Слайд 1Жостовская роспись.
Секрет популярности.
Подготовила: ученица 6 класса
Тятых Мария Владимировна
Руководитель:
Битюцкая Светлана Анатольевна
Учитель ИЗО МОУ Калиновская СОШ
Белгородская область, Красногвардейский район,
С.
Калиново
5klass.net
Слайд 2Цель: изучение истории возникновения «Жостовской росписи» и секрета её популярности
Задачи:
собрать сведения об истории возникновения жостовских подносов;
познакомиться с этапами
жостовской росписи;
проанализировать собранный материал, выделив общие сведения, полученные из разных источников.
Слайд 3 Объект исследования: жостовские подносы
Методика исследования: обработка исторических, краеведческих источников.
Слайд 4История Жостовского промысла
Жостово
старинная деревня – на
севере Москвы, в
Мытищинском районе, на живописном берегу Клязьминского водохранилища.
28 км до столицы. Указатели на Жостово при подъезде к нему хороши
до необычайности: выполнены в виде больших расписных подносов.
Название деревни – Жостово - укрепилось за всем промыслом, хотя лакированием на металле и папье-маше занимались многочисленные мастера не только в этом селении.
Слайд 5Возникновение жостовского расписного подноса связано с фамилией братьев Вишняковых.
Об основателях
местного промысла нам говорит сохранившаяся в музее нынешнего предприятия в
деревне Жостово вывеска: «Петр Иосiфов Вишняковъ съ сыновьями. Московскаго Уъезда 2-го Стана въ Селъ Осташковъ».
Да и в старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов.
Слайд 6 Жостовские подносы изготавливались различных размеров
и форм. Трактирные подносы достигали
размеров стола, маленькие
«закусочные» - не больше тарелки; шести и
восьмиугольные,
овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для
угловых столиков.
Слайд 7Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько
изменился – металл теперь не куют, а прессуют, используют другие
краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил.
Слайд 8 Жостовский поднос – это крупные
и сочные садовые и полевые цветы
в окружении свежей листвы,
как будто бы брошенные на подготовленный
фон. Всем известные колокольчики, ромашки и васильки, но созданные
густым широким мазком, играют по-новому. Цветочный букет жостовского
подноса очень прост по своей композиции. Объёмная форма букета
сочетается с продуманностью цветового решения.
Слайд 9Особенности жостовской росписи
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по
красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими
подносами.
Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
Слайд 10Никто лучше жостовских мастеров не может рисовать цветы на металлических
подносах
Помолясь усердно Богу
Мастер сел за стол дубовый.
А в руках
кусочек неба
Ловко из железа выбит.
Первые мазки туманны –
Путь художник намечает.
А вторые - долгожданны –
Буйной краской расцветают.
Каждый жостовский поднос
расписан вручную и имеет
авторскую подпись.
Слайд 11Этапы жостовской росписи
Грунтовка. Художник грунтует металлическую заготовку подноса, шпаклюет, шлифует
и покрывает лаком.
Слайд 12Замалёвок
Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и
листьев в соответствии со своим замыслом.
Слайд 13Тенёжка
Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»—созвучно слову «тень».
У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.
Слайд 14Прокладка цветом
Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и
реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.
Слайд 15Бликовка
Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством
независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.
Слайд 16 Чертёжка
Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной
тонкой кисти художник рисует прожилки и кружевные края на листочках,
«семенца» в центре чашечек цветов.
Слайд 17 Привязка
Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как
бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок
и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
Слайд 18Уборка краёв подноса
Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных
узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными
старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.
Слайд 19После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с
просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального
блеска.
Слайд 20Награды жостовских мастеров
Петербург - 1870 год, серебряная медаль;
Москва -
1872 год, золотая медаль;
Москва - 1889 год золотая медаль;
Австрия - 1873 год, бронзовая медаль;
Франция - 1889 год, бронзовая медаль;
Брюссель - 1958 год, серебряная медаль и др.
Слайд 21Секрет популярности жостовских подносов
простота и лаконичность;
контрастность и выразительность;
состав
лака (не разгадан до сих пор).
Слайд 22В 1993 г. указом Президента РФ жостовский промысел включен в
государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Слайд 23Красно-алые бутоны
В изумрудах листьев тонут.
Незабудки и пионы
Обрамляют розы
омут.
Есть на жостовском подносе
И букет, в ночи горящий,
Птица-жар,
что весть приносит.
Есть поднос, плоды дарящий...