Слайд 1Роль педагогической диагностики в инновационной деятельности школ
Слайд 2
Гутник
Ирина Юрьевна
570 49 50
iragutnik@mail.ru
кандидат пед. наук,
доцент кафедры педагогики РГПУ им.
А.И. Герцена,
Слайд 3Зачем нужна педагогическая диагностика?
Функция «обратной связи».
«Учить – это все равно,
что бросать мысли в почтовый ящик человеческого подсознания. Вы знаете,
когда они отправлены, но никогда не известно, когда они будут получены и в каком виде»
Э.Ловелл
Слайд 5Но я никогда не слышал, чтобы она свистела!...
Слайд 6Я сказал, что я учил - а не что она
научилась
Слайд 81991 год
Карлхайнц Ингенкамп
Слайд 9Батракова И.С., Мосина А.В.
Тряпицына А.П. СПб.1993
Слайд 10
Что обозначает понятие «педагогическая диагностика»?
Понятие «педагогическая диагностика» - означает ту адекватную оценочную
деятельность, которую осуществляет сам учитель.
Причем оценка предполагает с одной стороны реальную объективность, а с другой стороны учет индивидуального прогресса ученика.
Слайд 11Что обозначает понятие «педагогическая диагностика»?
ДИАГНОСТИКА -
Соотнесение двух знаний – знания о
том,
что есть и знания о том, что должно быть.
При этом диагностика всегда предполагает коррекцию – знание о том, как сделать лучше.
Слайд 12Цитата :
Знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека
опытного;
Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного;
Знание
же того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального.
Д. Дидро
Слайд 13Основные ошибки в использовании данного термина:
1. Педагогической называют любую диагностику
используемую в школе:
Социальную- проводит либо социальный педагог, либо администрация.
Психологическую –
проводит психолог школы.
Но! Этот тип диагностики может использовать только учитель!
2. Педагогическую диагностику путают с мониторингом.
Но! Цель мониторинга – это отслеживание результативности, контроль со стороны (внешний - РОНО или внутренний – администрацией школы).
Цель педагогической диагностики определяет сам учитель – для помощи ученику или для его аттестации.
Слайд 14Отличие педагогической и психологической диагностики
Слайд 15
А.С.Макакренко «Когда человека изучили, узнали и записали, что у него
воля – А, эмоции – Б, инстинкт –В, то потом,
что дальше с эти делать, никто не знает.»
Слайд 16Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. М. 2006.
Стереотипы в диагностической деятельности
педагога. С.260
Метафоры Дж. Холта
Слайд 17Метафора «Конвейер».
Школа представляется как конвейер, через который проходят ученики. В
их головы, как в пустые бутылки, требуется залить определенные ингридиенты:
чтение, правописание, математику, историю, естественные науки.
Диагностика в этом случае направлена на выявление «объема» полученного и недополученного содержания образования, о пропорциях, его «ингридиентов».
Учащиеся оцениваются с точки зрения способности воспринимать это содержание в требуемых программой темпе, объеме и т.д.
Слайд 18Метафора
«Подопытные животные»
Образовательный процесс строится по принципу выработки условных рефлексов
«стимул-реакция» (задача – награда или наказание).
«Положительное подкрепление» - это
улыбки учителей, хорошие оценки на экзаменах, перспектива поступить в престижный колледж, найти хорошую работу, преуспеть и зарабатывать много денег. «Отрицательное подкрепление» - это замечания учителя, оскорбительный смех товарищей, страх остаться на второй год.
Диагностика при этом направлена на выявление степени «восприимчивости» стимулирующих воздействий, степени продуктивности этих стимулов.
Слайд 19Метафора «Больница»
Взгляд на школу как на особое место, где исправляют,
лечат мозги, - это, пожалуй, самый опасный стереотип. В школе
бытует странное предубеждение, что если ученика удалось чему-то выучить, то это всецело заслуга педагогов. Если же ребенок остался неучем, то это исключительного его вина.
В этом случае диагностика направляется на выявление и оценку уровня способностей ребенка, а не на поиск эффективных способов помощи в его изучении себя и окружающего мира.
Слайд 20Иллюстрации к метафоре «?».
Коэффициент усвоения учебного материала (K) находится как
отношение объема учебного материала, усвоенного учащимся в течение определенной единицы
времени (занятия, нескольких занятий) (Uо), к материалу, сообщенному ему за то же время (Uа):
K=Uо/Uа
Слайд 21Критерии сравнения в диагностировании.
Нормативный
Слайд 22Какие существуют критерии сравнения в диагностировании?
Учитель, должен
учитывать следующие критерии:
Нормативный критерий, когда результат контроля оценивается с точки
зрения установленной нормы, образца проверяемого объекта.
Сопоставительный, когда результат контроля одного ученика сравнивается с аналогичным результатом другого ученика.
Личностный, когда результат контроля ученика сравнивается с прошлыми результатами этого же ученика и тем самым устанавливается динамика его продвижения в овладении оцениваемыми знаниями, умениями и навыками.
Слайд 23Постарайтесь придумать 3 разных формы экрана успеваемости, в соответствии с
каждым из существующих критериев.
Слайд 44Оси координат для диагностирования
Слайд 46
Особенности использования дидактической диагностики
(основная функция –
отслеживание достижений в предмете)
Слайд 47 Что измерять?
Компетентность
Обученность
Качество знаний
Слайд 48Внутренний мониторинг ГОУ №197 (иновац. продукт)
Неформальные тесты
Компетентности
из ФОС
УУД
(для
начальной
школы)
Б.Блум
ПИЗА
+метакомпетентности
Слайд 50
К какой группе методов можно отнести
технологическую карту?
Слайд 51Технологическая карта подготовки к ЕГЭ (Кочнева С.В.). ГОУ № 307
Слайд 54Аутентичная диагностика.
Аутентичный - равнозначный, подлинный, настоящий
Происходит от др.-греч.Происходит от
др.-греч. αὐθεντικόςПроисходит от др.-греч. αὐθεντικός «подлинный, главный», далее от αὐθέντηςПроисходит от др.-греч. αὐθεντικός
«подлинный, главный», далее от αὐθέντης «собственноручный»
Итак, аутентичная диагностика – это диагностика – от первоисточника.
Какие методы и методики можно отнести к аутентичным?
Слайд 55Матрица методик педагогической диагностики. S- кто?, О – что?
Слайд 56Матрица методик педагогической диагностики.
Слайд 57Матрица методик педагогической диагностики
Слайд 59Матрица методик педагогической диагностики
Вы придумали анкету:
«Знаю ли я своих учеников?»
Назовите
цифру матрицы в которой будет находится данная анкета?
Слайд 62Какие группы методик педагогической диагностики можно выделить?
Слайд 63Какие группы методик педагогической диагностики можно выделить?
В Интернете набираем:
«Модель комплексной
педагогической диагностики ученика», либо в поисковой строке перетаскиваем информацию
либо смотрим
гиперссылку:
Модель диагностики.ppt
Слайд 64Библиграфия по проблеме
Основная литература
Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. М. 2006.
Голубев
Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М., 1989.
Гутник
И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников. - СПб. 2000.
Гутник И.Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении. СПб. КАРО. 2005
Диагностические методики самопознания, изучения личности школьника и класса. М. 1991.
Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. - М., 1991.
Кочетов А.И. Педагогическая диагностика в школе. - Минск., 1987
Педагогическая диагностика в ОЭР школ. Батракова И.С., Мосина А.В. Тряпицына А.П. СПб.1993
Слайд 65Библиография по проблеме
Дополнительная литература
Битинас Б.П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы.//Сов.
педагогика. -1993.
Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория и практика.
- Киев. 1986.
Диагностика современной школы: Пособие для учителей. /Под. ред. В.А. Онищука. - Киев. 1987.
Изучение личности школьника учителем. Под. ред. Васильевой З.И. и др. - М., 1991.