Слайд 1Реклама в античности и в средневековье
Елена Зайцева
Ирина Беляева
Слайд 2античность
Протореклама, устная и письменная, политическая и религиозная
Слайд 3Протореклама – комплекс культурных предпосылок, обладающий некоторыми функциями рекламной коммуникации
Сигнальная
сигнал
— способ мгновенного привлечения внимания личности или сообщества к какому-либо
явлению с целью их побуждения к оперативному действию.
Закрепление, хранение и трансляция информации.
Демонстративная функция знаковых форм.
предполагает максимально оперативную и наглядную передачу от субъекта к субъекту, от субъекта к общности, от общности к субъекту или от общности к общности содержательного информационного массива данных.
Слайд 4«Благодаря особенности внешних знаков создается отграниченность индивидуума. Такими и подобными
средствами дикарь производит вокруг себя оболочку, которую можно обозначить как
персону»
К. Юнг
Слайд 5Проторекламная стадия, реализующаяся в самопредъявлении одних личностей другим, характеризуется синкретизмом
целей и средств — неотдифференцированностью используемых приемов, призванных привлечь внимание
«другого», отсутствием осмысленных целевых ориентиров, действиями традиционными и словно самими собой разумеющимися.
Слайд 6Устная реклама
Глашатаи — первые профессионалы рекламного дела
В античности профессиональными носителями
рекламного слова стали городские глашатаи. В ходе их деятельности вырабатывались
устойчивые образцы рекламных текстов, формировалась их типологическая структура.Должность глашатаев фиксируется археологическими источниками уже в период крито-микенской культуры около XIV века до н.э.
Должность глашатая предполагала оперативное оповещение всех граждан города об общезначимых событиях: очередной дате народного собрания, посещении важных посольств, триумфах прославленных полководцев, о раздаче хлеба неимущим членам общины или намечающихся гладиаторских играх.
Слайд 7Письменная реклама
Граффити — это процарапывание любым жителем города на стенах,
портиках, сооружениях своих мнений, призывов, соображений или просто заявления о
себе, не несущего общезначимой информации.
Граффити — это форма личностной саморекламы.
Слайд 8Письменная реклама
album — представляло участки на городских стенах, на просторных
частях домов, которые были выбелены белой краской или известкой, с
тем чтобы на них писались текущие объявления.
Album обслуживали приставленные для этого дела dealbatores(буквально: «выбеливатели»). Стоило белым участкам полностью покрыться оперативными объявлениями, как прислужники принимались за свои обязанности и начисто выбеленная стена вновь исполняла роль рекламного носителя.
Слайд 9Политическая реклама
Возникла ещё в VI веке до нашей эры
Большое число
призывов и лозунгов политического характера возникало на стенах античных городов
в периоды выборов городских магистратов. Свою лепту в этот процесс вносили «звучноголосые» глашатаи, особенно те, кто стремился предложить свои услуги перспективным кандидатам на выборные должности, дабы не лишиться и при новом составе муниципалитета своей работы.
Помимо глашатаев над рекламными текстами работали писцы, которые любили проставлять под надписью свои имена.
Кроме надписей и карикатур в качестве рекламы выступали предметно-изобразительные приемы и средства: трофейные сооружения и скульптурные портреты.
Слайд 10Той же цели служили триумфальные шествия
Слайд 11Религиозная реклама
Зародыши рекламных акций — целенаправленного сочетания множества знаковых средств
ради воздействия на потенциального потребителя: зрителя, участника, попутчика.
Наиболее выразительный и
полноценный рекламный текст, посвященный сакральным проблемам — постижению воли богов посредством толкования снов, дошел до нас от третьего века до н. э. Это надпись, высеченная на каменной стеле и найденная в развалинах древнеегипетского города Мемфиса. «Я, Рино, с острова Крит по воле богов толкую сновидения»
Слайд 13Причины «затухания» коммуникативных потоков
Глубокий экономический кризис;
Распад торговых связей;
Упадок городской жизни;
Дезурбанизация
ведёт к утрате потребности в массовой информации;
Существенное возрастание значимости проторекламных
текстов.
Слайд 14Устная реклама
Крики улиц – оперативные сообщения о товарах, услугах бродячих
торговцев, фокусников и акробатов. Время о времени пресекались властями. «Крики
Парижа», «Крики Лондона», «Крики Рима».
Тексты стационарных зазывал лавочек, таверн, винных и иных распродаж. Некоторые зазывалы были одновременно глашатаями.
В ярморочном фольклоре соединяются вышеперечисленные разновидности устной рекламы, и формируются новые ответвления.
Слайд 15Изобразительная реклама
Геральдика;
Торговая эмблематика;
Производственная эмблематика;
Народные гравюры;
Слайд 16Изобразительная и письменная реклама
Начертания букв постепенно начинают дополнять красочные фигуры
вывесок — опыт письменной рекламы все настойчивее заявляет о себе
в период позднего Средневековья.
Письменное слово расширяло сферу своего действия, и на вывесках все большее место стала занимать их вербальная часть.
В конце Средневековья на стенах домов начинают наклеиваться афиши — развернутые словесные тексты, нередко сопровождавшиеся гравированными украшениями в виде рамок, виньеток и символических изображений.