Разделы презентаций


РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ

Содержание

3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙТехнологический взрыв в 5 тезисах1.В течение ближайших полутора десятилетий мир, в котором мы живем, необратимо изменится в результате технологического взрыва, который уже начался.2.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ

Автор к.т.н., доцент Седельникова И.М.




«Больше всех рискует тот, кто

не рискует»
И.А.Бунин

РИСК-МЕНЕДЖМЕНТАвтор к.т.н., доцент Седельникова И.М. «Больше всех рискует тот, кто не рискует»И.А.Бунин

Слайд 23. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Технологический взрыв в

5 тезисах
1.В течение ближайших полутора десятилетий мир, в котором мы

живем, необратимо изменится в результате технологического взрыва, который уже начался.
2. Технологический взрыв – это комбинация технологий, создающих новые рынки или радикально трансформирующих старые.
3. Прорывные технологии сегодня – это накопители энергии, электромобили, беспилотные автомобили, солнечная энергетика. Есть и другие.
4. Радикально изменяются также бизнес-модели. Пример – Uber.
5. В прекрасном новом мире будет проблема с людьми. Те рынки, на которых они могут что-то делать, исчезают. Людей надо будет чем-то занять. Это – проблема.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ  СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙТехнологический взрыв в 5 тезисах1.В течение ближайших полутора десятилетий

Слайд 33. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Всем хорошо известны

картинки, иллюстрирующие прогресс, – экспонента или даже гипербола от первых

каменных скребков миллион лет назад, до айфонов и марсоходов в наши дни.
Понятно, что на самом-то деле это не совсем экспонента, а, скорее, последовательность S-образных кривых – медленный рост/взрыв/затухание и опять медленный рост/взрыв.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ  СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙВсем хорошо известны картинки, иллюстрирующие прогресс, – экспонента или

Слайд 43. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Последний взрывной рост,

который мы наблюдали – это цифровые технологии: компьютеры, затем персоналки,

интернет, цифровое аудио, мобильная связь, цифровое видео, соцсети, мобильный интернет, смартфоны. Эта история уже вышла на насыщение.
И понятно в общих чертах, что будет следующим прорывом – робототехника и новая энергетика. Вопрос только в сроках.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ  СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙПоследний взрывной рост, который мы наблюдали – это цифровые

Слайд 53. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Пример: на фотографии

изображение пятой авеню Нью-Йорка, сделанное в 1900 году. Море лошадей

и единственный автомобиль. Вот он специально обведен в центре.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ  СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙПример: на фотографии изображение пятой авеню Нью-Йорка, сделанное в

Слайд 63. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Тринадцать лет спустя…

Одна единственная лошадь, она даже не выглядит как лошадь. Это

называется прорыв. Лошади, которых использовали на протяжении десяти тысячи лет в качестве транспорта, были полностью заменены на автомобили в Нью-Йорке всего лишь за 13 лет.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ  СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙТринадцать лет спустя… Одна единственная лошадь, она даже не

Слайд 73. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Что такое технологический

взрыв?
Это комбинация технологий, которые дают возможность предпринимателям или компаниям создавать

новые продукты и сервисы, с двумя характеристиками.
Первая — они создают новые рынки, вторая — уничтожают или радикально изменяют существующие отрасли индустрии.
В случае с цифровыми камерами — они уничтожили плёночные камеры. В случае Убера они не уничтожили, но радикально изменили вчерашнюю индустрию такси. Тотальное уничтожение не обязательно. Возможна радикальная трансформация.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ  СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙЧто такое технологический взрыв?Это комбинация технологий, которые дают возможность

Слайд 83. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Самые умные, как

правило, не могут предсказать прорывы,  пока они не произошли.
В

1985-м крупнейшая телекоммуникационная компания мира AT&T наняла фирму McKinsey & Company и задала ей один вопрос: каков будет рынок мобильных телефонов в ближайшие 15 лет? В AT&T хотели знать — стоит ли, и, если да, то насколько решительно стоит, вкладываться в новые рынки. 
McKinsey пошли думать, обсуждать, прогнозировать и что они там еще делают, когда готовят предсказания. Потом вернулись и сообщили результат. Число подписчиков мобильной телефонии в Штатах в течении 15 лет составит 900 тыс. человек.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ  СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙСамые умные, как правило, не могут предсказать прорывы,  пока

Слайд 93. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
В реальности оказалось

109 миллионов. Это не маленькая ошибка, они ошиблись в 120

раз. Так что AT&T не пошла на рынок мобильной связи и осталась со своим бизнесом проводной связи. Кто-нибудь помнит сейчас проводную связь?
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ  СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙВ реальности оказалось 109 миллионов. Это не маленькая ошибка,

Слайд 103. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Если посмотреть на

стоимость бизнеса топ 15 компаний, которые туда пошли, то это

почти 2 триллиона долларов. То есть для AT&T это была потеря потенциальных возможностей в триллионы долларов.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ  СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙЕсли посмотреть на стоимость бизнеса топ 15 компаний, которые

Слайд 113. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Как обычно, именно

эксперты и знатоки инсайдерской информации отрицают возможность взрыва. Эксперты всегда

найдут сто тысяч объяснений, почему такого не может быть. 
Почему умные люди и умные организации раз за разом на предвидят или не возглавляют прорывы на рынке?
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙКак обычно, именно эксперты и знатоки инсайдерской информации отрицают возможность

Слайд 123. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Вот что интересно

— сам концепт, используемый уже насколько десятилетий, не объясняет несколько

недавних взрывов.Например, Uber. Классическая модель прорывной технологии: начинаете делать нечто более дешёвое, чем существующее предложение на рынке, ваш продукт развивается быстрее, чем рынок в целом, становится качественно лучше рынка и — прорыв пошёл.
Но вот когда пришел Uber, он был сразу и дешевле, и быстрее, и лучше, чем такси, — взрыв. Это необъяснимо с традиционной точки зрения.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙВот что интересно — сам концепт, используемый уже насколько десятилетий,

Слайд 133. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Другой тип прорыва.


В 2007 году мейнстримом была 100-$ Нокия. Смартфон появился в

2007-м, и это был 700-долларовый прибор.
Тогда люди говорили — слишком дорого, но это был продукт высочайшего класса. И он не стал дешеветь! Он порвал рынок сотовых телефонов сверху. Не снизу, а сверху.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙДругой тип прорыва. В 2007 году мейнстримом была 100-$ Нокия.

Слайд 143. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Что такое эскпоненциальная

технология? Технология, параметры которой улучшаются на десятки или даже сотни

процентов в год, при том же уровне цены.
Хорошо известная экспоненциальная технология, мы её знаем лучше всего — компьютеры, закон Мура, выполняется уже десятилетия — количество транзисторов в процессоре на один доллар удваивается каждые два года. Через двадцать лет рост в тысячу раз, через сорок — в миллион. Из-за этого роста, а вся Силиконовая долина на нём основана, вычислительная мощность становится настолько дешёвой, что меняет все вокруг. Именно по этой причине Силиконовая долина совершает прорывы в таком количестве индустрий.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙЧто такое эскпоненциальная технология? Технология, параметры которой улучшаются на десятки

Слайд 153. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Закон Мура

3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ  СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙЗакон Мура

Слайд 163. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Закон Мура —

не единственная экспоненциальная технология в последние 20-30 лет. Data storage,

digital imaging (хранение данных, цифровая обработка изображений) — всё это те же типы технологий.
Когда нескольких подобных технологий собирается в одном продукте, тогда может получиться смартфон, — iPhone и Android, которые появились в один год. Причина — конвергенция технологий, которые сделали возможными обе истории. Далее, эти две платформы сделали возможным новые прорывы, например Uber, AirBnb и так далее.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙЗакон Мура — не единственная экспоненциальная технология в последние 20-30

Слайд 173. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Есть еще и

такие технологии, что развиваются супер-экспоненциально. Сенсоры.
Рынок вырос с 2007

в тысячу раз. Цена упала в тысячу раз. Кривая стоимости, убывающая экспоненциально в тысячу раз, толкает рынок, растущий экспоненциально в тысячу раз. Применение этой экспоненциальной технологии, вызовет множество дальнейших прорывов.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ  СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙЕсть еще и такие технологии, что развиваются супер-экспоненциально. Сенсоры.

Слайд 183. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Накопители энергии, аккумуляторы


Начиная с 1995 до 2010-го литий-ионные батареи улучшались в среднем

на 14% в год, рассчитывая в долларах на киловатт*час.
В 2009 произошло нечто весьма примечательное — началось использование Li-ion батарей в двух новых индустриях: в автопроме и энергетике. Инвестиции стали нарастать, разработки ускоряться, за 5 лет с 2009 до 2014 удешевление квт*часа составило уже 16%, а за последние полтора года, уже превысило 16% в год.
Как люди умудряются снижать стоимость так быстро?
16% в год!
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙНакопители энергии, аккумуляторы Начиная с 1995 до 2010-го литий-ионные батареи

Слайд 193. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Накопители энергии, аккумуляторы
В

Model S установлено 7000 батареек типа батареек от смартфона, только

чуть больше.
Они производятся так: литий добывается в Чили/Аргентине/Австралии, отправляется в Китай, очищается до 99+%, далее отправляется в Японию или Корею, в данном случае в Корею — Самсунг, там его упаковывают в этот корпус и отправляют в Калифорнию, где Тесла засовывает 7000 таких кусочков в одну Model S.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙНакопители энергии, аккумуляторыВ Model S установлено 7000 батареек типа батареек

Слайд 203. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Накопители энергии, аккумуляторы
Только

сведением цепочки поставщиков в одно место — Рино, Невада, Тесла

понижает стоимость производства на 30-50% в течение трёх лет. И это еще не включает технических инноваций. Согласно Илону Маску, они дадут еще минимум 5% в год. Вот что будет двигать цены вниз следующие несколько лет.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙНакопители энергии, аккумуляторыТолько сведением цепочки поставщиков в одно место —

Слайд 213. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Тесла только что

объявила цены на Power Wall. Тесла получила порядка миллиарда долларов

предзаказа за первые две недели после анонса Power Wall.
Так что Гигафактори, которая сама по себе уже должна удвоить мировое производство батарей, теперь будет расширена еще на 45% только для обслуживания запросов на хранение энергии.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙТесла только что объявила цены на Power Wall. Тесла получила

Слайд 223. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ

3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ

Слайд 233. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ

3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ

Слайд 243. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
.

3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ.

Слайд 253. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ

3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ

Слайд 263. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Тесла не единственная

компания, кто делает аккумуляторы.
BYD строит фабрику почти такого же

размера.
Foxconn, LG Chem, Samsung SDI – большая группа компаний массировано инвестируют в производство Li-ion батарей. Полгода назад LG Chem объявила о закрытии нефтехимического проекта на 4.2 миллиарда долларов в Казахстане. Эти средства направляются в аккумуляторы. Огромные средства изымаются из других направлений и вкладываются в батареи, потому что именно там ожидается серьезный рост. В результате новых инвестиций кривая стоимости будет еще ускоряться, быстрее 16%.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙТесла не единственная компания, кто делает аккумуляторы. BYD строит фабрику

Слайд 273. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Прорывные бизнес–модели
Другая сторона,

также очень важная в прорывах, — инновации в бизнес-моделях.
Uber

– это прорыв в бизнес-модели. Они используют автомобили, смартфоны, облако — инфраструктуру других людей, вырезают неэффективных посредников и — прорыв. Airbnb – это тоже прорыв в бизнес модели.
Бизнес модель может быть прорывной.
Как это происходит в области накопления энергии?
В Силиконовой долине появляются компании, которые предлагают накопление электроэнергии, как сервис.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙПрорывные бизнес–моделиДругая сторона, также очень важная в прорывах, — инновации

Слайд 283. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
В магазине Seven

Eleven стоят холодильники с напитками, кто-то заходит внутрь, хочет воды

открывает дверцу, при каждом открытии дверцы происходит запуск охлаждающего агрегата, что вызывает пиковое потребление энергии. Стоимость пиковых нагрузок значительна и составляет примерно 50% того, что Seven-eleven платит за электричество. Просто взяв батарею и поместив ее в такой магазин, она примерно размером с холодильник, магазин экономит от 10 до 50% всей стоимости электроэнергии. При том же самом общем потреблении.
Бизнес модель — никакой предоплаты. Seven-eleven не несёт ни технологического, ни финансового риска, просто начинает экономить. Компании нового типа становятся очень успешными с помощью инноваций в бизнес моделях.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙВ магазине Seven Eleven стоят холодильники с напитками, кто-то заходит

Слайд 293. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
В США к

2020 году стоимость сервиса по хранению электричества, необходимого на один

день потребления, — 30 киловатт-часов, будет стоить $1,2 в день. На самом-то деле не нужно резерва на целый день, чтобы кардинально изменить счёт за электричество.
В Аризоне публичные сервисы чарджат в летние пиковые часы — с трех до семи, 50 центов, а в полночь — только пять центов.
Так что если у вас есть всего четыре часа резервирования, можно экономить половину стоимости $50-100 в месяц. Потому что будете покупать в полночь и использовать днём. Четыре часа резервирования в 2020 будут стоить $6 долларов в месяц.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙВ США к 2020 году стоимость сервиса по хранению электричества,

Слайд 303. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Еще направление, где

резервирование будет прорывным — сети. Масштабные резервные системы означают, что

не потребуется пиковая генерация.
Сейчас используются пиковые газовые генераторы: чем больше растет пиковое потребление, тем больше нужно включить пиковых мощностей, чтобы его удовлетворить.
В США пиковые генераторы — это примерно треть всех мощностей генерации. Хотя они используются всего 6% времени. Масштабные системы резервирования позволяют покупать ночью и продавать днём, вместо того, чтобы использовать пиковые генераторы.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙЕще направление, где резервирование будет прорывным — сети. Масштабные резервные

Слайд 313. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Сейчас в Техасе

планируется огромная система резервирования ценой 5 миллиардов долларов, она будет

экономически оправданной при цене хранения 350 долларов за киловатт*час. Но мы уже имеем цену резервирования менее чем 350 долларов за киловатт*час. 
Компании, работающие в этом бизнесе заявляют, что после 2020 ни одного нового пикового генератора не будет построено. Никогда.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙСейчас в Техасе планируется огромная система резервирования ценой 5 миллиардов

Слайд 323. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Электромобили
Следующий большой прорыв

— электромобили.
Тесла Model S – лучшая из всех машин

когда-либо произведённых. «Консьюмер репорт» 2013 сообщает об этом. Не самый лучший электромобиль, а лучший автомобиль вообще.
В этом рейтинге Тесла набрала 103 из 100 возможных. И это самый продаваемый большой люксовый автомобиль в Америке. Тесла побила BMW, Audi и прочих.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙЭлектромобилиСледующий большой прорыв — электромобили. Тесла Model S – лучшая

Слайд 333. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Электромобили
Являются ли электромобили

прорывом? Это новые Феррари и Порше или это прорыв в

индустрии в целом?
Эффективность двигателя внутреннего сгорания порядка 20%. 80% энергии запасенной в баке улетает просто в дым, в обогрев атмосферы.
Электромотор обладает эффективностью 90-95%. В четыре раза более эффективен. Само по себе это еще не обеспечивает прорыва, но если добавить тот факт, что электричество ещё и значительно дешевле. Тот же самый автомобиль будет расходовать на километр электричества по стоимости в 10 раз меньше. В десять раз! Когда что-то изменяется в 10 раз — это потенциальный прорыв. А если вы будете заправлять его собственной энергией, то это вообще бесплатно.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙЭлектромобилиЯвляются ли электромобили прорывом? Это новые Феррари и Порше или

Слайд 343. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Электромобили

3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙЭлектромобили

Слайд 353. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Электромобили
Обслуживание.
У традиционной

машины более 2000 движущихся частей.
В Model S их всего 18!

Восемнадцать движущихся частей. Менее одного процента от ДВС. Что это означает? Обслуживание! Обслуживание не стоит просто ничего. Поэтому Тесла дает гарантию на бесконечный пробег. Нулевая стоимость обслуживания. С нулевой стоимостью невозможно конкурировать.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙЭлектромобилиОбслуживание. У традиционной машины более 2000 движущихся частей.В Model S

Слайд 363. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ

3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ

Слайд 373. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Электромобили
Электродвигатель намного мощнее,

чем ДВС. Тесла сравнима с суперкарами в миллион долларов, такими

как Феррари или Макларен. Машина, за одну десятую их цены. Просто потому, что она на электроприводе.
Вот как происходит взрыв. Сотню лет автопром говорил нам: хотите большую производительность, платите большие деньги, хотите среднюю — платите средние. А теперь никакие бензиновые или дизельные автомобили больше не могут конкурировать. С этим невозможно конкурировать. Производительность Порше по цене Бьюика. Дальше этой точки ни Порше, ни Бьюик, не смогут конкурировать. Больше производительности за меньшие деньги. Знаете что произойдет?
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙЭлектромобилиЭлектродвигатель намного мощнее, чем ДВС. Тесла сравнима с суперкарами в

Слайд 383. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Электромобили
Это 16% кривая

стоимости. Аккумулятор — наиболее дорогая часть электромобиля. Начинаем с Теслы

за 75 килобаксов в 2013-м, электромобили за 35-40 килобаксов (килобакс — это тысяча долларов) получим в 2017-18. Минимальная дальность пробега на одной зарядке должна быть 320 километров, всё, что меньше, — не пойдет в мейнстрим, так что эти вычисления основываются на 320 километровом пробеге. 35-40 килобаксовая машина с пробегом 320 км к 2017-18, в 2020 такая же за 30 тысяч долларов.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙЭлектромобилиЭто 16% кривая стоимости. Аккумулятор — наиболее дорогая часть электромобиля.

Слайд 393. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Электромобили
Это очень важная

точка. Средняя новая машина в Штатах стоит 33 тысячи долларов.

К 2020 году, или даже ранее, если кривая ускорится, в два раза более мощные электромобили будут дешевле при покупке, при этом они будут в десять раз дешевле по топливу и в десять раз дешевле в обслуживании.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙЭлектромобилиЭто очень важная точка. Средняя новая машина в Штатах стоит

Слайд 403. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Электромобили
Так же как

цифровые камеры уничтожили плёночные. После этой точки не имеет смысла

платить больше денег за менее мощный ДВС-автомобиль, который в десять раз дороже в обслуживании. Это переломный момент. Переломный момент в автопроме случится в 2020 или даже в 2019-м. К 2022-му это произойдет и в нижнем ценовом диапазоне. Индустрия сможет предложить 20 килобаксовые электромобили.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙЭлектромобилиТак же как цифровые камеры уничтожили плёночные. После этой точки

Слайд 413. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Электромобили
Кривая цены говорит

нам — к 2025 все новые автомобили будут электрическими. Все

новые автобусы, грузовики и тракторы будут электрическими. Все, что движется на четырех колесах будет на электроприводе к 2025. Во всём мире, не только в Штатах.
GM анонсировала Chevy Bolt с пробегом 320 км за $37,500 на начало 2017 года. Это как раз в середине кривой, даже немного раньше.
Форд объявил о вложении $4.5 миллиардов в электромобили. Они переносят туда практически всё развитие. Они еще и собираются стать компанией мобилити сервисов. Форд собирается не только производить электромобили, но и стать чем-то вроде Убер.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙЭлектромобилиКривая цены говорит нам — к 2025 все новые автомобили

Слайд 423. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Электромобили
То же самое

про GM, они уже вложили 0.5 миллиарда в Lyft –

конкурента Убера и только что купили за миллиард компанию-разработчика беспилотных автомобилей.
Однако, что бы ни делали автогиганты, на самом деле не имеет большого значения, потому что большинство прорывов происходит с другой стороны.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙЭлектромобилиТо же самое про GM, они уже вложили 0.5 миллиарда

Слайд 433. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Электромобили
Foxconn объявила о

вложении миллиарда долларов в разработку электромобиля. Foxconn – та компания,

что делает айпэды. Apple делает электромобиль, Убер делает электромобиль, Google. Целый ряд компьютерных компаний пошел в этот рынок.
Почему? Да потому, что электромобили – это компьютеры на колёсах. У них 20 движущихся частей и они движимы в большей степени компьютером, чем человеком. Это серьёзный прорыв.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙЭлектромобилиFoxconn объявила о вложении миллиарда долларов в разработку электромобиля. Foxconn

Слайд 443. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Беспилотные автомобили
Беспилотники –

это не будущее. Они уже здесь. Сегодня на дорогах общего

назначения уже сотни беспилотников.
У гугломобилей нет рулевого колеса и педалей, они полностью автономны, и успешно передвигаются не только по хайвеям, но и в городах.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙБеспилотные автомобилиБеспилотники – это не будущее. Они уже здесь. Сегодня

Слайд 453. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Беспилотные автомобили
Автоконцерны, выпускающих

традиционные автомобили, агрессивно инвестируют в беспилотники. Многие уже анонсировали на

2018-20 годы автомобили уровня 4 — люди не требуются никогда. Тесла на 90% беспилотник и станет 100% в 2018, через два года. Ниссан готовит беспилотник на 2018 год.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙБеспилотные автомобилиАвтоконцерны, выпускающих традиционные автомобили, агрессивно инвестируют в беспилотники. Многие

Слайд 463. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Беспилотные автомобили
Вот

так беспилотный автомобиль видит окружающий мир с помощью лидара. Он

делает миллионы замеров в секунду на 360 градусов вокруг, анализирует отраженный сигнал и делает выводы где дерево, где другой автомобиль, а где кошка.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙБеспилотные автомобили Вот так беспилотный автомобиль видит окружающий мир с

Слайд 473. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Беспилотные автомобили
Скорость снижения

стоимости основной технологии, используемой в беспилотниках.
В 2012 Гугл анонсировал

цену своего беспилотника в 150 килобаксов, где 70 была стоимость лидара. 2013 — следующее поколение лидаров стоило 10 тысяч долларов. В 2014 анонсирован 1000-долларовый лидар. С 70 тысяч до одной тысячи за три года! Но это еще не всё.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙБеспилотные автомобилиСкорость снижения стоимости основной технологии, используемой в беспилотниках. В

Слайд 483. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Беспилотные автомобили
Та же

самая компания анонсировала в январе 250-долларовый твердотельный lidar. А следующее

поколение будет стоить $90 и будет размером с почтовую марку. Можно воткнуть его в свой айфон, правда, зачем — непонятно.
Но вот что самое существенное в беспилотнике — это компьютер на колесах.
А как изменяются цены в компьютерном мире?
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙБеспилотные автомобилиТа же самая компания анонсировала в январе 250-долларовый твердотельный

Слайд 493. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Это вот первый

в мире терафлопный компьютер, самый быстрый суперкомпьютер в мире 2000-го

года. Компьютер ценой 46 миллионов долларов.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙЭто вот первый в мире терафлопный компьютер, самый быстрый суперкомпьютер

Слайд 503. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
В 2015 году

Нвидия показала 2-терафлопную GPU карточку за 59 баксов. С 50

миллионов, до 50 долларов за 16 лет.
В январе 2016 года они объявили о следующем поколении в восемь терафлопс. Суперкомпьютер, который можно установить в машине для Deep Learning, нейросетевых технологий.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙВ 2015 году Нвидия показала 2-терафлопную GPU карточку за 59

Слайд 513. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Беспилотные автомобили: готов

ли рынок?
Cisco предоставила данные по миру.
В Бразилии 95% населения

готовы прямо сейчас. Эти страны, представляющие более половины населения Земли, они уже готовы послать подальше существующую систему транспорта. Почему? Кто пробовал водить машину в одном из этих мест, тот понимает — почему.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙБеспилотные автомобили: готов ли рынок?Cisco предоставила данные по миру. В

Слайд 523. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Автомобиль как сервис
В

Сан-Франциско 50% поездок на Uber – carpools.
Сarpools , когда

Uber говорит: если подберём кого-нибудь по пути, ты получишь 40-50% дискаунт. И половина ребят говорят: ОК. Зачастую даже не столько из-за цены, сколько из социальной ответственности. Но цена, конечно, тоже имеет значение.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙАвтомобиль как сервисВ Сан-Франциско 50% поездок на Uber – carpools.

Слайд 533. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Автомобиль как сервис
Этот

прорыв обеспечивается всеми технологиями, которые поддерживают друг друга: беспилотники+каршеринг+авто-как-сервис.
Эффективность

этого прорыва — использование авто не 4%, а 60-80% времени. Прорыв в эффективности использования.
А теперь соединяем инновации в технологиях и инновации в бизнес-модели. Убер работает над своим собственным беспилотным автомобилем. Их цель — сделать так чтобы личное владение автомобилем вышло из употребления. 
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙАвтомобиль как сервисЭтот прорыв обеспечивается всеми технологиями, которые поддерживают друг

Слайд 543. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Автомобиль как сервис
Не

обязательно Убер, неважно, кто соединит эти два концепта — беспилотный

автомобиль и автомобиль как сервис и поднимет использование автомобиля с 4-х до 60-80%. Автомобили в личном пользовании уходят со сцены. Компания GM вложила 500 млн. долларов в Lyft, в марте 2016 года купила за миллиард стартап Cruise Automation, разрабатывающий беспилотники. И, что более важно, начала пилотные проекты, собрав все три технологии — электромобили плюс беспилотники плюс автомобиль-как-сервис.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙАвтомобиль как сервисНе обязательно Убер, неважно, кто соединит эти два

Слайд 553. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Автомобиль как сервис
Когда

это случится, мы получим тот же уровень сервиса за 10%

цены владения собственным автомобилем.
Средний американец тратит 12 килобаксов в год на то, чтобы проехать в среднем 12,000 миль в год.
Если предложить тот же сервис за 1200 долларов, то это сэкономит 11 килобаксов в год. Вместо простоя на парковке, автомобили станут ездить. 90% паркингов, особенно в центре города, уйдут в прошлое, потому что автомобили будут всё время в пути, вместо того чтобы стоять.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙАвтомобиль как сервисКогда это случится, мы получим тот же уровень

Слайд 563. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Автомобиль как сервис
Степень

использования растёт, паркинги исчезают, стоимость за километр пробега падает в

десять раз. Концепция частного владения автомобилем выходит из употребления. Общее количество легковых автомобилей падает на 80%.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙАвтомобиль как сервисСтепень использования растёт, паркинги исчезают, стоимость за километр

Слайд 573. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Три направления прорыва

в индустрии автоперевозок:
от двигателя внутреннего сгорания к электромобилю;

от человека за рулём к компьютеру за рулём;
от автомобиля в собственности к автомобилю-сервису. Всё это вместе даёт прорыв.
К 2030-му году все транспортные средства — автомобили, автобусы, грузовики, тракторы будут электрическими, беспилотными и работать как сервис.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙТри направления прорыва в индустрии автоперевозок: от двигателя внутреннего сгорания к

Слайд 583. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Солнечная энергетика
Последнее, но

самое важное — чем это всё запитать. Солнечная энергетика —

это технология, а не энергетический ресурс. И, как всякая кремниевая технология, она упала в цене в 200 раз с середины 70-х.
Количество инсталляций, соответственно, растет в два раза, каждые два года. По крайней мере с 1990 года.
Что происходит, при удвоении каждые два года? Сколько удвоений потребуется, чтобы солнечная энергетика обеспечила 100% всех потребностей человечества в энергии? Ещё всего лишь семь удвоений. Это ещё 14 лет и солнечная энергетика обеспечит 100% потребностей человечества.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙСолнечная энергетикаПоследнее, но самое важное — чем это всё запитать.

Слайд 593. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Солнечная энергетика
Но может

ли такое быть? Сможем ли мы и в самом деле

обеспечить такую скорость роста? Сравним солнце с основными источниками энергии, которые выросли с 70-х в цене в 6-16 раз.
Что означает — с 70-х годов солнечная энергетика улучшила свою экономику в 200 раз по сравнению с нефтью, или в тысячу триста раз по сравнению с углём?
И цена её продолжает падать. Инновации в бизнес моделях здесь также крайне важны.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙСолнечная энергетикаНо может ли такое быть? Сможем ли мы и

Слайд 603. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Солнечная энергетика

3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙСолнечная энергетика

Слайд 613. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Солнечная энергетика
В США

и в коммерческом, и в частном секторе развивается модель Нулевых

Вложений. К вам приходит компания, которая устанавливает панели на крышу, она за это платит, она их обслуживает и она ими владеет. Вы не несете никаких технологических или финансовых рисков.
В США этот рынок рванул вверх с внедрением такой модели финансирования. Инновации в бизнес моделях очень важны.
В солнечной и ветро-энергетике применяются множество новых бизнес-моделей, финансовых моделей.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙСолнечная энергетикаВ США и в коммерческом, и в частном секторе

Слайд 623. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Солнечная энергетика
По данным

Дойче Банка, к концу 2017 года солнечная энергетика достигнет точки

уравнивания цены для 80% мирового рынка.
Весьма неплохо — для восьмидесяти процентов мирового рынка цена солнечного электричества станет меньше либо равна цене электричества из розетки. Но она продолжит падать. Примерно со скоростью 41% в год.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙСолнечная энергетикаПо данным Дойче Банка, к концу 2017 года солнечная

Слайд 633. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Солнечная энергетика
Аккумуляторы, электромобили,

беспилотники, солнечная энергетика — всё это технологии. Кривая внедрения технологий

— это не прямая. В отчётах экспертов будет написано — 1% проникновения электромобилей, два процента, три процента, и может быть, в 2040 будет 10% или около того. То же самое для солнечной энергетики.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙСолнечная энергетикаАккумуляторы, электромобили, беспилотники, солнечная энергетика — всё это технологии.

Слайд 643. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Солнечная энергетика
Все технологии

в истории вселенной развиваются по
S-образной кривой. Могут пройти десятилетия

пока технология дорастёт до точки перелома, но когда это произойдёт, внедрение резко ускоряется, до тех пор пока не насытит 80% рынка.
В течение нескольких месяцев, года — хоп, прорыв произошёл. 
Как Кодак исчез — за два года, как лошади пропали с улиц — за 13 лет, это S-образная кривая.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙСолнечная энергетикаВсе технологии в истории вселенной развиваются по S-образной кривой.

Слайд 653. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Солнечная энергетика
Что же

является точкой перелома для солнечной энергетики?
Это точка в которой

стоимость солнечного электричества с крыши, независимо от того, где вы находитесь — в Осло с 900 часами солнца в год, в Сан Франциско с 1600, или в Сантьяго с 2400, в некоторой точке стоимость электричества с крыши, становится меньше стоимости передачи.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ  СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙСолнечная энергетикаЧто же является точкой перелома для солнечной энергетики?

Слайд 663. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Солнечная энергетика
Стоимость электричества

с крыши станет меньше стоимости передачи, даже если централизованная генерация

не стоит вообще ничего.
Если через 20-30 лет станет возможным приручить термоядерный синтез, по нулевой цене, он не сможет конкурировать с солнечным электричеством с крыши.
И это случится на всех крупных мировых рынках в 20-м году. Солнечная энергия плюс аккумулирование, аккумуляторы дешевеют даже быстрее, станут дешевле просто стоимости передачи по проводам к 22-му году. Это станет точкой перелома S-образной кривой — хоп и взрыв.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙСолнечная энергетикаСтоимость электричества с крыши станет меньше стоимости передачи, даже

Слайд 673. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Солнечная энергетика

3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙСолнечная энергетика

Слайд 683. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Солнечная энергетика
Австралия уже

в этой точке, между прочим. Солнечное электричество с крыши у

них уже дешевле стоимости доставки от централизованного генератора. Все варианты централизованной генерации — уголь, газ, атомные станции — уходят в прошлое. Потому что не могут конкурировать, даже если стоимость их производства равна нулю.
Как насчет крупных потребителей? Что происходит с ними? А происходит вот что. Уже сейчас происходит! ПЯТЬ ЦЕНТОВ за киловатт*час. В Неваде — 3,9 цента за киловатт*час. Ничто, никакой источник электричества уже не сможет никогда конкурировать с этими ценами.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙСолнечная энергетикаАвстралия уже в этой точке, между прочим. Солнечное электричество

Слайд 693. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Солнечная энергетика
Электричество по

пять центов за квт*час эквивалентно нефти по $10 за баррель,

или газу по пять. И цена продолжит падать в обозримом будущем. Ну и какой из всего этого вывод?
Мы здесь. Все технологии — аккумуляторы, электромобили, беспилотники, солнце — все сегодня занимают лишь процент или меньше. И что говорят эксперты? Они говорят — этого не может быть, это просто не может произойти так быстро. 13 лет!
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙСолнечная энергетикаЭлектричество по пять центов за квт*час эквивалентно нефти по

Слайд 703. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Но если мы

внимательно посмотрим на кривую стоимости технологии, то поймем — оно

происходит, и оно происходит очень быстро.
Точка перелома наступит в течение 2-5 лет на всех этих рынках. И когда наступает точка перелома — хоп, прорыв. S-кривая ускоряется, и мы имеем взрывной рост.
Аккумуляторы, электромобили, беспилотники, солнечная энергетика — к 2030 году всё уже кончится. 
Это не будущее, это то что происходит прямо здесь и сейчас.
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙНо если мы внимательно посмотрим на кривую стоимости технологии, то

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика