Разделы презентаций


Роман Отцы и дети Иван Сергеевич Тургенев

Содержание

Содержание глав I - XI

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Роман «Отцы и дети»
Иван Сергеевич Тургенев

Роман  «Отцы и дети»Иван Сергеевич Тургенев

Слайд 2Содержание
глав I - XI

Содержание глав I - XI

Слайд 3- Как Аркадий относится к своему отцу? - Какие взаимоотношения между

ними?

- Как Аркадий относится к своему отцу? - Какие взаимоотношения между ними?

Слайд 4Управление имением
Николай Петрович Кирсанов
Павел Петрович Кирсанов
- Кто из братьев занимался

делами по управлению имением и почему?

Управление имениемНиколай Петрович КирсановПавел Петрович Кирсанов- Кто из братьев занимался делами по управлению имением и почему?

Слайд 5Павел Петрович недолго присутствовал при беседе брата с управляющим, высоким

и худым человеком с сладким чахоточным голосом и плутовскими глазами,

который на все замечания Николая Петровича отвечал: "Помилуйте-с, известное дело-с" - и старался представить мужиков пьяницами и ворами. Недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева. Николай Петрович не унывал, но частенько вздыхал и задумывался: он чувствовал, что без денег дело не пойдет, а деньги у него почти все перевелись. Аркадий сказал правду: Павел Петрович не раз помогал своему брату; не раз, видя, как он бился и ломал себе голову, придумывая, как бы извернуться, Павел Петрович медленно подходил к окну и, засунув руки в карманы, бормотал сквозь зубы: "Mais jepuis vous donner de l'argent"* - и давал ему денег; но в этот день у него самого ничего не было, и он предпочел удалиться. Хозяйственные дрязги наводили на него тоску; притом ему постоянно казалось, что Николай Петрович, несмотря на все свое рвение и трудолюбие, не так принимается за дело, как бы следовало; хотя указать, в чем собственно ошибается Николай Петрович, он не сумел бы. "Брат не довольно практичен, - рассуждал он сам с собою, - его обманывают". Николай Петрович, напротив, был высокого мнения о практичности Павла Петровича и всегда спрашивал его совета. "Я человек мягкий, слабый, век свой провел в глуши, - говаривал он, - а ты недаром так много жил с людьми, ты их хорошо знаешь: у тебя орлиный взгляд". Павел Петрович в ответ на эти слова только отворачивался, но не разуверял брата.

Анализируем текст…

Павел Петрович недолго присутствовал при беседе брата с управляющим, высоким и худым человеком с сладким чахоточным голосом

Слайд 6Выводы:
Николай Петрович идеалист с романтическими наклонностями, ищет счастья в любви

и духовной опоры в искусстве. Слабый, но добрый, чуткий, деликатный

и благородный. В отношении экономическом либеральный реформист. Доброжелателен в своём отношении к молодёжи.

Павел Петрович аристократ, англоман, умеренный либерал. Человек убеждённый и честный, но явно ограниченный, так как его идеалы безнадёжно далеки от реальности. Он одинок и несчастен, потому что его стремления не сбылись, а судьба не состоялась. К молодёжи нетерпим.

Выводы:Николай Петрович идеалист с романтическими наклонностями, ищет счастья в любви и духовной опоры в искусстве. Слабый, но

Слайд 7Определение «нигилиста» в романе
Нигилист - это человек, который не склоняется

ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа

на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. (Аркадий, глава V)
Определение «нигилиста»  в романеНигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не

Слайд 8Заглянем в словарь:
Нигилизм – одно из множества современных идейных течений,

популярное среди «детей» (молодёжи), обусловленное их неприятием мировоззрения «отцов» (старшее

поколение); коренное изменение точки зрения на мир, на смысл человеческого существования и традиционных жизненных ценностей.
Заглянем в словарь:Нигилизм – одно из множества современных идейных течений, популярное среди «детей» (молодёжи), обусловленное их неприятием

Слайд 9Отношение Базарова к аристократам
- Да, стану я их баловать,

этих уездных аристократов! Ведь это все самолюбивые, львиные привычки, фатство.

Ну, продолжал бы свое поприще в Петербурге, коли уж такой у него склад... А впрочем, Бог с ним совсем! Я нашел довольно редкий экземпляр водяного жука, Dytiscus marginatus, знаешь? Я тебе его покажу. (глава VI).

Речь зашла об одном из соседних помещиков. "Дрянь, аристократишко", -равнодушно заметил Базаров, который встречался с ним в Петербурге.
- Позвольте вас спросить, - начал Павел Петрович, и губы его задрожали,- по вашим понятиям слова: "дрянь" и "аристократ" одно и то же означают?
- Я сказал: "аристократишко", - проговорил Базаров, лениво отхлебывая глоток чаю.
- Точно так-с: но я полагаю, что вы такого же мнения об аристократах, как и об аристократишках. (глава X)

Отношение Базарова  к аристократам - Да, стану я их баловать, этих уездных аристократов! Ведь это все

Слайд 10Программа нигилизма ( X глава)

Программа нигилизма ( X глава)

Слайд 11Содержание
глав XII - XXIV
Базаров и его ученики
Базаров и Одинцова

Содержание глав XII - XXIVБазаров и его ученикиБазаров и Одинцова

Слайд 12Базаров и Одинцова

Базаров и Одинцова

Слайд 13Одинцова о любви и счастье…
Я несчастлива оттого... что нет во

мне желания, охоты жить. Вы недоверчиво на меня смотрите, вы

думаете: это говорит "аристократка", которая вся в кружевах и сидит на бархатном кресле. Я и не скрываюсь: я люблю то, что вы называете комфортом, и в то же время я мало желаю жить. Примирите это противоречие как знаете. Впрочем, это все в ваших глазах романтизм. Базаров покачал головою.
- Вы здоровы, независимы, богаты; чего же еще? Чего вы хотите?
- Чего я хочу, - повторила Одинцова и вздохнула. - Я очень устала, я стара, мне кажется, я очень давно живу. Да, я стара, - прибавила она, тихонько натягивая концы мантильи на свои обнаженные руки. Ее глаза встретились с глазами Базарова, и она чуть-чуть покраснела. - Позади меня уже так много воспоминаний: жизнь в Петербурге, богатство, потом бедность, потом смерть отца, замужество, потом заграничная поездка, как следует… Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди передо мной - длинная, длинная дорога, а цели нет... Мне и не хочется идти.
- Вы так разочарованы? - спросил Базаров.
- Нет, - промолвила с расстановкой Одинцова, - но я не удовлетворена. Кажется, если б я могла сильно привязаться к чему-нибудь...
- Вам хочется полюбить, - перебил Базаров, - а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастье. Одинцова принялась рассматривать рукава своей мантильи.
- Разве я не могу полюбить? - промолвила она.
- Едва ли! Только я напрасно назвал это несчастьем. Напротив, тот скорее достоин сожаления, с кем эта штука случается.
Одинцова о любви и счастье…Я несчастлива оттого... что нет во мне желания, охоты жить. Вы недоверчиво на

Слайд 14Содержание
глав XX - XXIV

Содержание глав XX - XXIV

Слайд 15Конфликты в романе
Внешний – отцов и детей
Внутренний – в душе

нигилиста Базарова

Конфликты в романеВнешний – отцов и детейВнутренний –  в душе нигилиста Базарова

Слайд 16Поворот в ходе романа начинается с XIV главы. До этого

момента главным был конфликт внешний – противостояние Евгения Базарова и

Павла Петровича Кирсанова. После встречи с Одинцовой конфликт назревает в душе главного героя.
Поворот в ходе романа начинается с XIV главы. До этого момента главным был конфликт внешний – противостояние

Слайд 17У стога сена…
Ключевой эпизод!
https://www.youtube.com/watch?v=sdHSIIibwlg
В столкновении «друзей» открывается драма человеческого познания.

В споре, несмотря на физическое превосходство Базарова, моральная победа на

стороне Аркадия.
У стога сена…Ключевой эпизод!https://www.youtube.com/watch?v=sdHSIIibwlgВ столкновении «друзей» открывается драма человеческого познания. В споре, несмотря на физическое превосходство Базарова,

Слайд 18- В чём причины жестокости Базарова?
Герой переживает острый трагический внутренний

конфликт: несовместимость требований живой человеческой натуры с нигилизмом; невозможность для

сильной личности отрешиться от своих убеждений и невозможность отвернуться от требований натуры.

Базаров пытается сопротивляться происходящему с ним, подогнать своё внутреннее «Я» под рамки нигилизма, следование которому он считает смыслом своей жизни. Это заставляет его совершать циничные, жестокие поступки, проявлять равнодушие к чувствам окружающих его людей.

- В чём причины жестокости Базарова?Герой переживает острый трагический внутренний конфликт: несовместимость требований живой человеческой натуры с

Слайд 19Любовная тоска Базарова
Уехав из Никольского с мыслью, что ему никогда

не добиться любви Одинцовой, Евгений Васильевич отправился в Марьино с

целью отвлечься и заняться любимым делом – проведением химических опытов. Но ему не удаётся отключиться от мысли об Анне Сергеевне, тогда Базаров решает пофлиртовать с доверчивой Фенечкой, но в неподходящий момент его застаёт Павел Петрович и вызывает на дуэль. Евгений Базаров принимает вызов.
Любовная тоска БазароваУехав из Никольского с мыслью, что ему никогда не добиться любви Одинцовой, Евгений Васильевич отправился

Слайд 20Эпизод дуэли
Ключевой в линии взаимоотношений Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым

Эпизод дуэлиКлючевой в линии взаимоотношений Базарова  с Павлом Петровичем Кирсановым !

Слайд 21- Каково отношение Базарова к дуэли? - Почему он принимает вызов

Павла Петровича?
Отношение Базарова к дуэли: - Вот мое мнение, - сказал

он. – С теоретической точки зрения дуэль -нелепость; ну, а с практической точки зрения - это дело другое. - То есть вы хотите сказать, если я только вас понял, что какое бы ни было ваше теоретическое воззрение на дуэль, на практике вы бы не позволили оскорбить себя, не потребовав удовлетворения? - Вы вполне отгадали мою мысль. - Очень хорошо-с. Мне очень приятно это слышать от вас. Ваши слова выводят меня из неизвестности... - Из нерешимости, хотите вы сказать.

Базаров принимает вызов Павла Петровича только потому, что тот собрался в случае отказа ударить его палкой.

- Каково отношение Базарова к дуэли? - Почему он принимает вызов Павла Петровича?Отношение Базарова к дуэли: -

Слайд 22- Каково поведение противников во время поединка?
«Базаров тихонько двинулся вперед,

и Павел Петрович пошел на него, заложив левую руку в

карман и постепенно поднимая дуло пистолета... "Он мне прямо в нос целит, - подумал Базаров, - и как щурится старательно, разбойник! Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов..." Что-то резко зыкнуло около самого уха Базарова, и в то же мгновенье раздался выстрел. "Слышал, стало быть ничего", - успело мелькнуть в его голове. Он ступил еще раз и, не целясь, подавил пружинку. Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку. Струйка крови потекла по его белым панталонам.»

Базаров ведёт себя спокойно и мужественно. После ранения Павла Петровича он мгновенно из дуэлянта превращается в доктора, оказывающего помощь раненому. Павел Петрович выглядит неуместно напыщенным и смешным, пока не получает рану, которую База ров и лечит.

- Каково поведение противников во время поединка?«Базаров тихонько двинулся вперед, и Павел Петрович пошел на него, заложив

Слайд 23С какой целью в романе описаны две дуэли героев: прямая

и косвенная (словесная и физическая)?
- Связаны ли они между собою?

С какой целью в романе описаны две дуэли  героев: прямая и косвенная (словесная и  физическая)?

Слайд 24Человеческие, личностные взаимоотношения Е.Базарова и П.П. Кирсанова начинаются именно в

тот момент, когда исчерпаны отношения разночинца-нигилиста и либерала-аристократа. Их нелепая

дуэль «за убеждения» заканчивается вполне реальной кровью. И внезапно перед Базаровым оказывается

не заносчивый аристократ, а страдающий морально и физически пожилой человек. Лишь увидев друг в друге не только идейных противников, Павел Петрович и Базаров начинают осознавать свою неправоту. В жизненной драме Базарова и Павла Петровича Кирсанова есть нечто общее: и тот и другой страдает от неудачной любви, которую не в состоянии вытравить из сердца. Поэтому не случайно, что оба они инстинктивно тянутся к бесхитростной и простой Фенечке. Павел Петрович чувствует влечение к Фенечке из-за её внешнего сходства с княгинею Р. Для Базарова мимолётное увлечение Фенечкой – это «некий суррогат его глубокого чувства к Одинцовой».

Человеческие, личностные взаимоотношения Е.Базарова и П.П. Кирсанова начинаются именно в тот момент, когда исчерпаны отношения разночинца-нигилиста и

Слайд 25Содержание
глав XXV - XXVIII

Содержание глав XXV - XXVIII

Слайд 26Общественная направленность деятельности Евгения Базарова
- О какой общественной деятельности постоянно

упоминается в романе? (Аркадий Кирсанов, Анна Сергеевна Одинцова, отец Базарова)
-

В чём сложность и противоречивость взаимоотношений Евгения Базарова с простым народом?
Общественная направленность деятельности Евгения Базарова- О какой общественной деятельности постоянно  упоминается в романе? (Аркадий Кирсанов, Анна

Слайд 27Базаров и общественная деятельность
И.С. Тургенев писал о своём герое: «Если

он называется нигилистом, то надо читать: революционером». На самом деле

политическая программа Базарова, который утверждает, что его дело «место расчистить», а строить будут другие, очень неопределённа и странна. Отвергая старые теории, он не намерен доверяться новым: не обернутся ли они догмами, которые потребуют повиновения?

В отличие от народников (реальных революционеров того времени), Евгений Васильевич не думает привлекать на свою сторону народ. Таким образом, он мало походит на революционера, но автор романа запечатлел в нём сам дух революционного народничества тех лет, с его ненавистью к существующему порядку вещей и отречением от всех общественных и гражданских благ.

Базаров и общественная деятельностьИ.С. Тургенев писал о своём герое: «Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером».

Слайд 28Взаимоотношения с народом
С одной стороны, близость к простым людям, симпатия

слуг к Базарову, верный просветительский взгляд на народ. С другой –

неумение найти общий язык с мужиками: в имении родителей выясняется, что народ, интересы которого он отстаивает, непонятен ему.

А сам Евгений в глазах крестьян – «что-то вроде шута горохового».

Взаимоотношения с народомС одной стороны, близость к простым людям, симпатия слуг к Базарову, верный просветительский взгляд на

Слайд 29Гибель Базарова
и финал романа
Особенность композиции:
Герой дважды проведён по кругу :

Марьино, Никольское, родительский дом.

Гибель Базароваи финал романаОсобенность композиции:Герой дважды проведён по кругу :  Марьино, Никольское, родительский дом.

Слайд 30Смерть героя

Смерть героя

Слайд 31Символичность гибели Базарова
Глубоко символична смерть героя. Он гибнет бессмысленно: даже

не исполняя свой врачебный долг, а лишь практикуясь, заражается, заболевает

и умирает.

Зачем потребовалась автору такая смерть героя? Чтобы выявить в нём всю силу и мощь личности. Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров перед лицом смерти показывает своё благородство, высоту духа, стойкость. Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм». Нелепая смерть не озлобляет героя. Он искренне пытается утешить родителей, не показать своих страданий, не помешать им искать утешения в религии. Простые и вечные слова находит он, прощаясь и со своей единственной любовью, Анной Сергеевной Одинцовой.

Символичность гибели БазароваГлубоко символична смерть героя. Он гибнет бессмысленно: даже не исполняя свой врачебный долг, а лишь

Слайд 32Роль эпилога
в романе
С гибелью Базарова роман не кончается. Тургенев

пишет эпилог, показывающий, что жизнь продолжается, над ней не властны

никакие теории. В последней XXVIII-ой главе романа, являющейся эпилогом, автор сообщает нам о двух свадьбах (Фенечки и Николая Петровича и Аркадия и Катеньки), которые были отпразднованы в один день примерно через полгода после смерти Евгения Базарова. Павел Петрович сразу же после свадеб уезжает за границу. И Кукшина попала за границу. Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы. Ситников толчётся в Петербурге, где, по его словам, продолжает «дело» Базарова. А старики Базаровы из своей деревушки часто приходят на сельское кладбище, где похоронен их сын, молятся и горько плачут, припадая к надгробному камню.
Роль эпилога в романеС гибелью Базарова роман не кончается. Тургенев пишет эпилог, показывающий, что жизнь продолжается, над

Слайд 33Знаменательна последняя фраза романа: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце

не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят

на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

Эта фраза помогает понять и позицию Тургенева. Идеал писателя – жизнь, идущая беспрерывно, от прошлого в будущее через настоящее, в ней главная ценность – любовь отцов к детям, наследующим лучшее у них. Тогда возможен диалог поколений.

Знаменательна последняя фраза романа: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика