Слайд 1
Религиозные мотивы
в ранней лирике С.А.Есенина
Слайд 2
И в каждом страннике убогом
Я вызнавать пойду с тоской,
Не помазуемый ли богом
Стучит берестяной клюкой.
С.А. Есенин
Слайд 3
Религиозные мотивы, образы, имена, символика очень часто встречаются в стихах
Сергея Есенина.
Первый сборник поэта, вышедший в 1916 году и
сделавший Есенина знаменитым, объединяет впечатления детских, отроческих и юношеских лет. Он назывался "Радуница". Это слово было взято поэтом из религиозного лексикона.
Слайд 4"Радоница (у Есенина – радуница) – день поминовение усопших, по
большей части понедельник, а в некоторых местах вторник первой после
пасхальной недели, т.н. Фоминой. Слово "радоница" значит «блестящая, просветленная». Это наименование приличествует первым весенним дням.
Слайд 5
С названием сборника связаны многие стихи, навеянные религиозными представлениями и
поверьями, хорошо знакомыми Есенину еще по рассказам деда и по
урокам закона божьего в спас-клепиковской школе. Для таких стихотворений характерно использование христианской символики.
Слайд 6Троицыно утро
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы.
Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,
Похороним вместе молодость мою.
Троицыно утро, утренний канон.
В роще по березкам белый перезвон.
Слайд 7
В стихах такого типа даже природа окрашена в религиозно-христианские тона.
И березы стоят,
Как большие свечки.
...И вызванивают четки
Ивы
– кроткие монашки.
Слайд 8
Однако подобные стихи гораздо чаще идут у Есенина не от
Евангелия, не от канонической церковной литературы, а как раз от
тех источников, которые отвергались официальной церковью, от так называемой "отреченной" литературы – легенд, сказов, духовных стихов, которые С.А. Есенин слышал от деда, от бабки, от захожих странников. Цепкая детская память надолго сохранила эти легенды и сказания. И они, естественно, отразились в его первых литературных опытах.
Слайд 9Шел Господь пытать людей в любови,
Шел господь пытать людей в
любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом, в
дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: "Вишь, какой убогой, –
Знать, от голода качается, болезный".
Подошел господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь...
И сказал старик, протягивая руку:
"На, пожуй... маленько крепче будешь".
Слайд 10
Религиозность в стихах Есенина по-разному проявляется в разные периоды его
творческой деятельности. Если в стихах 1914 года довольно часто проскальзывает
ироническое отношение Есенина к религии, то позже, в 1915–1916 гг., поэт создает немало произведений, в которых религиозная тема берется всерьез. Это объясняется сближением Есенина в эти годы с такими символистами, как Мережковский и Гиппиус. Он еще ищет их благосклонности и пишет стихи, которые бы заведомо им понравились. Пример этому – стихотворение «Я странник убогий»
Слайд 11Я странник убогий
Я странник убогий,
Молюсь в синеву.
На палой дороге
Ложуся в
траву.
Покоюся сладко
Меж росновых бус.
На сердце лампадка,
А в сердце Иисус.
Слайд 12
Сам поэт так поясняет свое увлечение апокрифическими сюжетами, религиозными образами
и символами: "Самый щекотливый этап это моя религиозность, которая очень
отчетливо отразилась на моих ранних произведениях. Этот этап я не считаю творчески мне принадлежащим. Он есть условие моего воспитания и той Среды, где я вращался в первую пору моей литературной деятельности... Я просил бы читателей относиться ко всем моим Исусам, божьим матерям и Миколам, как к сказочной поэзии... Все эти собственные церковные имена нужно также принимать, как имена, которые для нас стали мифами: Озирис, Оаннес, Зевс, Афина и т.д."
Слайд 13
В "Радунице" отразились первые детские и юношеские впечатления Есенина. Эти
впечатления не были связаны с тяжестью крестьянской жизни, с подневольным
трудом, с той нищетой, в которой жило "рядовое" крестьянство. Все это не было знакомо поэту по собственному жизненному опыту, не было пережито, перечувствовано им.
Слайд 14Работу выполнил ученик 11А класса МОУ СОШ №6 г. Амурска
Гречишкин Сергей
Учитель Плохотнюк Инга Владимировна
2012 год