Слайд 1Роль и значение дидактической игры в дошкольном образовании
Государственное бюджетное
образовательное учреждение Школа № 374
Дошкольное отделение
2-я младшая группа №2
Выполнили
воспитатели:
Александрова Юлия Викторовна,
Кочеткова Екатерина Александровна
Слайд 2Игровые действия
Результат
Средства
Цель
Содержание
Структура дидактических игр
Слайд 3«Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в
каком бы то ни было деле, должен с ранних лет
упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо детские сооружения».
Платон (427 -347 до н. э.)
Слайд 4Игра — древнейшая форма передачи знаний. Играя в «дочки-матери», мы учимся семейным
отношениям; раскладывая кубики, становимся строителями; расставляя солдатиков, воспитываем в себе
полководцев.
Слайд 5Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая
игра.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально
создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Слайд 6В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах
и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность
определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки.
«Игра-высшая форма исследования» Альберт Эйнштейн
Слайд 7Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы — это
важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
Слайд 8Дидактические игры различаются:
1. по обучающему содержанию,
2. по познавательной деятельности детей,
3.
по игровым действиям и правилам,
4. по организации и взаимоотношениям детей,
5.
по роли воспитателя.
Слайд 9Виды дидактических игр
1. игры-путешествия
2.игры-предположения
3. игры-загадки
4. игры-беседы
Слайд 10Цель дидактической игры- реализация дидактической и игровой задачи.
Слайд 11Структура дидактической игры:
дидактическая задача - Дидактическая задача определяется целью обучающего
и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую
деятельность.
игровая задача - Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи) .
Слайд 12игровые действия - Игровые действия — основа игры. Чем разнообразнее
игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем
успешнее решаются познавательные и игровые задачи (например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д.).
Слайд 13правила игры - Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей,
к выполнению ими норм поведения.
результат (подведение итогов) - Подведение итогов
(результат) проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победителя и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
Слайд 14В современной дидактике всё многообразие методов обучения сведено в три
основные группы:
1. Методы организации учебно-познавательной деятельности.
2. Методы стимулирования и мотивации
учебно-познавательной деятельности.
3. Методы контроля и самоконтроля.
Слайд 15Всякая игра есть испытание воли.
Наши дети нуждаются в игре, в
развитой культуре игр разного типа и вида.
Ведь игра - это
лучший способ развить способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми.
Слайд 16Основные требования к организации дидактических игр:
1. Игра – форма деятельности
учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной
активности и творчества.
2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Слайд 17Требования
к подбору
игр:
1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным
задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
2. Игры
должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Слайд 18игра — универсальная форма дидактического взаимодействия
с детьми.
1. Игра не обусловлена
особыми учебными навыками (внимание, дисциплина, умение слушать).
2. Игра не знает
возрастных границ.
3. Игра полиэтнична и может даже преодолевать языковой барьер.
4. Игра — более активная форма работы с дошкольниками. Она позволяет играющим чувствовать себя субъектами процесса.
Слайд 195. Игра подключает все каналы восприятия информации (и логику, и
эмоции, и действия), а не опирается на одну лишь память
и воспроизведение.
6. Игра есть сочетание теории и практики, а значит, является более объективным отражением действительности.
7. Наконец, игра более надежный способ усвоения знаний.
Слайд 20«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в
работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего
в игре».
А. С. Макаренко.
Слайд 21Список литературы
1. Григорьева Ю.С. Дидактическая игра как средство полового воспитания
детей старшего дошкольного возраста: Дисс… пед. канд. наук. – Екатеринбург,
2007.
2. Запорожец, А. В. Избранные психологические произведения : в 2 т. / А. В. Запорожец. – М.: Педагогика. 1986.
3. Ивич, И. Международный проект по традиционным детским играм / И. Ивич // Перспективы: вопросы образования.- 1987. - № 4.
4. Михайленко, Н. Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте : руководство практического психолога / Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова Н.А. – 2-е изд. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
5. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. - М., 1982.
6. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е. И. Удальцова. - Минск, 1976.