Слайд 1Роль правительства
в экономике
Тренинг для журналистов
Киевская школа экономики
Владимир Вахитов
22 марта
2011 г.
Слайд 2От рождения...
Мы родились в государственных роддомах, получили от государства
свидетельство о рождении и гражданство, со всеми обязанностями и привилегиями.
Учились в государственных школах и вузах
Четверо из десяти занятых в Украине работает на государственных предприятиях
Слайд 3… по жизни ...
Мы используем деньги, выпущенные государством
На какой бы
работе мы не работали, налоги мы платим государству
Железные дороги и
шоссе, водоканалы и канализация, каналы связи, почта, газопроводы созданы и принадлежат государству
Слайд 4... и до смерти
Государство гарантирует минимальный уровень качества и безопасности
многих услуг и товаров
Государство выступает арбитром в решении хозяйственных и
гражданских споров
Государство платит пособия бедным и пенсии старым
Слайд 5...
Свидетельство о смерти тоже государство выдает
Слайд 6
А если бы государства не было?
Зачем оно вообще нужно?
И
если все-таки нужно, сколько его нужно?
Слайд 7Государство – это...
Институт
Слайд 8Главная роль государства
Устанавливать правила игры для всех
Это право делегировано обществом
Следить
за их исполнением
Для этого есть способы принуждения
Это два основных признака,
отличающие государство от частного предприятия
Слайд 9Зона действия
Государство нужно там, где частная инициатива не работает
(корректирует провалы
рынка)
Слайд 10Провалы рынка
Теоретически, если участники рынка
имеют одинаковый доступ к информации
действуют рационально,
в собственных интересах, по одним правилам
рано или поздно они достигают
эффективного распределения ресурсов
(Принцип Парето: тебе не стало хуже, а мне стало лучше).
Слайд 11Провалы рынка
Практически, нередко бывает, что:
Нельзя установить права собственности (общественные блага)
Действия
одних затрагивают интересы других (экстерналии, внешние эффекты)
Невозможен равный доступ к
рынкам (естественная монополия)
Доступ к знаниям у контрагентов неодинаков (асимметричная информация)
Слайд 121. Общественные блага
Неконкурентные: потребляют многие (анонимно), а оно «не кончается»
Неисключительные:
невозможно исключить никого из круга потребления, установить «право собственности»
«Чистые» примеры:
воздух, солнце, море, национальная оборона, маяки, радиоэфир
«Смешанные»: дороги, парки, радиочастоты, воздушное пространство над аэропортами (ограниченная неконкурентность)
Слайд 131. Общественные блага
Почему провал: проблема «зайцев» либо «перерастраты»
Производство: «кому надо,
тот и бегает»
Индивидуальный вклад каждого – практически ноль, поэтому нет
стимулов ни вкладываться, ни экономить
Выход: государство может либо само предоставлять эти товары, либо делегировать это право частным фирмам за плату
Слайд 141. Общественные блага
Практическое задание:
Выбрать из следующего списка два «блага» и
разобрать их по критериям «конкурентности» и «исключительности».
Обсудить потенциальные проблемы,
связанные с их производством (кто?) и потреблением (как распределять и контролировать?) Какой исход наиболее вероятен? Какова роль государства?
Список: объединение собственников дома, пляж, косяк рыбы, лес под вырубку, парк, церковь, пешеходный мост, автомобильный тоннель, спутниковое телевидение, радиоэфир, мобильная связь, таможенный союз, газотранспортная система.
Можно также привести свой локальный пример.
Слайд 152. Внешние эффекты
Потребление (производство) одного блага оказывает непосредственное воздействие на
потребление (производство) другого (анти)блага
Примеры: курение, сброс токсических отходы в воду
или атмосферу, иммунизация детей, «частные» подъездные пути, цветник перед домом
Слайд 162. Внешние эффекты
Почему провал: внешний эффект не оплачивается никем.
Пример А:
загрязняющее предприятие не платит за испорченный воздух
Пример Б: родители непривитых
детей бесплатно пользуются благами иммунизации
В результате общество недополучает оптимальный объем благ
Слайд 172. Внешние эффекты
Пути решения:
Интернализация внешнего эффекта (объединение). Не всегда реально.
Корректирующий налог или штраф. Проблема: точно измерить величину эффекта.
Установить право
собственности на раздражающий фактор и торговать им
Слайд 182. Внешние эффект: пример
Химзавод сливает в реку отходы. Ниже по
течению – санаторий.
Либо санаторий платит химзаводу мзду, сокращая его
прибыль, но также сокращая количество отходов (свои затраты на очистку)
Либо химзавод платит санаторию мзду за разрешение сливать в воду отходы, сокращая свою прибыль и компенсируя затраты санатория
В результате можно достичь более эффективного перераспределения ресурсов
Роль государства: обеспечить такую сделку. Если трансакционные издержки такого решения слишком высоки, внешний эффект убрать невозможно
Слайд 192. Внешние эффекты
Практическое задание
Для одного из нижеследующих примеров идентифицировать «объект»
и «субъект» внешнего эффекта и предложить возможный способ его минимизации,
либо объяснить, почему это невозможно сделать.
Нарушение ПДД, загрязнение воздуха в городе, обустройство и уборка придомовой территории, строительство небоскреба на месте детской площадки, парковка на газонах и тротуарах, посыпка дорог солью вместо более дорогого реагента, вырубка парка
Слайд 203. Натуральная монополия
Одна фирма может производить Х единиц дешевле (на
единицу продукции), чем если бы две фирмы производили то же
количество
Поскольку подобные фирмы очень велики, вход новых участников на рынок очень ограничен (асимметрия)
Примеры: коммунальное хозяйство (электричество, вода, газ); железные дороги, нефте- и газотранспортная системы, телекоммуникационные линии
Слайд 213. Натуральная монополия
Если монополия не регулируется:
Цены выше, выпуск ниже, рента
– в карман владельца
Эффективность – ??? (А. Харбергер: 3%)
Задача госрегулирования:
увеличение выпуска, снижение затрат, уменьшение цены.
Кто собственник: государство или частный бизнес?
Слайд 223. Натуральная монополия
Инструменты госрегулирования:
Контроль ценообразования:
Прямой контроль цен (напр. НКРЭ)
Косвенный контроль
цен: лимиты прибыльности или доходности
Регулирование предела повышения цен
Конкурсная продажа «права
на монополию» (концессии, аукционы)
Выделение из монополии конкурентных структурных единиц (транспортная сеть, добыча, генерация, потребление, местные операторы, и т.п.)
Слайд 233. Натуральная монополия
На выбор метода регулирования влияют:
Эффект масштаба производства
Степень зависимости
потребителей от монополии
Наличие заменителей
Эластичность (чувствительность) спроса
Физическая связь потребителя с поставщиком
Виды
деятельности внутри монополии (Нафтогаз, РАО ЕЭС, Газпром, ж/д)
Слайд 243. Натуральная монополия
Дополнительные проблемы
Размер рынка (местный, национальный)
Необходимость реструктуризации вертикально интегрированных
отраслей
Лоббистские возможности естественных монополий: покрытие неплатежей налоговыми льготами, недопущение конкурентов
на рынок
Слайд 253. Натуральная монополия
Практическое задание
Выбрать одну из отраслей: железные дороги, распределение
электричества, «Белорусьнефть» или «Нефтегаз».
Определить признаки естественной монополии
Обсудить возможные последствия
одного из двух сценариев:
Сохранение монополии и регулирование цен либо нормы прибыли.
Разделение компании на несколько мелких структурных единиц, открыв тем самым рынок для конкурентов
Слайд 264. Асимметрия информации
Часто покупатель и продавец имеют разный объем информации
о товаре (состояние, качество, свойства)
Объем информации влияет на спрос покупателя
и цену, которую тот хочет заплатить, т.е. ведет к «провалу» рынка: равновесная цена и распределение ресурсов неоптимальны
Иногда эту асимметрию исправить невозможно: продавец не может или не хочет выделить свой товар из тысяч подобных
Слайд 274. Асимметрия информации
Примеры
Покупка подержанной машины
«Скрытые проценты» в при оформлении кредита
в банке
«Кредитонадежность» заемщика
Найм нового сотрудника
Отношение клиента страховой компании к риску
Слайд 284. Асимметрия информации
Последствия для рынка:
Г. Акерлофф (1970): рынок либо сжимается,
либо «хороший» товар вытесняется «плохим»:
эффект «неблагоприятного (ухудшающего) отбора»
Слайд 294. Асимметрия информации
На асимметрию влияют:
Частота использования товара
«Стандартность», бренд
Цена поиска
Возможность быстро
проверить свойства товара после покупки
Наличие «вторичных рынков» товаров
Слайд 304. Асимметрия информации
«Риск недобросовестности»
После заключения контракта (страхование, получение прав, покупка
«all inclusive») поведение покупателя меняется (например, повышается риск аварии или
угона машины)
Зная об этом заранее, продавец поднимает цену
Пример: общедомовые счетчики для воды
Слайд 314. Асимметрия информации
Преодоление асимметрии:
Сигналы рынка:
Репутация
Гарантийное обслуживание
Государственное регулирование:
Сертификация
Нормы и правила (СНИПы,
ГОСТы, лицензии...)
Слайд 324. Асимметрия информации
Практическое задание
Выберите один из следующих случаев и
объясните, в чем состоит асимметричность информации, возможные провалы «рыночного механизма»
и потенциальные пути решения
Покупка подержанного ноутбука, покупка групповой медицинской страховки на компанию, поездка на курорт в Таиланд-Египет, прием к себе на работу свежего выпускника вуза, покупка новой книги, отчет правительства об экономическом росте, выборы новой власти, приватизация предприятия, прямые иностранные инвестиции в вашу страну.
Слайд 33Провалы рынка: заключение
Государство должно вмешиваться в деятельность рынка только в
том случае, если выгоды от принимаемых мер превышают издержки
Государство
обладает монополией на средства и методы принуждения
Централизованное применение этих методов способно снизить личные затраты (на соблюдение контрактов, безопасность, и т.п.)
Государственное вмешательство путем укрепления прав частной собственности может привести к совершенствованию деятельности рынка за счет сокращения ненужных расходов на самозащиту и мониторинг
Слайд 34Провалы государства
Не все так просто
Государство – не волшебник, и даже
не делает вид, что учится
«Недостатки рынка» не обязательно закрываются государственным
вмешательством
«Слишком много государства» тоже плохо
Слайд 35Провалы государства
Рыночные провалы: отсутствие полных и совершенных рынков, асимметрия информации
Провалы
государства: несоответствие задач общества и элит
Слайд 36«Государственный продукт»
Услуги по регулированию (штрафы, лицензии, контроль качества и т.п.)
Общественные
блага (оборона, фундаментальная наука)
«Квазиобщественные блага» (образование, наука, инфраструктура)
Трансферты (социальное обеспечение,
субсидии, субвенции в бюджеты)
Слайд 37«Государственный продукт»
Не «торгуется» на рынке: нет ценообразования
Определяется нерыночным спросом и
нерыночным предложением
Слайд 38Нерыночный спрос
Разрыв между стимулами тех, кто заказывает музыку и тех,
кто ее танцует.
Узкая группа получателей льгот и прочих госуслуг
финансируется за счет всех налогоплательщиков (внешний эффект)
Слайд 39Нерыночный спрос
Короткий срок политика
Экономическая эффективность приносится в жертву сиюминутной политической
целесообразности
Асимметрия информации политического рынка
Слайд 40Нерыночный спрос
Переизбирают «деятелей»
В основном тех, кто пытается «исправить» провалы рынка,
создавая иллюзию дефицита роли государства
Рынок земли, затянутость реформ, языковые вопросы
Слайд 41Нерыночный спрос
Общественный запрос на «наведение порядка» и «твердую руку»
Криминализация экономики
= «провал рынка», хотя это явное невыполнение функций государства
Кризис 2008
г. – следствие недостаточного регулирования инвестбанков, хотя вина возлагается на самих банкиров
Слайд 42Нерыночный спрос
Лоббизм организаций
Экологи, аграрии, шахтеры продавливают усиления роли государства в
своих интересах
Слайд 43Нерыночное предложение
Сложность измерения «государственного продукта»
Единственный производитель (монополия)
Кто отрегулирует регулятора, когда
он вконец зарегулировался?
Слайд 44Причины
«провалов государства»
Ценовой разрыв между доходами и расходами
Цены не используются
как индикатор ценности и качества госуслуг
Перерасход ресурсов (слишком раздутый госсектор)
Неповоротливость
и инерционность ответов на вызовы рынка
Слайд 45Причины
«провалов государства»
Разрыв мотиваций «собственников» и «менеджеров»
Элиты преследуют свои собственные
цели, не вполне совпадающие с общественными
«Кто мониторит монитора?» - рыночные
механизмы контроля не работают
Большая зависимость от политического процесса
Слайд 46Заключение
Провалы государства, как правило, не менее легко идентифицируемы, описываемы и
предсказуемы, чем провалы рынка.
Провалы государства неотъемлемы от всех видов нерыночной
продукции государства.
Слайд 47Заключение
Являются ли провалы государства более "глубокими", чем провалы рынка, может
быть установлено и продемонстрировано только в определенных случаях; в других
же такие заключения представляют трудность.
Выбор между рынком и государством не есть выбор между несовершенством и совершенством, скорее, это выбор между несовершенными альтернативами.