Слайд 1Роман М. Сервантеса
«Дон Кихот»
Презентацию подготовили студентки группы РЛ-15-2:
Завертяева Екатерина
Сатина Ирина
Сафиуллова
Виктория
Соболева Ольга
Терёшина Анастасия
Слайд 2ПЛАН
Своеобразие испанского романа эпохи Возрождения.
Мигель де Сервантес Сааведра: краткая биографическая
справка.
Испания 16-17 вв. и ее изображение в романе.
Элементы пародии в
романе.
Образ Дон Кихота. Трагикомическое, общечеловеческое и вечное в образе.
Образ Санчо Панса.
«Дон Кихот» как выражение кризиса гуманизма эпохи Возрождения.
Слайд 3Своеобразие испанского романа эпохи Возрождения
Слайд 4Литература испанского Возрождения делится на 2 периода:
Слайд 5Отличительные черты романа эпохи Возрождения
Изначально роман долго не приживался
в Испании;
На начало 16 в. приходится расцвет рыцарского романа;
За образец
авторы брали романы Англии и Франции;
Наиболее значительным жанром в испанской литературе раннего и зрелого Возрождения был роман.
Слайд 6Поляризация в сфере романа
«высокий» рыцарский:
наличие авантюрно-фантастические элементов;
национальный характер;
идеализация героического начала;
смена
представлений о мире;
новый идеал человека.
«низкий» плутовской (пикарескный):
отсутствие идеализации;
пессимизм;
сатира;
самостоятельные эпизоды
объединены личностью главного героя;
автобиографическая форма повествования.
Слайд 7Годы жизни: 1547–1616.
Родился в семье обедневших дворян.
В молодости уехал в
Италию, где изучал искусство эпохи Возрождения;
Особое влияние на мировоззрение Сервантеса
оказал «эразмизм».
Мигель де Сервантес Сааведра: краткая биографическая справка
Слайд 8Литературная деятельность
Сервантес начал писательскую деятельность в возрасте 38 лет;
Первая книга
- пасторальный роман «Галатея» (1585);
В 1604 году выходит первая часть
романа «Хитроумный Идальго Дон Кихот Ламанчский»;
Между 1604 и 1616 годами появились вторая часть «Дон Кихота», новеллы, поэма «Путешествие на Парнас» и был написан роман «Персилес и Сихизмунда».
Слайд 9Существует 2 литературных источника «Дон Кихота»:
Интермедия «Интерлюдии романсов», написанная анонимным
автором;
Главный герой, крестьянин Бартоло, начитавшись рыцарских романов, бросил семью и
отправился странствовать по свету.
Новелла Ф. Саккетти, в которой повествуется о старом флорентийском ткаче Аньоло, вдруг захотевшем поразить всех своим искусством на рыцарском турнире.
Слайд 10В романе сочетаются 2 типа сюжета:
Сюжет-фабула
Строится на основе легенды или
мифа;
Самостоятельность автора заключается в трактовке образа главного героя.
Сюжет-ситуация
Обстоятельства действия соотнесены
с персонажем;
Сюжет объясняет и раскрывает характер героя;
Герой выражает суть эпохи.
Слайд 11Испания 16-17 вв. и ее изображение в романе «Дон Кихот»
В
романе «Дон Кихот» показана жизнь простого испанского народа конца 16
века;
Сервантес осуждает и обличает социальную несправедливость и насилие;
В романе подчеркивается торжество любви и уважения к человеку;
Прославление любви сочетается с сатирой на испанское общество;
Встреча главных героев с людьми разных сословий и профессий позволяет показать их недостатки.
Слайд 12Образ Дон Кихота. Трагикомическое, общечеловеческое и вечное
в образе.
Слайд 13Будучи протагонистом, Дон Кихот выражает идеи гуманизма;
За внешней наивностью и
сумасшествием кроются благородные намерения;
Готов к самопожертвованию;
Не стремится к славе и
богатству;
Несоответствие фантазий и действительности формируют Дон Кихота как личность;
Образ Дон Кихота показан в развитии;
Грустный комизм образа – несоответствие между фантазиями и реальностью.
Слайд 14Высокопарная речь Дон Кихота, соответствующая речи рыцарей из романов, была
непонятна для простых людей. Ярким примером служит ситуация на постоялом
дворе, где Дон Кихот говорит:
«И когда бы, по воле всемогущих небес, законы любви еще не приобрели надо мною такой неодолимой власти и очи жестокой красавицы, которой имя я произношу сейчас мысленно, меня еще не поработили, то свободою моею завладели бы очи этой прелестной девушки».
Такую речь «хозяйка, ее дочь и добрая Мариторнес слушали <…> с таким недоумением, как если бы он говорил по-гречески…».
Слайд 16В начале романа показан как антипод Дон Кихота;
В образе Санчо
Панса сочетаются такие качества, как наивность, добродушие и лукавство;
Санчо –
крестьянин, носитель народной мудрости;
Трезвомыслящий и прагматичный человек;
Преданный друг и помощник Дон Кихота;
Образ Санчо Панса развивается на протяжении всего романа;
В конце романа обнаруживается сходство с Дон Кихотом. Санчо становится добрее, великодушнее.
Слайд 17Речь Санчо Панса отражает народную культуру. В своей речи он
использует большое количество поговорок:
«Уверяю вас, сеньор, что королевы из нее
нипочем не выйдет. Графиня - это еще так-сяк, да и то бабушка надвое сказала».
«И лучше и спокойнее было бы нам, по моему слабому разумению, вернуться домой: теперь самая пора жатвы, самое время заняться хозяйством, а мы с вами скитаемся как неприкаянные и, что называется, кидаемся из огня да в полымя».
«…у них дом - полная чаша, а поглядишь - хоть шаром покати. Ну да разве на чужой роток накинешь платок?»
Слайд 19Дон Кихот
В начале книги Дон Кихот - мечтатель, далекий от
реальности.
Во второй части Дон Кихот умен и вполне способен на
здравомыслие, а перед смертью «рыцарская болезнь» и вовсе проходит.
Санчо Панса
В начале романа Санчо Панса - реалист, типичный крестьянин, у которого работа = жизни.
Во второй части Санчо Панса - мечтатель, но при этом он не теряет прежнего реализма и ищет пути выживания и заработка.
Слайд 20Элементы пародии
В структуре романа (фантастическое заменяется на реальное);
В образах главных
героев (рыцарь – захудалый идальго);
Сонеты в начале романа высмеивают авторов,
которые предваряли книги высокопарными посвящениями (современники усматривали в них пародию на Лопе де Вега);
В обрядах и обычаях рыцарства (посвящение Дон Кихота в рыцари на постоялом дворе);
Пародируются отдельные эпизоды рыцарских романов (сцена в горах Сьерры-Морены).
Пародийными являются только первые главы «Дон Кихота», остальные направлены на раскрытие образов главных героев.
Слайд 21«Дон Кихот» как выражение кризиса гуманизма эпохи Возрождения
Кризис гуманистической литературы
эпохи Возрождения заключается в несоответствии реальности ренессансным представлениям о человеке;
Нелепые
поступки Дон Кихота показали, что мир испанской действительности далек от мира романов с их идеалами благородства, чести, справедливости.
Образ Дон Кихота подтверждает ценность гуманистических идеалов и передает задачу их реализации потомкам.
Слайд 22«Каждый человек есть немножко Дон Кихот; но более всего бывают
Дон Кихотами люди с пламенным воображением, любящею душою, и с
умом, но без рассудка и такта действительности».
(В.Г. Белинский)
Слайд 23Литература:
Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. – М., 1961.
К. Державин. Сервантес.
М., 1958.
М. Л. Андреев. От мифа к литературе: Сборник в
честь 75-летия Е. М. Мелетинского. - М., 1993. - С. 312-320
Балашов Н.И. Сервантес // История всемирной литературы: В 9т. Т.3., М.,1985, С.372-381.
Ирина Эльфонд. Литература возрождения (http://www.krugosvet.ru/node/42033?page=0,5)