Слайд 1Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека
ГБОУ СОШ №604
учитель Михайлова Елена
Владимировна
Слайд 2Скань
Еще в глубокой древности люди обратили внимание на мягкость драгоценных
металлов и широко использовали его при изготовлении ювелирных украшений. Ажурные
или напаянные на металлический фон узоры, напоминающие легкое кружево, делали как из гладкой проволоки различной толщины, так и из проволоки, расплющенной в тонкую ленточку при помощи вальцов, и из веревочек, свитых из двух или трех металлических нитей. Часто это серебряные и золотые узоры украшали напаянными на них мельчайшими блестящими шариками из того же металла. Подобные изделия, относящиеся к IX-X вв, встречаются при раскопках древнерусских городов и деревенских курганов почти повсеместно.
От старого русского слова «скать», т.е. сучить, свивать нити, этот технический прием получил название «скань», а выполненные им изделия называют «скаными».
Слайд 3Складень. Новгород, XVI в. Дерево, серебро, скань, эмаль
Ассортимент сканых изделий
очень многообразен – подносы, шкатулки, коробочки, ларчики, корзиночки, цепи, пряжки,
пуговицы, браслеты, перстни, серьги, броши, ожерелья, лампады, кадильницы… Трудно перечислить все множество предметов.
Слайд 4Пуговицы. Россия, XVII в. Серебро, скань, зернь
Скань делают из «чистоты»,
т.е. из чистого или высокопробного золота и серебра, которые, благодаря
отсутствию или малому количеству примесей, настолько мягки, что способны вытягиваться в особенно тонкую проволоку.
Дешевые сканые изделия делают также из красномедной проволоки и покрывают затем позолотой или серебрят.
Слайд 5Братина. Москва, XVII в. Серебро, скань, эмаль
Сканые работы не требуют
сложного оборудования и многочисленных инструментов. В те годы, когда все
процессы в ювелирном деле производились без помощи машин, проволоку протягивали (проволакивали) вручную, щипцами через ряд отверстий в стальной пластине (волочильной доске).
Слайд 6Золото, как наиболее мягкий из драгоценных металлов, дает возможность получить
наитончайшую проволочную нить. С трудом можно представить себе, что из
одного грамма золота может быть вытянута нить более двух километров длиной!
Браслет . Москва, конец XII – начало XVIII вв. Золото, чеканка, скань
Слайд 7Если сканый орнамент делается на металлическом фоне, то на поверхность
металла наносится рисунок, по которому щипчиками выгибают и раскладывают отрезки
гладкой и свитой в веревочки скани, обмазывая при этом каждую частичку клеем и прикрепляя ее к металлу. Когда весь рисунок выложен, мастер плотно окручивает пластинку с набранными скаными узорами тончайшей железной проволокой. Это делается для того, чтобы при дальнейшей работе наклеенная скань не сдвинулась с места и не сбился рисунок.
Слайд 8При изготовлении ажурной скани рисунок делается на бумаге, к которой
приклеивают отдельные детали сканых узоров, и, посыпав припоем, паяют обычным
способом. Бумага сгорает, а сканые завитки спаиваются между собой.
Сканые изделия часто украшаются зернью, т.е. мелкими гладкими шариками из золота или серебра, напаянными на узоров. Применение зерни очень разнообразно: она бывает разбросана по всему орнаменту, часто окаймляют части предмета полосами, а также располагается в виде сетки, ромбов, треугольников или же образует рельефные пирамидки и грозди.
Слайд 9Декоративная стопа. Москва, 1887 г. Серебро, скань, эмаль
Скань делалась почти
повсеместно, но в одних центрах она занимала ведущее место, в
других – встречалась в виде исключения. Самыми значительными центрами были Новгород, Москва и города русского Севера. Каждый их этих центров отличается особенностями орнаментов, и в каждом из них расцвет сканого мастерства падает на разное время, в зависимости от экономического и политического положения того или иного города.
Московская скань второй половины XVI и всего XVII вв. почти всегда полихромна. Она неразрывно связана с яркой, многоцветной эмаль, для которой служит обрамлением.