Слайд 1Рекомендации по развитию речи детей 3-4 лет
Слайд 2Основные задачи речевого развития детей
Овладение нормами и правилами родного языка,
определенными для каждого возраста;
Развитие у детей коммуникативных способностей;
Хорошо развитая речь
у ребенка способствует успешному обучению в школе.
Слайд 3Вот что должен уметь делать малыш в данном возрасте:
проговаривать собственные
имя, отчество и фамилию;
называть имена близких родственников и друзей;
говорить простыми
предложениями, постепенно переходя на более сложные;
распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка);
находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное;
называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит;
точно повторять услышанное;
пересказывать мультфильм, сказку;
в процессе речи разговаривать громко и тихо.
Слайд 4Воспитание звуковой культуры речи
Работа по воспитанию звуковой
культуры речи включает развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания,
слухового восприятия. Для развития артикуляционного аппарата можно использовать артикуляционную гимнастику, звукоподражательные слова, голоса животных.
Слайд 5Развитие словарного запаса
Большое внимание в словарной работе
уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и
представлений ребёнка об окружающей жизни.
Такое обучение можно провести в играх «Что это?», «Скажи какой?», «Волшебный мешочек»
Слайд 6 При рассматривании разных предметов или картинок с
предметами ребёнок учится сравнивать и называть слова с противоположным значением
(антонимы): этот гриб большой, а тот – маленький и т.д.
Слайд 7У детей 3-4 лет формируются понимание и употребление обобщающих понятий
платье, рубашка –это одежда; кукла, мяч-это игрушки; чашка, тарелка –
это посуда, развивается умение сравнивать предметы , соотносить целое и его части (поезд - окна, вагоны, колёса).
Слайд 8 В этом возрасте дети учатся понимать семантические отношения
слов разных частей речи: птица летит, рыба плывёт, дом строят,
суп варят; мяч сделан из резины, карандаш из дерева.
При рассматривании предметов или картинок ребёнка можно познакомить с многозначными словами: ножка стула - ножка стола – ножка у гриба; ручка у сумки –ручка у зонтика – ручка у чашки и т.д.
Слайд 9Формирование грамматического строя речи.
В развитии грамматического строя речи
учим понимать и использовать в речи грамматические средства и активный
поиск ребёнком правильной формы слова. Например, в играх с предметами («Чего не стало?», «Чего нет у куклы?») дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа (не стало утят, игрушек, нет тапочек, платья, рубашки).
Слайд 10 Использование пространственных предлогов в, на, за, под, около
подводит ребёнка к употреблению падежных форм (в шкафу, на стуле,
за диваном, под столом, около кровати). Можно поиграть с ребёнком «В прятки», что поможет освоить эти грамматические формы : игрушки прячутся в разных местах, а ребёнок, находя эти места правильно называет слова с предлогами.
Слайд 11 Различные способы образования глаголов можно закрепить в играх
«Кто что делает», «Кто больше назовёт действий?», «Что делают на
музыкальных инструментах?», «Какие профессии ты знаешь? Что делает учитель? Строитель?».
Слайд 12 Таким образом, взаимосвязь всех сторон речи (воспитание звуковой
культуры, формирование грамматического строя, словарной работы) является предпосылкой развития связной
речи.
Развивать связную речь ребёнка можно при пересказывании литературных произведений - воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам взрослого, а затем вместе с ним и, наконец, самостоятельно, рассказыванию по картине, игрушке - сначала ребёнок отвечает на вопросы по содержанию картины, а затем составляет короткий рассказ вместе со взрослым, а затем самостоятельно.
Слайд 13Чтобы речь ребенка развивалась в норме
необходимо:
1. Развивать высшие психические функции:
память, внимание, мышление и восприятие используя:
Чтение книг.
Пересказы прочитанного.
Беседы, рассказы на
различные темы:
«Как я провел сегодняшний день»,
«Что мне понравилось на празднике»,
«Что я увидел на прогулке»,
«Что я сегодня кушал» и т.д.
Слайд 142. Развивать мелкую моторику:
пальчиковая гимнастика,
рисование пальцами,
лепка из пластилина, соленого теста,
глины,
аппликации из крупы, скорлупок, семечек, орехов, косточек.
нанизывание на проволоку бусинок,
пуговиц.
Слайд 15 3. Развивать артикуляционный аппарат, используя истории
«Веселого
Язычка».
Слайд 16 И главное, помните!
Дети во всём подражают
взрослым. Очень хорошо, когда ребёнок слышит правильную речь, произведения художественной
литературы, устное народное творчество.