Слайд 1Россия в системе международного бизнеса
Архипов Алексей Юрьевич,
д.э.н., профессор кафедры
мировой экономики и международных отношений экономического факультета,
Южного федерального университета
Слайд 2Модуль 2. Внешняя торговля и международное производственное и научно-техническое сотрудничество
России.
Тема 3. Основные тенденции в развитии внешней торговли России.
3.1. Структура,
динамика и географические приоритеты внешней торговли товарами России.
3.2. Структура, динамика внешней торговли услугами в России.
Слайд 3Литература к модулю 2
Внешнеэкономические связи России в глобализирующемся мире (долгосрочные
сценарии): монография / под ред. А.Н.Барковского, А.Ю. Архипова. -Ростов н/Д:
Изд-во ЮФУ, 2010 г.
Евразийская интеграция: геостратегический аспект / под ред. Ю.М. Осипова, А.Ю. Архипова, Е.С. Зотовой. М.; Ростов н/Д: Вузовская книга, 2014. http://hsb.sfedu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1124
Гречко М.В. Человеческий капитал в инновационной модели развития России. Ростов н/Д: Издательство ЮФУ, 2016. http://elibrary.ru/item.asp?id=25488199
Дякин Б.Г. Международный бизнес. Магистратура. Том 2. М.: ROSBI; ТЕИС, 2010.
International Trade Statistics. WTO, 2015. https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/its2015_e/its2015_e.pdf
Слайд 4Интернет-ресурсы
Федеральная служба государственной статистики РФ www.gks.ru
Единый портал внешнеэкономической информации www.ved.gov.ru
Федеральная
таможенная служба www.customs.ru
Всемирная торговая организация www.wto.org
Торгово-промышленная палата РФ www.tpprf.ru
Евразийский экономический
союз www.eaeunion.org
Евразийская экономическая комиссия www.eurasiancommission.org
Информационно-аналитическое сетевое издание «ПРОВЭД» www.провэд.рф
Слайд 53.1. Структура, динамика и географические приоритеты внешней торговли товарами России
Международная
торговля – исторически первая форма международных экономических отношениях (МЭО) и
до сих пор наиболее распространенная, базовая их форма.
Для большинства стран современного мира внешняя торговля – также главная форма участия в МЭО.
Международная торговля товарами - перемещение товаров через границу для их последующей реализации.
Товар – продукт деятельности, вещь, предназначенные для обмена, продажи.
Экспорт – продажа товаров с вывозом за границу страны.
Импорт – ввоз купленного за границей товара.
Слайд 6Международная торговля товарами
Принципы международной торговли.
Сформулированы ВТО (ГАТТ):
защита внутреннего рынка
преимущественно с помощью таможенных тарифов,
связывание тарифов,
использование для иностранных товаров режима
наиболее благоприятствуемой нации и национального режима.
Возможны преференции в торговле в рамках таможенных союзов и зон свободной торговли. (ЕАЭС, СНГ…), преимущества для импортной продукции стран, причисленной к группе наименее развитых стран, преимущества в целях развития приграничной торговли
Слайд 7Международная торговля товарами
Свобода торговли – торговля без или с минимальными
пошлинами и ограничениями.
Протекционизм – защита отечественных производителей и товаров
высокими пошлинами, запретами на импорт.
США введение импортных пошлин 03.2018: 25% на сталь и 10% на алюминий.
Динамика международной торговли, ее основные показатели.
Вовлеченность стран в мировую торговлю характеризуется:
Экспортная квота – отношение экспорта к ВВП,
Импортная квота – отношение импорта к ВВП,
Внешнеторговая квота – отношение внешнеторгового оборота к ВВП.
Слайд 8Международная торговля товарами
Конец XX и начало XXI веков международная торговля
росла быстрее совокупного ВВП. Соотношение межд. торг/ВВП 80-е г.г. -
1,0 -2,0, 90-е – 1,4 – 3,2, 00-е – 1,5 - 3,4. (Trends in World Trade… www.wto.org/english/res_e/statis_e/
wts2017_e/WTO_Chapter_02_e.pdf. P. 18).
Это было вызвано:
глобализацией мировой экономики,
формированием цепочек добавленной собственности в рамках ТНК,
инновационным развитием,
формированием региональных блоков,
либерализацией международной торговли,
деятельностью международных экономических организаций.
Слайд 9
Соотношение роста международной торговли и мирового ВВП
Составлено по данным ВТО
// https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/wts2017_ e/WTO_ Chapter_03_e.pdf
Рост международной торговли, %
Рост ВВП, %
Соотношение роста
международной торговли и ВВП
Слайд 10Международная торговля товарами
Причины замедления роста международной торговли – соотношение межд.
торг/ВВП 2012-2015 - 1,0, 2016– 0,6 (Trends in World Trade…
www.wto.org... wts2017_e/WTO_ Chapter_02_e.pdf. P. 18):
мировой экономический, финансовый кризис,
появившиеся тенденции к реиндустриализации, возрождению реальной экономики, протекционизму.
Мировая торговля осуществляется через мировые товарные рынки и рынки услуг - систему пространственно определенных институтов, в рамках которых заключаются и реализуются сделки по купле – продаже определенных видов продукции и предоставлению услуг, которые регулируются государствами и международными экономическими организациями.
Слайд 11Международная торговля товарами
За последние годы значительно возросла доля развивающихся стран
в международной торговле. Так,
если в 1995 г. доля развитых стран
во внешнеторговом обмене составляла 70%, 2005 – 60%, в 2015 – 52%. Соответственно доля развивающихся стран: 27,36 и 44,6%. Доля стран с переходной экономикой оставалась в размере 2 - 3%. (http://unctadstat.unctad.org/wds/Table Viewer/tableWiew.aspx)
Доля обрабатывающей промышленности в мировой торговле составляет около 70%.
Ее основой являются машины и оборудование (28%).
Лидирующий сегмент– офисное и телекоммуникационное оборудование (64%).
Доля химических товаров – 11,5 %.
Слайд 12Структура, динамика и географические приоритеты внешней торговли товарами России
Внешнеэкономическая сфера
играет все увеличивающуюся роль в экономике России, принципиально изменившись с
дореформенного времени.
После кризиса 2008-20019 гг., кризисных явлений 2014-2015 гг. идет восстановление и укрепление внешнеторговых позиций России.
Позиция России в международной торговле товарами (место в рейтинге)
Слайд 13РФ среди крупнейших экспортеров и импортеров товаров в 2014 г.
Составлено
по данным International Trade Statistics. WTO. 2015. - Table 1.7
Слайд 14РФ среди крупнейших экспортеров и импортеров товаров в 2016 г.
Составлено по данным International Trade Statistics. WTO. 2017. - Table
А6
Слайд 15Экспорт и импорт РФ (по данным таможенной статистики),
млрд. долл.
Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики РФ// www.gks.ru; Федеральной
таможенной службы РФ // www.customs.ru
Слайд 16
Товарная структура экспорта Российской Федерации в период
1995 – 2018
гг., млн.долл.(в фактически действовавших ценах)
Составлено по данным Федеральной таможенной службы
РФ // www.customs.ru
Слайд 17Товарная структура экспорта 2018 РФ
в млрд. долл.
Составлено по данным Федеральной
таможенной службы РФ // www.customs.ru
Слайд 18Товарная структура экспорта РФ
2015 г.
Составлено по данным Федеральной таможенной службы
РФ // www.customs.ru
Слайд 19Товарная структура импорта Российской Федерации в период
1995 – 2018
гг., млн.долл.(в фактически действовавших ценах)
Составлено по данным Федеральной таможенной службы
РФ // www.customs.ru
Слайд 20Товарная структура импорта РФ 2018
млрд. долл.
Составлено по данным Федеральной таможенной
службы РФ // www.customs.ru
Слайд 21Товарная структура импорта РФ
2015 г.
Составлено по данным Федеральной таможенной службы
РФ // www.customs.ru
Слайд 22Географическая структура экспорта товаров РФ в 2018г., млрд. долл.
Составлено
по данным Федеральной таможенной службы РФ // www.customs.ru
Слайд 23Географическая структура экспорта товаров РФ в 2015 г., млн. долл.
Крупнейшие партнеры по экспорту
Составлено по данным Федеральной таможенной службы РФ
// www.customs.ru
Слайд 24Географическая структура импорта товаров РФ в 2018 г., млрд. долл.
Составлено по данным Федеральной таможенной службы РФ // www.customs.ru
Слайд 25Направления развития международной торговли товарами в России
1. Развитие, поддержка экспорта
товаров, прежде всего несырьевых: продукции машиностроения, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства.
Постепенное увеличение доли несырьевого экспорта в вывозе товаров за границу.
2. Увеличение несырьевого экспорта прежде всего в страны ЕАЭС, другие страны. Развитие форм поддержки несырьевого экспорта.
Слайд 263.2. Структура, динамика внешней торговли услугами в России
В соответствии с
ростом международного обмена услугами возрастает значение внешней торговли услугами в
России.
Услуга - полезная деятельность, не представленная вещно, товаром. Результат деятельности по оказанию услуг неотделим от самого процесса этой деятельности, а результат или эффект услуги неотделим от её потребителя и не может составлять предмет новой сделки.
Специфические особенности международной торговли услугами. ВТО определяет 4 способа предоставления услуг:
1. Трансграничная поставка – поставка услуг с территории страны, где находится поставщик, на территорию страны, где находится потребитель. (Например, дистанционное обучение).
Слайд 27Международный обмен услугами
2. Потребление за рубежом – предполагает передвижение самого
потребителя в страну, где услуга предоставляется (например, учеба за рубежом
в университете, туристы уехавшие на отдых – импорт, к нам в страну - экспорт).
3. Коммерческое присутствие резидента одной страны на территории другой, где собственно и предоставляется услуга. (пример: деятельность в стране иностранного банка, турфирмы, ресторана).
4. Временное пребывание физических лиц, оказывающих услуги на территории страны, где находятся потребители (например специалисты по управленческому консультированию или врачи.)
Слайд 28Международный обмен услугами
Структура международного рынка услуг.
Виды и подвиды услуг
по классификации ВТО
Деловые услуги - правовые, бухгалтерские,
аудиторские, инженерные.
Коммуникационные услуги.
Строительные и конструкторские услуги.
Услуги, связанные с распределением (дистрибьютерские услуги).
Образовательные услуги.
Услуги, связанные с охраной окружающей среды.
Финансовые услуги.
Услуги здравоохранения.
Слайд 29Международный обмен услугами
9. Туристические услуги.
10. Рекреационные услуги (Развлечения, культурные и
спортивные услуги).
11. Транспортные услуги.
12. Услуги, не включенные в вышеперечисленные группы.
Доля
торговли услугами в торговле товарами и услугами в мире в настоящее время около 20%. В ряде стран – больше: США – почти 30%, Великобритании – 33%, Ирландии и Дании – более 32%.
В странах, ориентированных на иностранный туризм еще выше: в Египте и Греции около 50% всех внешнеторговых поступлений. В Испании, Турции, Австрии примерно 30% экспортной выручки.
Слайд 30Международный обмен услугами
Торговля услугами - растущий сегмент мировой торговли. В
2006 – 2016 г.г. мировая торговля услугами выросла с 2,9
до 4,8 трлн. дол.
Наиболее значимые виды услуг в мировой торговле:
туризм – поездки – больше 25%, транспорт – около 20%. С 2006 по 2016 г.г. туризм и другие коммерческие услуги выросли в 1,7 раз. (https://www.wto.org/english/rese/statis_e/wts2017_e/WTO _Chapter_02_e.pdf).
Слайд 31Структура, динамика внешней торговли услугами в России
В последние годы рост
услуг во внешней торговле нашей страны увеличивается.
Однако, объемы этой торговли
незначительны, и составляют 1-2% от общего внешнеторгового оборота.
Позиция России в международной торговле услугами (место в рейтинге), 2018 г.
Слайд 32Динамика внешней торговли
услугами РФ в 2005-2017 гг.(млн. долл.)
Составлено по
данным Центрального Банка РФ // www.cbr.ru
Слайд 33
Составлено по данным Центрального Банка РФ // www.cbr.ru
Структура экспорта услуг
РФ, (млн. долл.)
Слайд 34Структура экспорта услуг РФ в 2017 г.
Составлено по данным
Центрального Банка РФ // www.cbr.ru
Слайд 35Структура импорта услуг РФ, (млн. долл.)
Составлено по данным Центрального Банка
РФ // www.cbr.ru
Слайд 36Структура импорта услуг РФ в 2017 г.
Составлено по данным
Центрального Банка РФ // www.cbr.ru
Слайд 37Направления развития международного обмена услугами в России
1. Развитие экспорта услуг:
туристических, образования, здравоохранения. Постепенное выравнивание соотношения импорта и экспорта услуг
в стране.
2. Создание соответственно условий для развития экспорта услуг: развитие инфраструктуры, специальные меры поддержки.
Слайд 38Благодарю за внимание !
Архипов Алексей Юрьевич
профессор кафедры мировой экономики и
международных отношений экономического факультета ЮФУ
г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького 88
тел.
(863) 218-40-00 доб. 13-107
e-mail: arkhipov@sfedu.ru