Слайд 1РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«Ошибки, которые совершают родители и учителя при воспитании детей.
Как воспитывать, но не калечить?»
Подготовила педагог-психолог
КОУ «Школа № 18»
Соколова
Елена Юрьевна
Слайд 2
Цель:
просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании
личности ребенка.
Задачи:
Познакомить родителей с типами воспитания, негативно
влияющими на психику ребенка;
Побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье;
Развивать умения родителей видеть себя со стороны.
Слайд 3"Любя своих детей,
учите их любить Вас, не научите
- будете плакать
на старости лет
- вот, по моему, одна из самых
мудрых истин
материнства и отцовства."
В. А. Сухомлинский
Слайд 4
Детство –
самый поддающийся педагогическим воздействиям период
В детстве закладываются
основы, создаются предпосылки гармоничной личности
Слайд 5
Давайте задумаемся, как мы воспитываем? Как воспитывали нас. Это хорошо,
но иногда мы совершаем ошибки воспитания, которые могут нанести серьезные
душевные травмы ребенку, травмы, которые в течение всей жизни будут не давать ему покоя. Что нельзя делать родителям и учителям? Какие ошибки мы совершаем?
Слайд 6
«КУМИР СЕМЬИ»
Ребенок
обожаем, любим
Любая прихоть ребенка – закон
Восторгаются им, ежеминутно находят в
ребенке «таланты»
Растет капризным,
своевольным эгоистом
Освобожден от всех
обязанностей.
«ГИПЕРОПЕКА»
Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых;
Родители диктуют каждый
шаг ребенку и контролируют во всем;
Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда;
Ребенок загружен до предела,
хочет оправдать надежды
родителей;
Растет безвольным, трудности
в общении.
РУКАВИЦЫ»
Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются;
Внушают лишь подчинение;
Ребенок не знает ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь;
Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными реакциями протеста.
Слайд 9
«ПОВЫШЕННАЯ
МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»
На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно непосильная
для его возраста;
Свои не оправдавшиеся надежды, мечтают реализовать в детях;
Ребенку
поручают заботиться
о младших в доме или о
престарелых.
Слайд 10
«В КУЛЬТЕ
БОЛЕЗНИ»
Когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием;
Боясь, что
ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания;
Пользуется создавшимся
положением и злоупотребляет им
Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем;
Такой ребенок- маленький «тиранчик», он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться
своего;
Ждет сочувствия и сострадания от всех;
С трудом приспосабливается к действительности .
хочу поговорить с теми, кто готов:
серьёзно задуматься над тем, как
мы, взрослые, ведём себя по отношению к детям, какую систему воспитания мы для них создаём;
сделать маленький шаг, принять взрослое решение, которое позволит хоть что-то изменить в отношении хотя бы одного ребёнка: вашего, всем сердцем любимого, хорошо знакомого соседского, профессионально вам порученного подопечного или просто случайно встреченного.
Слайд 12
Восемь ошибок воспитания,
которые совершают родители и учителя.
Ошибка №1.
Принуждение
Обычная ситуация: ребёнок не хочет,
родитель или учитель
Принуждает.
Слайд 13
Ошибка №2. Устыжение
Устыжение
— излюбленная родительская, а также многих учителей манипуляция. . Если
мы пристыдили ребёнка, особенно публично, то вот что мы на самом деле сделали:
продемонстрировали своё превосходство, совершив акт психологического насилия;
объявили его плохим, и это чувство, увы, надолго останется с ним;
поселили в нём страх перед собственными ошибками, недостатками, поступками;
положили ещё один камень в сооружение его собственной «тюрьмы», которая не позволит ему проявляться, творить, пробовать, самовыражаться, достигать успехов;
вскрыли перед всеми, то, что он предпочёл бы оставить при себе, тем самым нарушили его личные границы.
Слайд 14
Ошибка №3. Наказание
Наказание применяется, как правило,
с целью предотвратить повторение подобного поведения в дальнейшем.
Однако часто за ним скрывается всего лишь проявление взрослой беспомощности, разочарования и злости. Справедливое наказание за реально нанесённый ущерб ещё может быть воспринято ребёнком как адекватная мера. Несправедливое наказание рождает лишь обиду, злость, возмущение.
Слайд 15Альтернативы наказанию.
Если ребёнок
не хочет вас послушать и прекратить то, что он делает,
возможно для него это суперважно. Тогда следует обсудить сложившуюся ситуацию и договориться о форме, сроках.
Например: «Я понимаю, что тебе не хочется идти домой, делать уроки, а хочется погулять, но я могу дать тебе только три дня на исправление всех нежелательных оценок». Кроме попыток договориться, обозначив ваши чувства и намерения, альтернативой наказанию будет чёткое установление границы.
Можно просто твёрдо сказать: «Стоп, прекрати, остановись, перестань, пожалуйста». Твёрдость ваших слов будет всегда воспринята ребёнком.
Слайд 16
Ошибка №4. Угрозы
Неверие
в силу нашего воздействия приводит к тому, что мы начинаем
запугивать наших детей, манипулируя самым ценными и важными для них — безопасностью.
Слайд 17
Ошибка №5. Критика
Страх получения плохой
оценки или плохого результата делает ребёнка напряжённым, зависимым. В некоторых
случаях, уставая сопротивляться критике, что-то доказывать всем вокруг, ребёнок решает стать окончательно плохим «двоечником, лоботрясом, хулиганом».
Критикуя ребёнка, мы забираем у него самоценность (то есть уверенность, что оно ценен для нас без каких бы то ни было достижений) и его самооценку (то есть трезво и реально оценивать себя)
Слайд 18
Ошибка №6. Унижения,
ругательства
Унижения в общении с ребёнком среди большинства взрослых всё
же не считаются полезными, хотя, к сожалению, в моменты сильного разочарования или бессилия взрослым трудно их избежать. Послание при ругательствах и унижении: «Ты, наверное, не понимаешь, что я тобой недоволен и разочарован, поэтому я поднимаю децибелы и усиливаю акцент на том, как именно ты плох. За счёт унизительной лексики я перевожу своё недовольство в нападение, чтобы запугать и унизить тебя, чтобы мне полегчало, а ты стал окончательно виноват».
Слайд 19
Ошибка №7. Похвала
Ребёнок,
которого много хвалят, будет так же сильно зависеть от внешних
оценок, как и тот которого критикуют.
Послание при похвале: «Я замечаю, когда ты что-то делаешь хорошо. Я рад этому. Я хочу убедиться, что тебе и впредь будет приятнее меня радовать, чем огорчать. И ещё мне важно, чтобы ты понял, что делать что-то хорошо — это означает радовать меня».
Слайд 20
Ошибка №8. Игнорирование
У
ребёнка, с которым резко обрывают связь, отвергают, всем своим видом
показывая недовольство, забирают настоящее. Мы отнимаем у него покой и уверенность в том, что он по-прежнему будет любим, потому что отверженный ребёнок не может жить настоящим.
Альтернатива игнорированию — проявление своих чувств. Бывает, что вы разозлились на ребёнка так сильно, что у вас нет никакого желания с ним разговаривать.
В таком случае лучше сказать ему об этом: «Я так зла, что не могу разговаривать, вот успокоюсь и поговорю с тобой».
В этом случае ребёнок поймёт, что он сделал что-то, что вас разозлило, но он не отвержен и связь с вами не утеряна.
Слайд 21 Советы родителям
СОВЕТ 1
Главное средство воспитания
– это пример родителей, их деятельность, это заинтересованное участие
ребенка в жизни семьи, в ее заботах, радостях.
Слайд 22
СОВЕТ 2
Сделайте жизнь ребенка интересной и многообразной;
Уделяйте ему больше свободного
времени;
Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных и личных делах.
Слайд 23СОВЕТ 3
Эффективным способом сплочении семьи, установлением дружеских взаимоотношений является проведение
совместного досуга:
Туристические походы в лес, горы, плавание, лыжи
Важно не место,
где проводишь время со своим ребенком, а впечатление от совместно пережитых испытаний;
Именно в таких ситуациях ребенок учиться доверять Вам свою жизнь, тайны, делится секретами, своими успехами.
Слайд 24СОВЕТ 4
Укрепляйте в ребенке уверенность в собственных силах;
Слушая ребенка следите
за его мимикой и жестами, анализируйте их;
Разговаривайте друг с другом,
если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга.
Слайд 25СОВЕТ 5
Не старайтесь спрятать ребенка от трудностей;
Обсуждайте с детьми свою
жизнь, считайтесь с их мнением в решении семейных проблем;
Дети должны
чувствовать ответственность за все, что они совершают в жизни .
Слайд 26
В заключении хочется дать несколько рекомендаций родителям, чтобы они могли
добиться в воспитании желаемых результатов:
- Ребенок –
это уникальная личность. Недопустимо сравнивать его с другими детьми. Необходимо ценить индивидуальность своего ребенка, поддерживать и развивать ее.
- Воспитание – это не свод правил, а искусство диалога с ребенком на основе знаний психологических особенностей возраста.
- Необходимо проникаться чувством искреннего уважения к тому, что создается ребенком, восхищаться его самостоятельностью
- Деликатность, терпимость и такт – вот основа всех взаимоотношений с детьми.
- Воспитание родителей без союза с учителем обречено на провал.
Слайд 28Источник:
Книга «Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить»,
Издательство «Генезис», 2012 год, автор Млодик И.Ю.
http://edubaby.ru/images/bg2.jpg
http://pedsovet.su/
Слайд 29Автор шаблона – Коровина Ирина Николаевна
http://corowina.ucoz.com/
Использованы ресурсы:
Солнышко - http://www.dietaonline.ru/community/post.php?topic_id=30706&page=43
Фон -
http://www.gpark.kz/gdefon/download/241668?PHPSESSID=8e2f6e45406bb9e6af6c1e6d59252946