Слайд 1Рекреационная география
Л-1 Введение
Рекреационная география как наука
Краткая история развития рекреационной деятельности
в России
Характеристика рекреационной деятельности
Константинова Татьяна Викторовна
Слайд 2Рекреационная география и география туризма в школе
8-9 класс Рекреационные ресурсы,
региональный обзор, география туризма РФ
10-11 класс Туризм, география туризма
Элективные курсы
«Рекреационная география», 9 класс; География туризма, 9 класс
Слайд 7Рекреация –
(от лат. – восстановление сил) – совокупность явлений
и отношений, возникающих в процессе использования свободного времени для лечебной,
оздоровительной, спортивной, познавательной и развлекательной деятельности людей
ВИДЫ РЕКРЕАЦИИ
Слайд 8Рекреационная география - отрасль географической науки, которая изучает закономерности формирования,
функционирования и распространения территориальных рекреационных систем, состоящих из природных и
культурных комплексов, инженерных сооружений, используемых для рекреации, а также из обслуживающего персонала, органа управления и рекреантов.
Объект рекреационной географии - территориальные рекреационные системы (ТРС) всех типов и рангов.
В 1969 г. в Москве прошло 1-е совещание по географическим проблемам организации отдыха. Был предложен системный подход для изучения рекреационной деятельности.
Предмет - география туристских регионов России и мира, основные концепции видов рекреационных ресурсов (рекреалогия).
Слайд 9
Рекреационная география изучает:
состав и структуру ТРС
внутренние и внешние
связи ТРС
функционирование
динамику (эволюцию и цикличность)
на трех уровнях функционирования ТРС- национальном,
региональном и отраслевом
Слайд 10
Задачи рекреационной географии :
Изучение географических различий в развитии
рекреации и туризма
Обоснование рациональной территориальной организации рекреационной деятельности
Обоснование оптимальных форм
и режимов рекреационного природопользования
Слайд 11
Место рекреационной географии в системе наук:
Рекреационная география входит в раздел
гуманитарных научных дисциплин
Блок географических наук
Физическая география
Общественная география
География населения
Медицинская география
Курортология
Блок общественных наук
Региональная экономика
Экономика туризма
Социология
Маркетинг
Менеджмент
Блок вспомогательных наук
Статистика
Картография
Информационные технологии
Математическое моделирование
Слайд 12МЕСТО РЕКРЕАЦИОННОЙ ГЕОГРАФИИ В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК.
1. Экономическая география (туризм
рассматривается как отрасль экономики, затрагивает вопросы рекреационного обслуживания). Методы, пришедшие
из экономической географии: балансовый и компонентный.
2. География населения. Рассматривает географию туристских потоков, формирование и развитие городов-курортов и крупных курортных агломераций.
3. Физическая география. Даёт полную информацию о состоянии ПК. Основные работы – по ландшафтной карте
4. Медицинская география. Изучает влияние природных условий на организм человека. Адаптация к новым природным условиям.
Рекреационная география изучает всё в системе!!!
+ рекреационная архитектура, психология, социология, экономика и др.
Слайд 13Этапы развития рекреационной географии
1960-е гг. – этап зарождения Р.г.
1970-е гг.
– развитие теории и методологии Р.г.
(1972 г. – появление гипотезы о ТРС, проверка ее на региональном материале – В.С. Преображенский,
И.В. Зорин, Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов и др.)
1980 гг. – появление новых парадигм и научных школ (теории динамики ТРС – Ю.А. Веденин; оценки рекреационных ресурсов – Л.И. Мухина и др.; рекреационного районирования – Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов); школы – крымская, московская, северо-кавказская и др.
1990-е гг. – социологизация и экологизация Р.г.
2000-е гг. – концепция устойчивого развития рекреации и туризма
Слайд 14Территориальная рекреационная система - пространственно организована на территории определенного таксономического
ранга совокупность рекреационных учреждений, функционирующих на основе использования ресурсов этой
территории и пространственно-территориально между собой связаны.
Слайд 15Методы исследований рекреационной географии:
сравнительно-географический
сравнительно-исторический
литературно-аналитический
картографический
статистический
балансовый
социологический
опрос экспертов
стационарные наблюдения и экспедиционные
исследования
аэрокосмические исследования
ГИС-технологии
математико-географическое моделирование
Слайд 16Сравнительно-географический метод
– метод поиска сходства и различий между двумя и
более рекреационными объектами с целью выявления пространственных закономерностей
Сравнительная климатическая характеристика
курортов Черноморско-Средиземноморского региона
Слайд 17Сравнительно-исторический метод
– изучение рекреационного объекта в динамике (развитии) с
целью выявления пространственно-временных закономерностей
Слайд 18Литературно-аналитический метод
– метод изучения и критического анализа научно-методических источников по
данной проблеме
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Аналитическая информация о развитии санаторно-курортного и
туристского комплекса Р. Крым за 2014 г. / Министерство курортов и туризма Р. Крым, 2015 г.
Зорин, И.В. Энциклопедия туризма / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 368 с.
Gide to sustainable tourism in protected areas[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.parksandbenefits.net/images/stories/newsletter/final_brochure_parksbenefits.pdf
Слайд 19Картографический метод
– метод составления и использования географических карт с целью
изучения размещения и развития рекреационных объектов, явлений и процессов
Слайд 20Статистический метод
Использование статистической кривой Лоренца-Джини для оценки территориального рекреационного неравенства
в Крыму
(диссертация Т.А. Таган, 2011)
– метод сбора, обработки,
интерпретации и изучения статистической информации туристско-рекреационного характера
Использование линейной регрессии для изучения влияния природных факторов на рынок жилой недвижимости в Крыму
(диссертация С.А. Гурова, 2014)
Слайд 21Статистический метод
– метод сбора, обработки, интерпретации и изучения статистической
информации туристско-рекреационного характера
UNWTO Tourism Highlights 2015 Edition
www. unwto.org
Слайд 22Балансовый метод
– метод обработки и анализа данных, позволяющий взаимно
увязать ресурсы и их использование, выявить пропорции и взаимосвязи объектов
и явлений
Туристский баланс Республики Беларусь, млн. долл.
Слайд 23Социологический метод
- метод использования общественного мнения
по интересующему исследователя
вопросу
(опрос, анкетирование, интервью)
Изменение структуры целей посещения Горного Крыма
туристами (по данным анкетирования), %
1983 г.
2012 г.
Слайд 24Портрет крымского туриста
(по результатам социологических опросов)
Возраст: от
26 до 40 лет (до 47%)
Пол: женщины (до 60%)
Постоянное место жительства: города России (Москва,
Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тюмень, Н. Новгород и др.)
Цель приезда: отдых и лечение (88%)
Средний срок пребывания: 8-12 дней (более 50%)
Уровень доходов: средний
Источник информации об отдыхе в Крыму: рекомендации
родственников, друзей и знакомых (48%)
Слайд 25
Опрос экспертов
– метод использования мнений и оценок специалистов по
данной проблеме
Слайд 26Метод стационарных наблюдений и экспедиционных исследований
Анализ результатов мониторинга качества морской
воды в местах массового отдыха г. Севастополя. 2008-2013 гг.
Зимняя экспедиция
географического факультета МГУ на Байкал (февраль 2014 г.) «Исследования зимнего рекреационного потенциала и природоохранных особенностей
оз. Байкал».
Слайд 27Метод аэрокосмических исследований
Объекты ресторанного хозяйства г. Севастополя
Слайд 28Структура ГИС «Рекреационное природопользование»
Метод использования
геоинформационных технологий
Слайд 29Метод математического моделирования
Модель устойчивого развития предприятия туристского комплекса (равенство совокупного
спроса и совокупного предложения), по Макаровой Н.А., 2012 г.
Слайд 30
ИСТОРИЯ
Дореволюционный период
Сельское население - рекреационный цикл: пассивный отдых дома +
посещение родственников и соседей + ярмарки = гуляния в праздничные
дни.
Горожанин (рабочий): традиционные гуляния (религиозные праздники) + выезды за город в летние воскресные дни (вторая пол. XIX в.)
Русское дворянство: посещением соседей + летнее время в загородных усадьбах.
Слайд 31Нач. XIX в. среди русское дворянство и состоятельные слои населения
- поездки на курорты.
В России курорты стали создаваться с начала
XVIII в. В 1707 г. по указу Петра I начались поиски ключевых вод, которые можно было бы использовать для лечения от разных болезней.
Первый курорт, России с 1718г., был курорт Марциальные Воды.
К концу XVIII в. бальнеологические курорты в Латвии (Балдоне)
на территории современного Волгограда (Ключ Св. Екатерины),
грязелечебный курорт в Крыму (Саки)
курорт в Эстонии вблизи современного Таллина, где в лечебных целях использовались морские купания.
Начало XIX в.
Пятигорск (1803 г.), который стал функционировать раньше других курортов Кавказских Минеральных Вод,
Липецк (1805 г.),
Старая Русса (1815 г.), и др.
В начале XIX в. специфические образования— усадьбы-курорты. подмосковная усадьба Рай-Семеновское – минеральные воды. С 1820 г. из-за резкого сокращения дебита минеральных вод курорт Рай-Семеновское прекратил свое существование.
Слайд 32Туризм.
с 70-х годов XIX в. в России возникли специализированные
экскурсионно-туристские организации
Туристские организации появились в Тбилиси, Ялте, Севастополе, Одессе, Киеве,
Риге и других городах.
С их помощью организовывались многочисленные экскурсии по Европейской части России, Крыму, Кавказу, Средней Азии.
Увеличилось число выезжающих за границу туристов.
Дачный отдых
В конце XVIII—начале XIX в. дачный отдых включается в цикл рекреационных занятий петербургскими чиновниками, которые из-за служебных обязанностей не могли выезжать на все лето из города.
География первых дачных местностей: Каменный остров около Петербурга, Царское Село, Павловск.
дачные места поминаются Царицыно, Останкино, Кусково,Малаховка, Расторгуево, Таруса.
Слайд 33Советский период.
Начали формироваться сети рекреационных предприятий, что является одной из
характерных черт организации рекреационной деятельности в послереволюционное время.
После революции
значительно ускорились темпы роста курортов и санаториев.
Одними из самых популярных в нашей стране рекреационных предприятий становятся дома отдыха.
Первый дом отдыха был открыт в 1920 г. на базе бывшей усадьбы в пригороде Петрограда — на Каменном острове.
В 1921 г. В. И. Лениным был подписан декрет «О домах отдыха», на основании которого многие бывшие помещичьи усадьбы начали переустраивать для организации нового типа рекреационных предприятий. В дальнейшем возникли сети разнообразных типов предприятий — домов отдыха, пансионатов, баз отдыха, предприятий детского отдыха.
Слайд 34В циклы рекреационных занятий советских людей в период между окончанием
гражданской войны и началом Великой отечественной входили
поездки в санатории,
дома отдыха, расположенные в бывших усадьбах,
на южные курорты,
к родственникам,
друзьям, проживающим в других городах или сельских местностях.
Малая популярность туризма, как организованного, так и самодеятельного.
По воспоминаниям людей этого поколения, многие москвичи проводили свои отпуска или каникулы не выезжая из Москвы.
Слайд 35Рекреационная деятельность – деятельность человека в свободное время, осуществляемая с
целью восстановления физических сил человека и характеризующаяся разнообразием поведения людей
и самоценностью её процесса.
Жизнедеятельность человека: рабочее и внерабочее (свободное) время.
Свободное время тратится на удовлетворение биологических потребностей, домашний труд, и рекреационную деятельность.
Слайд 36Аспекты свободного времени:
1. Хронологический – изучение количества свободного времени.
2. Структурный
– зависит от ритма жизнедеятельности (суточный, недельный, годовый) субъекта, располагающим
свободным временем.
3. Аксеологический (ценностный) – изучение роли и места свободного времени в обществе.
4. Функциональный – назначение видов рекреационной деятельности:
4.1. восстановительные функции: рекреационно-лечебные и рекреационно-оздоровительные занятия
4.2. функции развития: рекреационно-спортивные и рекреационно-познавательные занятия.
Слайд 37Циклы рекреационной деятельности – обособленные во времени устойчивые комбинации повторяющихся
занятий.
Спрос на рекреационную деятельность зависит от:
рекреационный потребностей людей,
платёжеспособности и
выраженными в форме реальных требований к организаторам отдыха,
система имеющихся предложений.
Слайд 38Потребность – требующая удовлетворения нужда человека в том или ином
объекте (материальные, духовные, биологические, и др.)
Рекреационные потребности:
общественные,
групповые,
личные.
Слайд 39Общественные рекреационные потребности - потребности общества в восстановлении физических и
психических сил, а также всестороннем развитии всех его членов.
1. сохранение
здоровья людей,
2. повышение уровня жизни всех членов общества,
3. формирование личности в соответствии с общественными идеалами,
4. развитие народного хозяйства и др.
Слайд 40Групповые рекреационные потребности - потребности больших и малых групп людей.
население
городов, поселков, деревень,
коллективы заводов и учреждений, высших учебных заведений,
школ
семья.
рекреационные потребности семей:
потребности в воспитании и укреплении здоровья детей,
в отдыхе в каникулярное время учащихся,
в восстановлении здоровья одного из членов семьи, когда личные потребности других ее членов отходят на второй план,
потребность в жилище, рассчитанном на проживание в нем не одного человека или группы не связанных друг с другом людей, а семьи.
Слайд 41Личные рекреационные потребности.
потребности в благоприятной природной среде,
здоровье,
общении
с другими людьми,
развлечениях,
снятии утомления,
творческой деятельности,
смене видов
деятельности и месте ее проявления,
в познании мира, что тесно связано с потребностью в удовлетворении любознательности и первооткрывательстве,
в преодолении препятствий,
удовлетворении эстетических потребностей.
Потребности человека удовлетворяются через его практическую деятельность.
Слайд 42Общественные функции рекреационной деятельности:
медико-биологические (лечение и оздоровление)
2. социально-культурно-воспитательные (развитие способностей
личностей)
3. экономические (воспроизводство трудовых ресурсов, увеличение занятого населения).