Слайд 1регулирование международных миграционных процессов
Выполнила:
Студентка 1 курса
Группы НН-19
Нагаева Сильветта
Слайд 2Практически все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и
импорта рабочей силы. Цель межгосударственной миграционной политики - максимизация положительных
эффектов международной миграции, минимизация отрицательных последствий этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов. В частности, регулирование импорта рабочей силы преследует две основные цели:
Защита национального рынка труда от стихийного потока трудящихся-мигрантов, обостряющего проблему занятости. Обеспечение рационального использования труда иностранных работников в тех областях, где по разным причинам вакансии не могут быть заняты отечественными трудовыми ресурсами.
В настоящее время сложилась система мер государственного регулирования иммиграции, которая включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов в той или иной стране, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения по вопросам миграции.
Слайд 3На международном уровне деятельность национальных иммиграционных служб координируется службой СОПЕМИ
(Система постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами ОЭСР (Организации экономического
и социального развития). В межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов. Так, в межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы, заключаемых между ФРГ и странами-экспортерами, есть положение о том, что наем и оплата иностранных рабочих осуществляются работодателями на основании тех же пунктов тарифных договоров, что и для немецких рабочих. Иммиграционные службы стран контролируют, прежде всего, въезд иностранных работников в страну. Они выдают разрешения на въезд на определенный срок в соответствии с заявками предпринимателей.
Слайд 4Первым этапом регулирования миграционных процессов можно считать организацию вербовки иностранных
рабочих, которая осуществляется на основе межправительственных соглашений, которые могут быть
двусторонними и многосторонними. В этих документах устанавливаются определенные количественные лимиты (квоты) на въезд граждан в страну. Многосторонние соглашения заключены, к примеру, между странами Европейского Союза. Особое значение здесь приобретает регулирование иммиграции из третьих стран (т.е. из стран, не входящих в Европейский Союз).
Слайд 5Мировая практика свидетельствует, что обычно ограничения принимающих стран не распространяются
на:
Работников, претендующих на малооплачиваемую работу, работу с тяжелыми и вредными
условиями труда, не престижную и малоквалифицированную работу. Специалистов быстроразвивающихся и приоритетных сфер экономической деятельности, как, например, инженеры по электронике. Представителей редких профессий (огранщиков алмазов, реставраторов картин и старинных рукописей, врачей, практикующих нетрадиционные методы лечения). Специалистов высшей квалификации и представителей свободных профессий. Руководящий персонал фирм и их подразделений, а также предпринимателей, которые переносят свою деятельность в принимающую страну и создают новые рабочие места.
В последние годы многие страны, например, Австрия, Швеция, Финляндия пытаются ужесточить контроль за въездом иностранных работников из-за растущей нелегальной иммиграции. Так, Швеция намерена требовать от иммигранта не только предъявления уже подписанного контракта на работу, но и документов, подтверждающих знание шведского или английского языка, а также подтверждение о найме жилья.
Слайд 6В ряде западноевропейских стран приняты программы, направленные на стимулирование репатриации
(возвращение эмигрантов на родину). Например, во Франции и в Германии
вводились материальные выплаты в случае добровольного увольнения иностранных рабочих, а также их возвращения на родину. В ФРГ вводились выплаты турецким и португальским рабочим, которые выплачивались лишь через полгода после их возвращения на родину.
Слайд 7Наряду с государственным регулированием иммиграции, существует государственное регулирование и эмиграции.
Оно особенно развито в тех странах, где экспорт рабочей силы
является важным элементом экономического развития.
Государственное регулирование экспорта рабочей силы преследует следующие цели:
Защита прав и интересов трудящихся-эмигрантов в принимающих странах, противодействие их дискриминации в стране временного пребывания. Возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за пределы страны.
Слайд 8Достижение целей эмиграционной политики основывается на следующих принципах:
Гарантия возможности возвращения
мигрантов на родину. Обеспечение поступления в страну и эффективного использования
валютных переводов трудящихся-мигрантов. Содействие смягчению "внутренней" безработицы благодаря выезду тех контингентов трудящихся, которые не пользуются спросом на этом рынке. Ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены. Оздоровление внутреннего рынка труда благодаря приему репатриантов, которые за время пребывания за рубежом повысили свой квалификационный уровень.
Слайд 9Большинство государств проводит, в соответствии целями и задачами их социально-экономического
развития, довольно жесткую и строго регламентированную внешнюю миграционную политику. Она
охватывает систему специальных мер, законодательных актов и международных соглашений (двусторонних и многосторонних) по регулированию миграционных потоков, ограничению притока или оттока беженцев, нелегальных мигрантов и стимулированию притока экономически эффективного человеческого капитала, в первую очередь, научных кадров и высококвалифицированных специалистов.