Слайд 1Родительское собрание
Изучение курса
«Основы религиозных культур и светской этики».
Слайд 2Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем
Слайд 3Нормативно-правовая основа
Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации «Об образовании», «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон «О
свободе совести и религиозных объединениях»;
Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009г. № Пр – 2009, Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Слайд 4Последние нормативные документы
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.01.2012
№ 84-р утверждены приказы Минобрнауки России:
от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 № 1089»;
от 01.02.2012 № 174 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312».
В соответствии с вышеуказанными приказами учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»
с 1 сентября 2012/13 учебного года включен в обязательную часть образовательной программы 4 классов начальной школы в объеме 34 часов.
Слайд 5Назначение предмета
Помочь ребенку в решении его личностных, возрастных,
образовательных проблем, создать условия для его духовно-нравственного развития.
Воспитание
ребенка в соответствии с потребностями, традициями и приоритетами его семьи.
Слайд 6
Цель предмета ОРКСЭ -
формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному
на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Слайд 7Задачи учебного курса ОРКСЭ:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие
представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Слайд 8Структура курса
«Основы религиозных культур и светской этики»:
Учебный курс ОРКСЭ -
единая комплексная учебно-воспитательная система
Слайд 9Структура комплексного учебного курса
4 класс
34 часа
Слайд 10Структура предмета
Все модули нового предмета соединяются общими тематическими блоками:
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
(1 ч.)
Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.)
Традиционные религии и этика в России (13 ч.)
Духовные традиции многонационального народа России (4ч.).
Слайд 11 Содержание модулей
курса:
- ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой;
- не включает специальных богословских вопросов;
- не содержит критических оценок других религий и мировоззрений
Слайд 12Основы православной культуры
Учебное пособие знакомит с основами православной культуры, раскрывает
её значение и роль в жизни людей – в формировании
личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.
Слайд 13Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в православную
духовную традицию.
Особенности восточного христианства.
Культура и религия.
Священное Писание.
Священное Писание и Священное Предание.
Во что верят православные христиане.
Что говорит о Боге и мире православная культура.
Что говорит о человеке православная культура.
Христианское учение о спасении.
Добро и зло в православной традиции.
Христианская этика: заповеди блаженства.
Золотое правило нравственности.
Любовь к ближнему.
Добродетели и страсти.
Слайд 14Учебный модуль «Основы православной культуры»
Отношение к труду.
Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание.
Спаситель.
Жертвенная любовь
Победа над смертью.
Православие в
России.
Православный храм и другие святыни.
Православные Таинства.
Символический язык православной культуры.
Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство).
Православный календарь, его символическое значение.
Почитание святых.
Праздники.
Христианская семья и ее ценности.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Слайд 15Основы мировых религиозных культур
В учебном пособии с учётом возрастных особенностей
учащихся 4-х классов даются элементарные представления о возникновении, истории и
особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей. Авторы не ставили задачи отражения в пособии дискуссионных вопросов религиозных учений и религиоведения.
Слайд 16Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия – наша Родина.
Культура
и религия.
Возникновение религий.
Древнейшие верования.
Религии мира и их
основатели.
Священные книги религий мира:
Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран.
Хранители предания в религиях мира.
Человек в религиозных традициях мира.
Священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре.
Добро и зло.
Возникновение зла в мире.
Понятие греха, раскаяния и воздаяния.
Рай и ад.
Религии России.
Слайд 17Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Религия и мораль.
Нравственные заповеди
в религиях мира.
Религиозные ритуалы.
Обычаи и обряды.
Религиозные ритуалы
в искусстве.
Календари религий мира.
Праздники в религиях мира.
Семья, семейные ценности.
Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Слайд 18Учебное пособие знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое
добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что
значит быть моральным?
Основы светской этики
Слайд 19Учебный модуль «Основы светской этики»
Порядочность.
Интеллигентность.
Трудовая мораль.
Нравственные традиции
предпринимательства.
Что значит «быть нравственным» в наше время?
Добро и
зло.
Долг и совесть.
Честь и достоинство.
Смысл жизни и счастье.
Высшие нравственные ценности.
Идеалы.
Принципы морали.
Методика создания морального кодекса в школе.
Слайд 20Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина.
Культура и
мораль.
Этика и ее значение в жизни человека.
Род и
семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности.
Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.
Образцы нравственности в культурах разных народов.
Нравственный образец богатыря.
Нормы морали.
Дворянский кодекс чести.
Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина.
Образцы нравственности в культуре Отечества.
Мораль защитника Отечества.
Слайд 21Учебный модуль «Основы светской этики»
Этикет.
Этикетная сторона костюма.
Школьная форма
– за и против.
Образование как нравственная норма.
Человек –
то, что он из себя сделал.
Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального многоконфессионального народа России.
Слайд 22Основы исламской культуры
Учебное пособие знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры
ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления,
основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, авторы подчёркивают значение этих книг как источников нравственности. Особое место в пособии уделено жизни мусульман в современной России.
Слайд 23Учебный модуль «Основы исламской культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в
исламскую духовную традицию.
Культура и религия.
Пророк Мухаммад – образец
человека и учитель нравственности. Жизнеописание Пророка Мухаммада.
Проповедническая миссия Пророка Мухаммада.
Прекрасные качества Пророка Мухаммада.
Священный Коран и Сунна как источники нравственности.
Общие принципы ислама и исламской этики.
Столпы ислама и исламской этики.
Исполнение мусульманами своих обязанностей.
Обязанности мусульман.
Для чего построена и как устроена мечеть.
Слайд 24Учебный модуль «Основы исламской культуры»
Мусульманское летоисчисление и календарь.
Ислам в
России.
Семья в исламе.
Нравственные основы семьи в исламе.
Нравственные
ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим, дружба, гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие.
Забота о здоровье в культуре ислама.
Ценность образования и польза учения в исламе.
Праздники исламских народов России:
их происхождение и особенности проведения.
Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Слайд 25Основы буддийской культуры
Учебное пособие в доступной для учащихся 4-х классов
форме знакомит с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением,
нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством.
Слайд 26Учебный модуль «Основы буддийской культуры»
Россия – наша Родина.
Ведение в
буддийскую духовную традицию.
Культура и религия.
Будда и его Учение.
Буддийский священный канон.
Буддийская картина мира.
Добро и зло.
Ненасилие и доброта.
Любовь к человеку и ценность жизни.
Милосердие и сострадание.
Отношение к природе.
Буддийские святые.
Будды.
.
Слайд 27Учебный модуль «Основы буддийской культуры»
Семья в буддийской культуре и ее
ценности.
Буддизм в России.
Основы буддийского Учения и этики.
Человек
в буддийской картине мира.
Буддийские символы.
Буддийский храм.
Буддийские святыни
Буддийский календарь.
Праздники в буддийской культуре.
Искусство в буддийской культуре.
Священные буддийские сооружения.
Буддийские ритуалы.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Слайд 28Основы иудейской культуры
Учебник знакомит с основами иудейской культуры и раскрывает
её значение в формировании личности иудея и его поведении в
повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии - христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.
Слайд 29Учебный модуль «Основы иудейской культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в
иудейскую духовную традицию.
Культура и религия.
Тора – главная книга иудаизма.
Сущность Торы.
«Золотое правило Гилеля».
Письменная и Устная Тора.
Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа.
Евреи в Египте: от Йосефа до Моше.
Исход из Египта.
Получение Торы на горе Синай.
Пророки и праведники в иудейской культуре.
Храм в жизни иудеев.
Назначение синагоги и ее устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Слайд 30Учебный модуль «Основы иудейской культуры»
Субботний ритуал.
Молитвы и благословения в
иудаизме.
Добро и зло.
Иудаизм в России.
Основные принципы иудаизма.
Милосердие,
забота о слабых, взаимопомощь.
Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.
Совершеннолетие в иудаизме.
Ответственное принятие заповедей.
Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историей и традицией. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции.
Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Слайд 31Возможность выбора родителями модуля
для обязательного изучения ребенком.
Особенности ОРКСЭ