Слайд 1Региональный ресурсный центр
для детей с ТНР
Дети с тяжёлыми нарушениями
речи
Слайд 2Региональный ресурсный центр
для детей с ТНР
Дети с тяжёлыми нарушениями
речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при
нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Слайд 3Региональный ресурсный центр
для детей с ТНР
По степени тяжести речевые
нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к
обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.
Однако, в массовых детских учреждениях дети с нарушениями речи также нуждаются в специальной помощи.
Слайд 4Региональный ресурсный центр
для детей с ТНР
Основной признак тяжёлого нарушения
речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном
слухе и сохранном интеллекте. Такие дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими.
Слайд 5Региональный ресурсный центр
для детей с ТНР
Развивающее влияние общения оказывается
в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного
развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.
Слайд 6Региональный ресурсный центр
для детей с ТНР
Характерно для тяжёлых нарушений
речи общее её недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой,
так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжёлыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.
Слайд 7Региональный ресурсный центр
для детей с ТНР
Сознание своего бессилия в
попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным
эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объём школьных знаний. Вместе с развитием речи как правило исчезают и вторичные изменения психики.
Слайд 8Региональный ресурсный центр
для детей с ТНР
Из тяжёлых нарушений речи
чаще всего встречаются алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрии.
К
тяжелым нарушениям речи относятся также некоторые формы заикания, если этот дефект лишает ребенка возможности обучаться в массовой школе. Обычно сюда относят заикание в сочетании с общим недоразвитием речи.
Слайд 9Региональный ресурсный центр
для детей с ТНР
Обучение и воспитание детей
с тяжёлыми нарушениями речи осуществляется по специальной системе в специальных
школах, но принципиально возможно их обучение и воспитание в семье. Прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно и бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие понимания текста задач. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.