Слайд 1Риск-менеджмент в государственном управлении
Тема №8.
Слайд 2Риск-менеджмент в сфере ГиМУ
С возрастанием рисков и неопределенностей на региональном
и федеральном уровне управления важное значение начинает принимать интеграция методологии
риск-менеджмента в сферу государственного управления
Слайд 3Примеры реализации рисков в сфере ГиМУ:
недостаточный учет внешнеэкономических рисков в
государственной политике;
негативная динамика социально-экономических показателей на региональном уровне;
удорожание государственных
программ;
срывы сроков необходимых государственных закупок;
не исполнение обязательств перед населением и т.д.
Слайд 4Риск-менеджмент в сфере ГиМУ
Цели органов государственной власти – минимизация рисков
для общества в профильной сфере, например:
Министерства экономического развития РФ -
сглаживание рисков колебания экономической конъюнктуры;
Министерства финансов РФ - сокращение рисков в сферах бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности;
Министерства труда и социальной защиты РФ - сокращение демографических рисков, рисков снижения уровня жизни и доходов населения;
Министерства РФ по делам ГОиЧС - анализ экологических и техногенных рисков, сокращение вероятности их реализации и минимизация потерь.
Слайд 5Проблемы интеграции
риск-менеджмента в сферу ГиМУ:
склонность к традиционным методам управления;
«малая
подвижность» бюрократической организационной структуры, стимулирующая шаблонную работу без учета внешних
факторов;
недостаток знаний, навыков и опыта применения методологии риск-менеджмента;
неполная информация о рисках в деятельности организации или пренебрежение информацией о рисках;
неопределенная ответственность за управление рисками.
Слайд 6Риск-менеджмент в ГиМУ.
Зарубежный опыт
Великобритания - принят ряд документов, регламентирующих
использование управления рисками на государственной службе:
2002 год - отчет-инструкция от
британского кабинета министров для государственных органов «Риск: усовершенствование способности государства обращаться с рисками и неопределенностью»
(«Risk: Improving Governments Capability to Handle Risk and Uncertainty».
Summary Report of Cabinet Office);
2004 год - Государственное казначейство Великобритании выпустило документ «Оранжевая книга. Управление рисками: принципы и основные положения», который направлен на оценку рисков при реализации проектов и программ («The Orange Book: Management of Risk ― Principles and Concepts». Her Majesty’s Treasury);
2004 год - Министерство финансов Великобритании опубликовало «Руководство по риск-менеджменту для министерств и государственных служб» («Risk Management Guidance for Government Departments and Offices». Department of Finance).
Слайд 7Риск-менеджмент в ГиМУ.
Зарубежный опыт
Канада:
«Интегрированная структура риск-менеджмента» (Іntegrated Rіsk Management
Framework, 2001), выпущенная Советом казначейства Канады и ставшая практическим руководством
для государственных служащих;
«Интегрирование риск-менеджмента с помощью процесса управления изменениями» (Іntegratіng Rіsk Management Through a Change Management Process, 2001);
«Руководство по внедрению интегрированного риск-менеджмента» (Іntegrated Rіsk Management: Іmplementatіon Guіde, 2004);
«Руководство для таксономии рисков» (Guіde to Rіsk Taxonomіes, 2009).
Слайд 8Риск-менеджмент в ГиМУ.
Зарубежный опыт
США:
«Структура по риск-менеджменту GAO» (GAO Rіsk
Management Framework, 2004), выпущенная Главным бюджетно-контрольным управлением США; считается началом
внедрения риск-менеджмента в государственное управление.
«Риск-менеджмент организаций: интегрированная модель» (Enterprіse Rіsk Management ― Іntegrated Framework ― ERM, 2004).
Международный стандарт
ІSO 31000:2009 «Риск-менеджмент - принципы и руководства»
Слайд 9Риск-менеджмент в ГиМУ
Российская Федерация:
«Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных
программ Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 2 августа
2010 г. № 588,
ст. 8 требования к содержанию государственных программ:
«обязательное наличие описания мер государственного регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей государственной программы».
Слайд 11Риски в сфере ГиМУ:
1. Социальные риски (риски для общества) -
связаны с некачественным выполнением гос. органами своих функций.
Реализация: кризисы в
профильной сфере; системный кризис на региональном или макроуровне.
Ущерб:
ограничении доступа населения к необходимым гос. услугам;
негативная динамике основных показателей в профильной сфере;
рост числа обращений, жалоб населения на соответствующий орган, в контрольные, надзорные и вышестоящие органы государственной власти;
«внешняя коррекция» деятельности.
Слайд 12Риски в сфере ГиМУ:
2. Политические (имиджевые) риски - являются персональными.
Результаты реализации:
потеря лояльного отношения населения к органу государственного управления
или его руководителям;
падение имиджа конкретных должностных лиц (по результатам опросов населения, социологических исследований, в официальных национальных рейтингах).
Слайд 13Риски в сфере ГиМУ:
3. Профессиональные риски - возникают в процессе
осуществления непосредственной деятельности государственных служащих.
Реализация: связана с нарушениями государственными
служащими в своей профессиональной деятельности положений
ст. 15, 17, 18, 20 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Слайд 14ФЗ №79 «О ГГС в РФ»
Ст.15 «Основные обязанности гражданского служащего»:
соблюдать законодательство РФ,
исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом,
не разглашать сведения, составляющие государственную тайну,
беречь государственное имущество,
не исполнять неправомерные поручения и др.
Ст. 17 «Запреты, связанные с гражданской службой»:
заниматься предпринимательской деятельностью,
приобретать ценные бумаги,
получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц,
использовать в личных целях государственное имущество,
открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации и др.
Слайд 15ФЗ №79 «О ГГС в РФ»
Ст. 18 «Требования к служебному
поведению гражданского служащего:
добросовестное исполнение обязанностей,
корректность в обращении с
гражданами,
равное отношение ко всем физическим и юридическим лицам,
соблюдение правил публичных выступлений и предоставления служебной информации и др.
Ст. 20 «Обязанность гражданского служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, ежегодно представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сведения о расходах».
Слайд 16ФЗ №79 «О ГГС в РФ»
Потери при реализации профессионального риска
-дисциплинарные взыскания согласно ст. 57 ФЗ №79:
замечание;
выговор;
предупреждение о неполном
должностном соответствии;
увольнение с гражданской службы.
Административная ответственность
Материальная ответственность
Уголовная ответственность
Слайд 18Коррупционные риски
Международный рейтинг восприятия коррупции.
В 2014 году Россия получила
27 баллов и заняла 136 место наравне с такими странами,
как Нигерия, Ливан, Кыргызстан, Иран, Камерун.
Слайд 19Антикоррупционное законодательство
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ
«О
противодействии коррупции»;
Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ
«Об
антикоррупционной экспертизе нормативных правовых
актов и проектов нормативных правовых актов»;
«Национальная стратегия противодействия коррупции», утвержденная Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460;
В федеральный закон N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в 2011 году была введена статья 59.3. «Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения».
Слайд 20Риск-менеджмент в государственном управлении
Тема №8.