Разделы презентаций


Риторический канон

Содержание

Риторический канонИнвенция – изобретение речиДиспозиция – расположение мыслейЭлокуция – языковое оформление речиМеморио – запоминание Акцио гипокризис – исполнение речи

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Риторический канон
«Путь от мысли к слову»

Риторический канон«Путь от мысли к слову»

Слайд 2Риторический канон
Инвенция – изобретение речи
Диспозиция – расположение мыслей
Элокуция – языковое

оформление речи
Меморио – запоминание
Акцио гипокризис – исполнение речи

Риторический канонИнвенция – изобретение речиДиспозиция – расположение мыслейЭлокуция – языковое оформление речиМеморио – запоминание Акцио гипокризис –

Слайд 32. Диспозиция
Хрия
Приступ
Определение
Причина
Опровержение
Сравнение
Пример
Свидетельство
Заключение

2. ДиспозицияХрияПриступОпределениеПричинаОпровержениеСравнениеПримерСвидетельствоЗаключение

Слайд 42. Диспозиция
Хрия
Приступ
Определение
Причина
Опровержение
Сравнение
Пример
Свидетельство
Заключение

2. ДиспозицияХрияПриступОпределениеПричинаОпровержениеСравнениеПримерСвидетельствоЗаключение

Слайд 52. Диспозиция
Хрия
Приступ
Определение
Причина
Опровержение
Сравнение
Пример
Свидетельство
Заключение

2. ДиспозицияХрияПриступОпределениеПричинаОпровержениеСравнениеПримерСвидетельствоЗаключение

Слайд 62. Диспозиция
Хрия
Приступ
Определение
Причина
Опровержение
Сравнение
Пример
Свидетельство
Заключение

2. ДиспозицияХрияПриступОпределениеПричинаОпровержениеСравнениеПримерСвидетельствоЗаключение

Слайд 72. Диспозиция
Связность, цельность, единство текста

Вступление: Скажи, что ты собираешься сказать


Основная часть: Скажи это
Заключение: Скажи, что ты сказал




2. ДиспозицияСвязность, цельность, единство текстаВступление: Скажи, что ты собираешься сказать Основная часть: Скажи это Заключение: Скажи, что

Слайд 82. Диспозиция. Зачин
История
Лично пережитое событие
Пример
Оригинальная цитата
Парадокс
Интересный факт
Неожиданный вопрос
Ссылка на газету/книгу
Демонстрация
Свои

чувства
Место

2. Диспозиция. ЗачинИсторияЛично пережитое событиеПримерОригинальная цитатаПарадоксИнтересный фактНеожиданный вопросСсылка на газету/книгуДемонстрацияСвои чувстваМесто

Слайд 92. Диспозиция. Вступление
Задачи:
Установить контакт с аудиторией
Сообщить цель, тему, проблемы (аннотирование)
Обозначить

специфику, актуальность и значимость темы

2. Диспозиция. ВступлениеЗадачи:Установить контакт с аудиториейСообщить цель, тему, проблемы (аннотирование)Обозначить специфику, актуальность и значимость темы

Слайд 102. Диспозиция. Вступление
Соотнести с темой и проблемой:
о времени, месте, недавнем

событии
к интересам аудитории
юмористическое замечание
к конфликту
ссылка на речь предыдущего оратора
к

своим чувствам, опыту
к истории, цитирование; парадоксальное цитирование
цели и задачи выступления
риторический вопрос
2. Диспозиция. ВступлениеСоотнести с темой и проблемой:о времени, месте, недавнем событиик интересам аудиторииюмористическое замечаниек конфликту ссылка на

Слайд 11https://www.youtube.com/watch?v=-Xr2KfQ-K00

https://www.youtube.com/watch?v=-Xr2KfQ-K00

Слайд 122. Диспозиция. Вступление
Вступление должно:
Соотноситься с темой и проблемой
Быть лаконичным
Не слишком

эмоциональным
Не контрастировать с текстом

2. Диспозиция. ВступлениеВступление должно:Соотноситься с темой и проблемойБыть лаконичнымНе слишком эмоциональнымНе контрастировать с текстом

Слайд 132. Диспозиция. Заключение
Задачи:
Суммировать сказанное, сделать выводы
Усилить интерес к предмету

речи
Закрепить впечатление от речи
Наметить пути развития идей

2. Диспозиция. ЗаключениеЗадачи:Суммировать сказанное, сделать выводы Усилить интерес к предмету речи Закрепить впечатление от речи Наметить пути

Слайд 142. Диспозиция. Заключение
Виды:
подытоживающее повторение;
призыв + афоризм, цитата, поговорка
интригующая концовка
обращение к

аудитории
указание на разрешение проблемы
иллюстративная концовка: развернутая метафора, притча, аллегория

2. Диспозиция. ЗаключениеВиды:подытоживающее повторение;призыв + афоризм, цитата, поговоркаинтригующая концовкаобращение к аудиторииуказание на разрешение проблемыиллюстративная концовка: развернутая метафора,

Слайд 152. Диспозиция. Заключение
Ошибки:
возвращаться к недосказанному
извиняться
заканчивать шуткой, если обсуждались серьезные проблемы
оставлять

ощущение безысходности
оставлять без заключения

2. Диспозиция. ЗаключениеОшибки:возвращаться к недосказанномуизвинятьсязаканчивать шуткой, если обсуждались серьезные проблемыоставлять ощущение безысходностиоставлять без заключения

Слайд 162. Диспозиция. Основная часть
Задачи:
Сообщить информацию
Обосновать свою точку зрения
Убедить

аудиторию
Побудить слушателей к конкретным действиям

Логическая последовательность

2. Диспозиция. Основная частьЗадачи:Сообщить информацию Обосновать свою точку зрения Убедить аудиторию Побудить слушателей к конкретным действиям Логическая

Слайд 172. Диспозиция. Основная часть. Способы изложения материала
Индуктивный способ
Дедуктивный способ
Способ аналогии
Концентрический

способ
Ступенчатый способ
Исторический (хронологический) и пространственный способы

2. Диспозиция. Основная часть. Способы изложения материалаИндуктивный способДедуктивный способСпособ аналогииКонцентрический способСтупенчатый способИсторический (хронологический) и пространственный способы

Слайд 182. Диспозиция. Основная часть. Индуктивный способ
Известный ученый Лев Николаевич Гумилев

в книге «Этногенез и биосфера Земли» привел серию любопытных примеров.

Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы ж, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались  арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т.д. Традиции одного народа (этноса) воспринимались другими как чудачества. Причину этого Л.Н. Гумилев видел в существовании этнического стереотипа поведения.
2. Диспозиция. Основная часть. Индуктивный способИзвестный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли» привел

Слайд 192. Диспозиция. Основная часть. Дедуктивный способ
Известный ученый Лев Николаевич Гумилев

в книге «Этногенез и биосфера Земли», давая определение этнического стереотипа

поведения, писал, что  когда члены одно этноса вступают в контакт с членами другого этноса, то первое, что их удивляет, а иногда и шокирует, – это нормы отношений, принятые в другом этносе. Примеров тому множество. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы ж, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались  арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т.д.
2. Диспозиция. Основная часть. Дедуктивный способИзвестный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли», давая

Слайд 202. Диспозиция. Основная часть. Способ аналогии
По внешнему виду, а также

по физическим и химическим свойствам калий похож на натрий, но

обладает еще большей активностью. Подобно натрию, он имеет серебристо-белый цвет, быстро окисляется на воздухе и бурно реагирует с водой  с выделением водорода. Соли калия очень сходны с солями натрия, но обычно выделяются из растворов без кристаллизации воды.
2. Диспозиция. Основная часть.  Способ аналогииПо внешнему виду, а также по физическим и химическим свойствам калий

Слайд 212. Диспозиция. Основная часть. Концентрический способ
Почему южный конец магнитной стрелки

красный, а северный – черный? Не исключено, что здесь мы

следуем древнекитайской традиции. Китайцы всегда окрашивали южный конец стрелки в красный цвет. А может быть, красный цвет южного конца стрелки – дань  древней ассирийской традиции? В древнем ассирийском календаре времен Александра Македонского север называется черной страной, юг – красной, восток – зеленой и запад – белой.
2. Диспозиция. Основная часть.  Концентрический способПочему южный конец магнитной стрелки красный, а северный – черный? Не

Слайд 222. Диспозиция. Основная часть. Ступенчатый способ
В Средние века в Христианском

мире единственным абсолютно авторитетным источником научной информации были книги: Библия

и сочинения Аристотеля. Наука сводилась к комментированию цитат, которые нужно было приводить точно, потому что, безграмотные ересиархи часто выдумывали якобы цитируемые изречения пророков, Христа и Аристотеля. Отсюда возникла система ссылок на текст, удержавшаяся до нашего времени. Эта ступень науки называлась схоластикой, и к XV веку она перестала удовлетворять ученых. Тогда был расширен круг источников – привлекались сочинения других древних авторов, тексты которых нуждались в проверке. Так возникла гуманитарная (т.е. человеческая, а не божественная) наука – филология, отличающаяся от схоластики критическим подходом.
2. Диспозиция. Основная часть.  Ступенчатый способВ Средние века в Христианском мире единственным абсолютно авторитетным источником научной

Слайд 232. Диспозиция. Основная часть. Исторический способ
Ростовщичество как основа для рождения

банков появилось в VIII-VII до н.э. Первые  ссуды давались натурой

(зерном, скотом) и возвращались в  большем количестве. Ссуды давались обычно под залог (имущество, земля) или под доверие личности. Первый банк как кредитное учреждение появился в Венеции в XII веке. Его функциями были прием вкладов на хранение и производство трансфертов и переводов. Потом появились банки в Барселоне, Генуе, Амстердаме, Гамбурге.
2. Диспозиция. Основная часть.  Исторический способРостовщичество как основа для рождения банков появилось в VIII-VII до н.э.

Слайд 24Абзац
Топикальное (тематическое) предложение
Вводит тему и сужает ее
Поддерживающие предложения
Развивают

тему: разъясняют, доказывают, иллюстрируют
Заключительное предложение: для изолированных абзацев
Сигнализирует о конце

абзаца, акцентирует важное
АбзацТопикальное (тематическое) предложение Вводит тему и сужает ее Поддерживающие предложенияРазвивают тему: разъясняют, доказывают, иллюстрируютЗаключительное предложение: для изолированных

Слайд 25Как устроен этот абзац?
Часто технология нуждается в талантливых предпринимателях, которые

способны обнаружить ее предназначение. В начале ХХ века лишь немногие

верили, что автомобиль с двигателем внутреннего сгорания сможет выйти на массовый рынок. Автомобили стоили дорого, их было трудно производить и обслуживать. Кроме того, было мало дорог, а система дистрибуции бензина отсутствовала. Но к 1915 г. Генри Форд убедился в том, что создание такого рынка возможно. Он увидел, что социальные технологии, необходимые для поддерживающих автомобильный рынок структур, столь же существенны, сколь и технология производства двигателей внутреннего сгорания.
Как устроен этот абзац?Часто технология нуждается в талантливых предпринимателях, которые способны обнаружить ее предназначение. В начале ХХ

Слайд 26Абзац. Топикальное предложение
задает содержание остального абзаца
помогает читателю сориентироваться
помогает автору

выстроить абзац

Тема
Синонимы, слова с единым базовым
Контрольная мысль
значением, не

всегда имеют одинаковую
эмоциональную окраску.

Абзац. Топикальное предложениезадает содержание остального абзаца помогает читателю сориентироватьсяпомогает автору выстроить абзацТема 			Синонимы, слова с единым базовым

Слайд 27Абзац. Топикальное предложение

Не должно быть очень общим:
Экономисту необходимо обладать организаторскими

навыками.
Не должно быть слишком узким:
В научных работах, посвященных этой теме,

было показано, что в США, например, существует разрыв между заработными платами женщин без детей и женщин с маленькими детьми.

Хорошее топикальное предложение → понятно, о чем абзац.
Абзац. Топикальное предложениеНе должно быть очень общим:Экономисту необходимо обладать организаторскими навыками.Не должно быть слишком узким:В научных работах,

Слайд 28Это ясное топикальное предложение?
Основной вопрос при выборе поставщиков заключается в

том, что можно сократить значительно расходы только в краткосрочном периоде,

но вероятность того, что произойдет потеря основных поставщиков, приблизительно равна 90%.
Это ясное топикальное предложение?Основной вопрос при выборе поставщиков заключается в том, что можно сократить значительно расходы только

Слайд 29О чем этот абзац?
В детском саду между воспитателями и детьми

нередко выстраиваются неформальные отношения. Несмотря на видимую беспристрастность, практически у

каждого воспитателя есть любимые дети, не обязательно в своей группе, с которыми стараются больше общаться, которых чаще хвалят, о которых больше говорят с родителями и другими воспитателями. Это неизбежно влияет на настроение остальных детей и на взаимоотношения в детской группе.
О чем этот абзац?В детском саду между воспитателями и детьми нередко выстраиваются неформальные отношения. Несмотря на видимую

Слайд 30Абзац. Поддерживающие предложения
Доказывают
Развивают
Иллюстрируют

Синонимы, слова с единым базовым значением, не всегда

имеют одинаковую эмоциональную окраску.
Например, слова «упорный» и «упрямый» означают, что

человек настойчив в достижении цели.
Тем не менее, эпитет «упрямый» может обидеть человека, а «упорный» звучит как комплимент.
Точно так же человек предпочитает называться «стройным», а не «худым», «энергичным», а не «суетливым», «общительным», а не «болтливым».
Абзац. Поддерживающие предложенияДоказываютРазвиваютИллюстрируютСинонимы, слова с единым базовым значением, не всегда имеют одинаковую эмоциональную окраску.Например, слова «упорный» и

Слайд 31Абзац. Заключительное предложение
формулирует вывод или перефразирует топикальное предложение
для самодостаточных абзацев

Из

этого следует, что нужно быть очень внимательным в подборе слов,

поскольку многие так называемые синонимы на деле таковыми не являются.

Абзац. Заключительное предложениеформулирует вывод или перефразирует топикальное предложениедля самодостаточных абзацев Из этого следует, что нужно быть очень

Слайд 32Абзац. Ошибки
Слишком общая топикальная фраза
Слишком частная топикальная фраза
Новая идея в

последней фразе абзаца
Больше одной идеи в одном абзаце

Абзац. ОшибкиСлишком общая топикальная фразаСлишком частная топикальная фразаНовая идея в последней фразе абзацаБольше одной идеи в одном

Слайд 33В чем недостатки абзаца?
Медсестра психиатрического отделения имеет дело с небезопасными

психически больными людьми, патологическими типами, которые могут начать буйствовать в

любой момент. Зигмунд Фрейд был одним из первых врачей, которые изучали умственные расстройства. Сегодня психотерапия — твердо установившаяся медицинская дисциплина.
В чем недостатки абзаца?Медсестра психиатрического отделения имеет дело с небезопасными психически больными людьми, патологическими типами, которые могут

Слайд 34Цельность и связность абзаца
Цельность:
Одна ясная мысль:
ясное топикальное предложение
Отсутствие отвлекающих отклонений:


поддерживающие предложения должны быть прямо связаны с топикальным
Связность:
Средства соотнесения понятий

в предложениях (местоимения, причастные обороты, повторы слов и др.)
Слова, выражающие логическую связность (союзы, частицы, вводные слова)
Цельность и связность абзацаЦельность:Одна ясная мысль:ясное топикальное предложениеОтсутствие отвлекающих отклонений: поддерживающие предложения должны быть прямо связаны с

Слайд 35В конце 1980-х годов в компании Chrysler неправильные действия при

выборе поставщика привели к тому, что стоимость комплектующих составляла 70%

от общей стоимости машин, в то время как в компании Ford их доля составляла 50%, а в GM всего 30%. Но не стоит забывать, что в любой момент организация может лишиться проверенного поставщика по причине закупок деталей по ценам, не выгодным этим поставщикам. У компании-поставщика пропадет интерес к сотрудничеству, так как большинство компаний строят свои деловые отношения на долгосрочные периоды.

Один абзац – одна мысль

В конце 1980-х годов в компании Chrysler неправильные действия при выборе поставщика привели к тому, что стоимость

Слайд 36Петр 1 стал править с 1789 года. Царь совершил длительное

путешествие в Европу. Это путешествие определило дальнейшую деятельность правителя.

Пётр I

был 14-м ребёнком своего отца. Он был сыном второй жены, царицы Натальи Нарышкиной. Его крестили в Чудовом монастыре и отдали на воспитание нянькам. На 4-м году его жизни умер царь Алексей Михайлович, опекуном стал новый царь Федор Алексеевич. Он получил слабое образование и до конца жизни писал с ошибками.
Петр 1 стал править с 1789 года. Царь совершил длительное путешествие в Европу. Это путешествие определило дальнейшую

Слайд 37Одну из важнейших проблем представляет собой загрязнение окружающей среды. Оно

возникает в результате многочисленных выбросов продуктов промышленного производства, повсеместного использования

техники, непрерывно растущего количества заводов и многого другого. В частности, химическое загрязнение проявляется в деградации экологических систем, сокращении численности и видового разнообразия растений и животных, снижении продуктивности лесов и сельскохозяйственных угодий. Еще более разрушительный вид загрязнения – радиационные – напрямую несут в себе угрозу здоровью человека. Они поддерживаются менее опасными атмосферными загрязнениями, которые стали причиной возникновения озоновых дыр и парникового эффекта.
Одну из важнейших проблем представляет собой загрязнение окружающей среды. Оно возникает в результате многочисленных выбросов продуктов промышленного

Слайд 38Логическая связь между предложениями
Последовательность мыслей
Одновременность существования
Факты, заслуживающие меньшего внимания
Факты, подтверждающие

точку зрения
Неуверенность
Иллюстрация к рассуждениям, примеры
Мнение автора
На противоречивые отношения
На причинно-следственные отношения
Условие,

вопреки которому совершается действие
Итог, вывод, законченность перечисления фактов
Логическая связь между предложениямиПоследовательность мыслейОдновременность существованияФакты, заслуживающие меньшего вниманияФакты, подтверждающие точку зренияНеуверенностьИллюстрация к рассуждениям, примерыМнение автораНа противоречивые

Слайд 39Литература
Райнкинг Дж.Э., Харт Э.У., Остен Р., фон дер. Композиция: 16

уроков для начинающих авторов.
Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык.

Культура речи: конспект лекций: Учебное пособие для вузов.
Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика.
ЛитератураРайнкинг Дж.Э., Харт Э.У., Остен Р., фон дер. Композиция: 16 уроков для начинающих авторов. Сидорова М.Ю., Савельев

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика