Слайд 1Реформаторская педагогика зарубежных стран конца XIX-XX вв
Слайд 2Понятие "реформаторская педагогика" можно рассматривать как историко-педагогическое явление, отражающее прогрессивные
педагогические идеи, концепции и образовательные модели, характерные для того или
иного уровня развития педагогической науки и практики в конкретной исторической и социокультурной ситуации.
Слайд 3Рубеж XIX и ХХ вв. ознаменовался новым уровнем развития промышленных,
общественных и экономических отношений, который требовал совершенствования всех сфер общественной
жизни и социально-экономических институтов, в том числе и воспитания.
В это время наблюдаются рост общественного интереса к педагогике и образованию, развитие различных педагогических теорий и систем, основанных на новых и традиционных подходах к пониманию проблем обучения и воспитания.
Слайд 4Школа в этот период на всех ее ступенях не соответствовала
требованиям научно-технического прогресса. Потребность в обновлении школы и педагогической науки
становилась все более актуальной.
Традиционные педагогические теории были главным образом нацелены на формирование культуры мышления, предусматривали жесткое управление педагогическим процессом и отводили в нем первостепенную роль учителю. Подобные установки вели к чрезмерной интеллектуализации образования, лишали учащихся самостоятельности.
Слайд 5В XIX в. практически во всех развитых странах мира были
созданы самобытные национальные системы народного образования, начальное образование стало общедоступным
и обязательным, повысился его уровень, увеличились сроки начального обучения.
В среднем образовании достойное развитие получили реальные школы, изменился подход к обучению в классических учебных заведениях. Однако национальные системы образования стран Западной Европы и США имели ряд общих недостатков, которые необходимо было преодолеть в ходе реформирования: усиление централизации управления и финансирования школ, создание промежуточных между начальным и средним образованием звеньев образовательной системы, ставших тупиковыми профессиональными школами.
Слайд 6Экспериментальная педагогика
На рубеже XIX-XX вв. в некоторых европейских странах
(Германии, Англии, Франции и др..) создаются лаборатории - специальные центры
психологических и педагогических исследований. Появление таких центров обусловила возникновение экспериментальной педагогики.
Экспериментальная педагогика пыталась через искусственные педагогические факторы определить точные методы и создать объективные основания для педагогических средств и способов педагогического воздействия.
Она пользовалась анкетированием, тестами, беседами, экспериментами, статистическими данными, сбором и анализом различных фактов.
Слайд 7Заслугой экспериментальной педагогики были прежде точность и определенность ее результатов,
представленных в точных числах или мерах, хотя не все педагогические
акты, действия или ока-'вы можно охватить в рамках эксперимента. Экспериментальная педагогика нуждалась всестороннего исследования ребенка. На помощь пришли достижения биологических наук и знаний о ребенке, стадии ее развития, психику и т.п..
Слайд 8Педагогика свободного воспитания
Среди разнообразия педагогических концепций, которые появились в то
время, одной из общих следует считать концепцию «педагогики свободного воспитания».
Эта теория получила большое распространение в Европе благодаря деятельности Елены Кей (1849-1926) - шведской писательницы и общественного деятеля, которая выдвинула идею самообучения и самовоспитания детей.
По ее мнению, детей надо воспитывать специально, следует дать им возможность спокойно и постепенно воспитываться и развивать свои способности самим.
Главная задача воспитателя - помогать ребенку в этом, не навязывая своих мнений и требований. В основе обучения и воспитания должны быть только интересы ребенка, его самостоятельность.
Слайд 9педагогика прагматизма (педагогика действия)
Главным представителем и основателем педагогики прагматизма (педагогики
действия), распространенной в США и Англии, был американский философ и
педагог Джон Дьюи (1859-1952).
Сущность прагматизма - истинное все то, что приносит пользу. Значимость пользы оценивается чувством собственного удовольствия. Идеал Дьюи - «хорошая жизнь».
.
Слайд 10Исповедуя идею «врожденных способностей», он считал наследственным характер способностей каждого
ребенка, поэтому был убежден, что воспитание должно опираться на эти
наследственные данные и выходить из инстинктов и практического опыта ребенка.
Сущность воспитания сводил к непрерывного расширения этого опыта. Дьюи был сторонником труда в школе не только потому, что она готовит детей к техническим профессиям, но и потому, что признал ее как фактор общественной жизни. По его мнению, необходимого опыта учащиеся приобретают прежде всего в процессе ручного труда, трудового обучения, которое он рассматривал как элемент общего образования.
Слайд 11Дж. Дьюи игнорировал необходимость систематического изучения учебных предметов. В его
школах учебный процесс строился как сообщение детям отдельных знаний (в
комплексе) для «обслуживания» вузькопрактичних и утилитарных целей. Он считал, что детям не нужны систематические знания, потому что они рассеивают их внимание, и выдвинул отдельные темы, взятые из жизни, которое дети стремятся воспроизвести. Они начинают с изображения в деятельности, игре, рисунках того, что сами видят в жизни домашнему, потом обнаруживают его связи с окружающим. Эти представления постепенно развиваются в отдельных частях темы, выходят на передний план в разное время.
Главная задача нравственного воспитания, согласно Дьюи, - помочь учащимся выработать нравственное поведение, научить их правильно выбирать способ решения осложнений и с любой ситуации иметь для себя наибольшую пользу. Цель нравственного воспитания - воспитание людей, которые умеют направить свою социальную энергию на службу социальным интересам.
Слайд 12Социологическое течение в педагогике
Дано обоснование социологии и социальной психологии как
научной основы педагогики.
Трактовка понятия воспитания как социализации личности. Образование
ставит целью и идеалом воспитать интеллигентного человека. Образование рассматривается как "воспитание обществом" и образование как средство воспитания общества. Обосновывается значимость коллективистического воспитания, самовоспитания, самообразования.
Слайд 13Эмиль Дюркгейм (1858–1917 ) – автор концепции «стадий цивилизации» и
«коллективных представлений», согласно которой человечество прошло исторические стадии, каждой из
которых соответствует система идеалов воспитания (коллективных представлений). Дюркгейм считал, что деятельность школы состоит «прежде всего в развитии известного набора интеллектуальных, нравственных и физических качеств, которых требует общество и среда».
Дюркгейм высказывался о дозированном управлении процессом воспитания, о воздействии класса на ученика как о педагогическом факторе, о беспристрастности и необходимости наказаний.
Пауль Наторп (1854–1924) рассматривал школу как важнейший инструмент социализации, которую он понимал как рабочее сообщество педагогов и учеников. По мнению Наторпа, индивид сознает в первую очередь свои желания и желания других, затем изыскивая способ их удовлетворения. Следовательно, процесс воспитания должен начинаться с воспитания воли, а учеба должна быть направлена на конкретные потребности ученика, учителей и родителей. Основные работы Наторпа: «Социальная педагогика», «Воспитание, образование, воля, идея», «Становление личности и средовая адаптация», «Социальные организации для воспитания воли».
Слайд 14Педагогика трудовой школы
Близка к социальной педагогике идея трудовой школы, которую
разработал швейцарский педагог Роберт Зейдель (1850–1933). По мысли Зейделя, каждый
ученик должен основательно изучить одно из ремесел и иметь представление обо всех остальных. Занятия трудом требуют знаний и сопровождаются умственными занятиями и художественно-изобразительной деятельностью.
Немецкий педагог Георг Кершенштейнер (1854–1932) после окончания Мюнхенского университета был учителем в реальном училище и гимназии, получил звание профессора. В своих педагогических исследованиях он дал научное обоснование идеям трудовой школы и гражданского воспитания. В эпоху «автоматизированного разделения труда» каждый человек должен иметь профессиональное образование, считал Кершенштейнер, поэтому задачами школы должны стать трудовое воспитание и обучение, профессиональная подготовка.
Слайд 15Педагог исходил из того, что дети состоятельных родителей получают нужное
государству воспитание и дома, и в средних учебных заведениях, находясь
там до 18 лет, а дети трудящихся покидают народные школит в возрасте 13–14 лет, когда у них еще не сформировался характер. В связи с этим он предложил создавать обязательные дополнительные школы, предназначенные для работающих подростков. Такие учебные заведения, по мысли Г. Кершенштейнера, должны развивать способность наслаждаться трудом каждому как гражданину отечества. Дополнительные школы создавались обычно для рабочих одной профессии, к потребностям которой приспосабливалось изучение всех предметов, они должны были обеспечить профессионально-техническое обучение и выработать у молодежи навыки выполнения гражданских обязанностей.
Трудовая школа – это образовательное учреждение для детей народа, которые, по мнению педагога, в большинстве своем обладают образным мышлением, поэтому для них более интересен ручной труд. В трудовой школе предполагались различные формы практической деятельности в строгой системе и последовательности.