того, чтобы состояние ухудшилось до 2 уровня должна быть причина);


ОНР, 2-3 ур.р.р.


в случае возникновения вопросов у родителей довести сведения о том, что инвалидности подлежат только стойкие речевые (динамическое наблюдение должно осуществляться не менее 1 года, данные об отсутствии положительной динамики в речевом развитии должны подтверждаться несколькими выписками из стационаров (неврологический и психоневрологический)


Представляется целесообразным:при оформлении логопедического заключения на МСЭ установление речевых синдромов ОНР и СНР осуществлять после 4 лет;обратить

Слайд 23
Направление ребенка к неврологу, психиатру для установления диагноза в

структуре, которого выявлен речевой синдром;

2. Назначение и проведение регулярных систематических

занятий с логопедом c оценкой их эффективности в динамике;

3. Довести до родителей информацию о необходимости комплексного подхода к коррекции речевых расстройств (назначение медикаментозной, физиотерапии и логопедического воздействия).




Примерный алгоритм действий логопеда при первичном установлении синдромов ОНР и СНР:

Направление ребенка к неврологу, психиатру для установления диагноза в структуре, которого выявлен речевой синдром;2. Назначение и

Слайд 24Примерный алгоритм действий логопеда при первичном установлении синдромов ОНР и

СНР:
4. Довести до родителей информацию о пунктах бесплатной логопедической помощи

в структурах систем:
социальной защиты (лекотеки, Областной центр социальной помощи семье и детям «Радуга),
образования (речевые и компенсирующие группы ДОУ, Городской центр образования и здоровья «Магистр» Служба ранней помощи)
здравоохранения (поликлиники, реабилитационные центры ГБУЗ НСО специализированных домов ребенка №№1,2 (по направлению невролога), Дневной стационар для детей с нарушением ЦНС и функции ОДА ГБУЗ НСО ГДКБСМП (по направлению невролога).

Примерный алгоритм действий логопеда при первичном установлении синдромов ОНР и СНР: 4. Довести до родителей информацию о

Слайд 25





Шаг 1. Направление из поликлиники по месту жительства на

консультацию невролога в поликлинику ГБУЗ НСО ДГКБСМП
Шаг 2. Консультация невролога,

который определяет тактику ведения пациента по адресу: ул.Трудовая,3
Шаг 3. Предварительная запись на курс лечения осуществляется непосредственно неврологом после консультации и решения вопроса о целесообразности лечения

Как получить направление на курс реабилитации в дневной стационар для детей с нарушением ЦНС и функции ОДА ГБУЗ НСО ГДКБСМП ?

Шаг 1. Направление из поликлиники по месту жительства на консультацию невролога в поликлинику ГБУЗ НСО ДГКБСМПШаг

Слайд 26Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика