Слайд 1РОССИЯ и ВЕДЫ:
550
лет
вайшнавизма в России
Слайд 2Первое упоминание ведической культуры
XI-XII века – «Повесть временных лет» Нестора
Летописца: брахманы «по заветам предков и из благочестия не едят
мяса и не пьют вина, не творят блуда и никакого зла не делают, страх имея великий».
Слайд 3Первое упоминание вайшнавского культа
1468-1474 года – «Хождение за три моря»
Афанасия Никитина, посещение им ведического храмового комплекса в месте Парват,
со статуями: Кришны (?), Ганеши, Ханумана и Нрисимхи.
Слайд 5Первый политический контакт России и Индии
1533 год – посольство
султана Бабура в Москву, начало дипломатических связей России и Индии.
Слайд 6Поселение индусов в Астрахани
1625 (1615-16) год («Ключаревская летопись») – повеление
князя Семена Прозоровского о строительстве гостиного каменного индийского двора.
1648 –
указ царя Алексея Михайловича о не притеснении индусов.
1673 – заново построен после восстания Степана Разина (1671-72).
1720 – указ Петра I о заботе об индусах.
Слайд 7Расцвет Астраханского подворья
1746 год – община из 76 человек, из
которых 12 ведут жизнь в отречении! (78 торговых лавок).
1804-1806 –
строительство нового подворья на деньги купца Сабра Монгудасова.
Конец XVIII века – 400 человек, с развитой системой поклонения на алтаре и выборной системой управления.
Середина XIX века – 800 человек.
Слайд 11Расцвет Астраханского подворья
Емельян Михайлович Корнеев (1782-1839) — русский гравёр, рисовальщик
и путешественник, мастер видовой графики. С 1807 г. академик исторической
живописи.
1809 – 2 «индийские» миниатюры.
Слайд 14Расцвет Астраханского подворья
Петер Симон Паллас (1741-1811) — немецкий учёный-энциклопедист, естествоиспытатель
и путешественник на русской службе. Прославился научными экспедициями по Сибири
и Южной России, внёс существенный вклад в становление биологии, географии, этнографии, геологии и филологии.
Художник – Кристиан Гейслер (1793).
Слайд 16«Окончив литанию [пуджу], жрец, божествам прислуживавший, передал чашу со освященною
водою другому, названивавшему в колоколец. Потом сел на ковер, скрестив
ноги, как и все собранье, и брызгал воду ложечкою каждому на ладонь, а те благоговейно пили ее и вытирали ладонь о голову да о глаза. Остаток взял дервиш снова и помазал себе голову и глаза, а потом остатки слил в сосуд, на котором раковина витушкою перед божествами лежала.
Потом он в одиночку читал долгую молитву за царя, власть да народ. Засим раздал всем собравшимся индианам из блюда сушеного кишмиш-изюму без ядрышек. А как все уже поднялись, то и нам мирским гостям другие блюда предложили с сахарными леденцами и орешками фисташковыми».
Слайд 17«После церемонии разрешили нам с легкостию ближе рассмотреть и срисовать
все, что было в шкафу с божествами [шрингасане], но не
трогать оного. Божества отлиты из меди, покрыты позолотою и укутаны в шелка небесного и розового цвету. По нашей просьбе жрец слегка распахивал одежды на божествах и называл нам их имена. Позади на ступеньке возвышенья стояли от правого краю влево Зегенат [Джаганатх], Шеттергун [Шатругна], Лешеман [Лакшман], Рама, Бахарт [Бхарата] и Лекюми [Лакшми]. Пятеро первых украшены головными уборами с высокими колыхающимися султанами. Последнее, женское божество с эдаким тюрбаном и кольцом в носу.
На нижней ступеньке во втором ряду от правого краю Мюрли [Мурали] и Мрохор [Нарахари?] с высокими головными уборами, но без шелковых одежд, и держащие в левой руке шестоки через плечо. Посередке стоял Эштэбудши [Аштабхуджи], фигура с короною словно у Кибелы да с восемью руками. А еще Саддашо [Садашива], сидячая фигура в круглой шапке. Наконец был там Хонуман [Хануман], божество, похожее на Аписа с собачьей головою да с серьгами в ухах».
Слайд 19«В прочих местах передней части [шрингасаны] стояли плотно друг к
другу малые божества и святыни разные. Пред фигурами с шестоками
два малых образа Вишну и Брамы (иль величаемого ими Брмахахом). Ближе к правому краю и дальше вперед были два сидящих божества, на обезьян похожие, и этих опять величали Хонуманом, а на оных головах островерхие уборы царского виду. А пред ними фигура тигра иль льва, тоже из меди отлитая и звалась она Сюр-нюр-зенг [Шри Нарасимха]. А совсем впереди, наконец, напротив угла были три фигуры (если сравнивать с дхармой монгольских лам), лингамы которых казались выставлены вперед и которые назывались Шадишамами [Джьотишам - Шалаграмами?]. Средний стоял на четырехугольном возвышенье и напоминал столбец из янтаря, оклеенный рисовыми зернышками».
Слайд 20«В середке стояло еще маленькое божество с очень высокой шапочкою.
Это божество они величали Гупаледши [Гопалджи]. Пред ним по правую
руку лежал большой черный священный камень из Ганги, а по левую руку еще два, только меньшие. Обыкновенно оных называют Шёс [Шеша], Сангх [Шанкха?] или Санкара [Шанкара], и оные выглядели будто двучерепная раковина с удлиненными выступами или словно редкостный морской ёж. Изысканные линии этих камней, оных я среди окаменелостей досель не видывал.
За передним божеством наискось лежало запахнутое шелковое покрывало. А на углу стоял лев под седлом по имени Нхандигана [Нандигхана?]. Еще стояла в передней части алтаря, повернута лицом к другим божествам, чрезвычайно исхудалая, почти высохшая фигурка с большими ушами, стоявшая в молитве. Звали это божество Гори. А кроме того там лежал жрецкий колоколец (гхента) [гханта], его четки и священный посох как у ламаистского духовенства».
Слайд 21Расцвет Астраханского подворья
Граф Ян Потоцкий (1761-1815) — польский писатель-романтик, учёный-археолог,
путешественник из магнатского рода Потоцких. Автор романа «Рукопись, найденная в
Сарагосе».
Слайд 22«Большая часть индийцев, живущих в Астрахани, родом из Мультана. У
них есть брамины, кающиеся, вода из Ганга, одним словом, все,
что принадлежит к их религии. Я видел, как они вечером молились Вишну. В их божественной службе есть наружное великолепие, сколько позволяют место и обстоятельства... Они часто покупают птиц и выпускают их на волю, кормят собак, бегающих по улицам, и вообще оказывают великую привязанность к животным... Они почитают себя весьма счастливыми, если у них есть платье темно-зеленое или алое, два цвета, которые они весьма любят. Когда они умирают, тела их предают огню, и пепел отправляют в Индию».
Слайд 23Расцвет Астраханского подворья
Александр Гумбольдт (1769-1859) — немецкий географ, натуралист и
путешественник, один из основателей географии как самостоятельной науки.
1829 – видел
йога, медитировавшего 15 лет обнаженным, даже при: -20 С.
Слайд 24Закат Астраханского подворья
1840 – продажа подворья персидскому купцу Усейнову.
1863 –
царский указ Александра II о разрешении церемонии кремации тела и
опускании праха в Волгу.
Середина XX века – полное исчезновение индусов из Астрахани.
Слайд 25Священные Писания
1788 год – перевод и издание «Бхагавад-гиты» с одобрения
Священного Синода.
1869 – «Бхагавад-гита», «Падма-пурана» и «Агни-пурана» в Публичной библиотеке.
Переписывание писаний в Астраханском подворье.
Слайд 26Первый русский вайшнавский «паломник»
1891 год – путешествие Николая II в
Индию.
Посещение:
Матхуры, Вриндавана, Мумбая, Дели, Гвалиора, Агры Ахмедабада, Лакноу,
Калькутты, Мадраса и Шри Рангама.
Слайд 28Исследователь Эспер Ухтомский (1861-1921) представил подробный доклад о путешествии Николая
II на Восток. Ухтомский много раз бывал на Востоке, особенно
в Монголии и был сведущ в культурах и религиях Азии: «Если паломник проведет хотя бы один день на родине Кришны, это принесет для спасения его души больше блага, чем годы духовных практик и молитв в благословенном Бенаресе».
На борту «Азовских воспоминаний» также находился художник и этнограф Николай Каразин (1842-1908) и Василий Менделеев, сын знаменитого автора «Таблицы Менделеева». Каразин сделал множество красивых рисунков, которые готовились как иллюстрации к книге о путешествии Российского царя в Египет, Сиам, Индию и Японию, а Менделеев вел фоторепортаж путешествия. Уникальная коллекция из более чем 200 изображений хранится в Национальной Библиотеке России.