Слайд 1РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ
Дисциплина «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»
Тема 2.1. Мировая торговля и
международная конкурентоспособность стран
Преподаватель: Макеева Людмила Ивановна, старший преподаватель кафедры МЭО
МОДУЛЬ 2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ И МИРОВЫЕ РЫНКИ
Слайд 2Тема 2.1.
Мировая торговля и международная конкурентоспособность стран
Учебные вопросы:
Мировая торговля
в системе международных экономических отношений
Динамика и структура мировой торговли
Роль
ВТО в международной торговле
Международная конкурентоспособность стран
Слайд 3Информационные ресурсы:
www.wto.org – сайт ВТО
World Trade Statistical Review 2018 https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/wts2018_e/wts18_toc_e.htm
www.rgwto.com
– сайт ВТО и Российского союза промышленников и предпринимателей
www.ved.gov.ru -
портал внешнеэкономической информации
Слайд 4Мировая торговля – это торговля товарами и услугами всех стран
мира со всеми. Определяется величиной экспорта.
Международная торговля - это система
долгосрочных международных отношений в области обмена товарами, сырьем и услугами, основанная на МРТ. Объем международной торговли не равен объему мировой.
1 ВОПРОС
Слайд 5Внешняя торговля
Внешняя торговля - это торговля одной страны с другими
странами, состоящая из ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) товаров, при
этом многообразная внешнеторговая деятельность делится по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю сырьем, торговлю машинами и оборудованием, а также торговлю услугами.
Слайд 6Внешняя торговля
Эффективность или неэффективность внешней торговли , открытость или закрытость
национальных экономик оказывают противоречивое воздействие на хозяйствующих субъектов и на
население стран мира.
Либерализация ВЭС и рост открытости национальной экономики приводят к тому, что в страну в значительных количествах приходят дешевые конкурентные импортные товары, что может привести к закрытию отечественных предприятий, производящих аналогичную продукцию, росту безработицы в стране и т.д..
Слайд 7При оценке масштабов МТ различают понятия номинального и реального объема
международной торговли.
Номинальный – стоимость выражена в долларах США в текущих
ценах. Таким образом зависит от состояния и динамики обменного курса доллара к национальным валютам.
Реальный объем это ее номинальный объем, пересчитанный в постоянные цены с помощью избранного дефлятора.
В результате стоимостной объем МТ растет быстрее, чем ее физический объем (цены растут быстрее)
Слайд 8Показатель внешнеторгового сальдо представляет собой стоимостную разницу между экспортом и
импортом.
Сальдо может быть положительным (активным) – экспорт превышает импорт.
Сальдо может
быть отрицательным (пассивным) – импорт превышает экспорт.
Активный или пассивный внешнеторговый баланс.
Любая страна заинтересована в положительном внешнеторговом сальдо и росте его масштабов. (свидетельство активной внешнеторговой политике, рост валютных поступлений и т.к. создание предпосылок для экономического роста внутри страны)
Слайд 9Внешнеторговый оборот –сумма экспорта и импорта конкретной страны.
Однако, для оценки
внешнеторгового оборота в рамках МЭ в целом данная методика подсчета
неприменима. Повторный счет.
Поэтому в соответствии с международными договоренностями под мировым внешнеторговым оборотом понимают сумму экспорта всех стран мира.
При оценке выгодности или невыгодности внешней торговли для отдельных стран, благоприятности конъюнктуры внешней торговли используется понятие условия торговли, которое представляет собой соотношение индексов экспортных и импортных цен. Если экспортные цены для данной страны растут быстрее или снижаются медленнее, чем импортные цены, то условия рассматриваются как благоприятные
Слайд 10Особенности развития международной торговли на современном этапе
Международная торговля начинает уступать
по темпам роста международному производству
Увеличивается доля услуг в общем объеме
международной торговли
Под воздействием процесса глобализации и его основных субъектов происходит дальнейшие изменения в географических направлениях потоков товаров и услуг, постепенно повышается доля развивающихся стран, в особенности НИС и БРИКС, в объеме мировой торговли
Слайд 11Особенности развития международной торговли на современном этапе
Все большее влияние оказывают
на развитие международной торговли региональные интеграционные объединения, соединяя не только
потоки товаров и услуг, но и капиталов и рабочей силы в единое целое экономическое пространство.
Сегодня 2/3 международной торговли осуществляется на преференциальной основе в рамках региональных торговых соглашений, по данным ВТО их насчитывается - 423
Содержанием международной торговли все больше становится обслуживание потребителей глобального производства в рамках ТНК.
В настоящее время 70% мировой торговли готовой продукцией и 1/3 всей мировой торговли осуществляется на базе долгосрочных соглашений и контрактов научно-технической, производственной и сбытовой кооперации
Слайд 12Особенности развития международной торговли на современном этапе
Международная торговля товарами и
услугами все более переплетается с международным движением капитала. Торговля идет
за инвестициями и капиталом.
Современная система международной торговли носит подчиненный характер по отношению к международному производству, поскольку международная торговля обслуживает обмен результатами производства между подразделениями ТНК и носит внутрифирменный характер и осуществляется по трансфертным ценам. На международную внутрифирменную торговлю приходится 70% всей мировой торговли.
Внутрифирменная трансфертная цена-это цена, устанавливаемая на товары и услуги для продажи в рамках одного предприятия или объединения
Слайд 132 вопрос
Динамика и структура международной торговли товарами и услугами
Слайд 14Economies by size of merchandise trade, 2018
52%
На первые десять стран
приходится чуть более половины всей мировой торговли товарами
44%
Доля развивающихся стран
в мировой торговле товарами в 2017 году составила 44%
17.43 трлн. US$
В 2017 году товарооборот стран-членов ВТО составил 17,43 трлн. Долларов США
Слайд 15Китай - ведущий экспортер с общим объемом экспорта $ 2.26
трлн. $ и 14 % от мирового экспорта. European Union
(28) - 5,9 трлн. $ США (Германия - 1,44 трлн. $) США - 1,54 трлн. $
Ведущий импортер - США, импорт - 2.41 трлн. $, что составляет 14 % мировой торговли, а за ним следует Китай (1.841 трлн. $, 10%) European Union (28) - 5,87 трлн. $ Германия - 1,16 трлн. $
Leading world exporters and importers of merchandise, 2016-2017(US$ billion)
Слайд 16Внешняя торговля товарами стран-членов ВТО по регионам 2006-2016,
(Млрд. Долл. США)
Доля
в мировой торговле товарами стран-членов ВТО, 2006-2016 гг.,%
Слайд 17Мировая торговля товарами по основным товарным группам, 2006-2016 гг. (Млрд.
Долл. США)
World exports of manufactured goods increased from US$ 8
trillion in 2006 to US$ 11 trillion in 2016
Merchandise exports
by product group, 2017 (%)
Слайд 18Объем мировой мировой торговли товарами и коммерческими услугами
Слайд 19Главные отрасли экспортеры в мире, % 2018 г.
Сельскохозяйственная продукция -
1,59
ТЭК и горнодобывающая отрасль - 2,08
Металлургия - 0,34
Химическая отрасль -
1,82
Офисное и телекоммуникационное оборудование -1,68
Автомобилестроение - 1,37
Одежда и текстиль - 0,73
Другие готовые товары - 5,27
Другие / не указано - 0,58
Слайд 203 вопрос.
Роль ВТО в международной торговле
Слайд 21Всемирная торговая организация
– это международная экономическая организация, регулирующая правила международной
торговли
о одновременно комплекс правовых документов.
ВТО - это многосторонний
торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли
Слайд 22
Цель ВТО - либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно
тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также
устранения различных нетарифных барьеров, количественных ограничений.
Слайд 23Создание международной торговой организации
Идея создания международной организации, призванной регулировать международную
торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны.
В 1944
году на конференции в Бреттон-Вуде были основаны:
Международный валютный фонд
Международный банк реконструкции и развития.
Третьей опорой нового экономического порядка предполагалось создание:
Международной торговой организации (МТО)
Слайд 24
Временный набор правил
Изначально – 23 участника
Вступило в силу 1 января
1948 г.
Прекратило действовать 31 декабря 1994 г.
Генеральное соглашение по тарифам
и торговле
(The General Agreement on Tariffs and Trade)
Слайд 25Австралия
Бельгия
Бирма
Бразилия
Великобритания
Индия
Канада
Китай
Куба
Ливан
Люксембург
Нидерланды
СТРАНЫ ПОДПИСАВШИЕ ГАТТ в 1947году
Новая Зеландия
Норвегия
Пакистан
Сирия
США
Франция
Цейлон
Чехословакия
Чили
ЮАР
Южная Родезия
ВСЕГО – 23 страны
Слайд 27Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)
8 раундов международных торговых
переговоров
Снижение тарифных барьеров и усиление норм, регулирующих международную торговлю
Темпы роста
международной торговли постоянно превышали темпы роста мирового промышленного производства
Слайд 28Структура ВТО
Конференция министров
Генеральный совет
Орган по урегулированию споров
Орган по обзору торговой
политики
Советы
Совет по торговле товарами
Совет по торговле услугами
Совет по защите прав
интеллектуальной собственности
Комитеты
Слайд 29ФАКТЫ О ВТО
ВТО – международная организация, сформированная в результате Уругвайского
раунда переговоров
Создана 1 января 1995 г.
Штаб-квартира – Женева, Швейцария
Роберто
Азеведо является шестым Генеральным директором ВТО. Его назначение вступило в силу 1 сентября 2013 сроком на четыре года. На собрании Генерального совета в феврале 2017 года члены ВТО согласились на основе консенсуса о назначении Роберто Азеведо в качестве Генерального директора на второй четырехлетний срок, который начался 1 сентября 2017 года.
Секретариат – 634 сотрудника
Членство – 164 стран по состоянию
на 29 июля 2016
Бюджет – 197,203,900 швейцарских франков
Слайд 30Структура базовых соглашений ВТО
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)
Генеральное
соглашение по торговле услугами (ГАТС).
Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной
собственности, ТРИПС
Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам, ТРИМС.
Международные организации-наблюдатели (Всемирный Банк, МВФ, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Всемирная Таможенная Организация, FAO, ВОЗ, ИКАО, ИСО, МЭК…)
Слайд 31Основные принципы ВТО
В соответствии со статьей I.1 ГАТТ, «…любое преимущество,
благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые
любой договаривающейся стороной любому товару, происходящему из, или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из, или предназначаемому для территорий всех других договаривающихся сторон».
Слайд 32Ограничения налагаемые на членов ВТО. Нельзя:
Автономно повышать ввозные таможенные пошлины
Дискриминировать
импортные товары на всех стадиях транспортировки и продажи
Применять количественные ограничения
Применять
мах и min обязательные цены
Ограничивать транзит и доступ к транзитным сетям
Увязывать импорт с обязательством экспорта
Применять экспортные субсидии
Применять меры ограничивающие торговлю без их заблаговременного опубликования
Предоставлять привилегии государственным предприятиям и монополиям
Ограничивать текущие платежи по внешнеторговым сделкам и капитальным операциям
Лицензировать или иным образом ограничивать поставщика услуг
Дискриминировать поставщика услуг или саму услугу по сравнению с отечественны поставщиком
Слайд 364 вопрос.
Международная конкурентоспособность стран на мировом рынке
Слайд 37Конкурентоспособность страны (национальная конкурентоспособность) - это способность ее фирм и
отраслей опережать соперника в завоевании и укреплении позиций на зарубежных
рынках.
В то же время это способность нации создавать и поддерживать среду, которая обеспечивает конкурентоспособность ее предприятий.
Основные понятия
Национальная конкурентоспособность обусловлена экономическими, социальными, политическими и другими факторами в самой стране
Слайд 38Комиссия по вопросам конкуренции при президенте США, 1985 г.;
Совет
по политике конкурентоспособности, 1986 г.
Великобритания одна из первых начала
проводить анализ понятия конкурентоспособности
Основные результаты анализа в «Белой книге» (Competitiveness White Paper) правительства по вопросам конкурентоспособности, опубликованной в конце 1998 г.
Национальные организации
1
2
Другие государства и Европейский Союз
Слайд 39сопоставления Наиболее авторитетных
изданий о конкурентоспособности
Всемирный экономический форум (World Economic
Forum)
Международный институт развития менеджмента (International Institute for Management Development).
The Global
Competitiveness Report
138 стран
The World Competitiveness Yearbook
63 страны
Слайд 40Всемирный Экономический Форум рассчитывает и анализирует:
более 11 тыс. ведущих
предприятий
более 160 показателей.
Полученные данные являются основой рейтинга конкурентоспособности
стран мира.
2 ежегодных рейтинга:
НА БАЗЕ ИНДЕКСА ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
(Global Competitiveness Index, GCI)
НА БАЗЕ ИНДЕКСА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ДЛЯ БИЗНЕСА
(BUSINESS COMPETITIVENESS INDEX, BCI).
Число исследуемых экономик - 138
Слайд 41ВСЕМИРНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ: РЕЙТИНГ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Для каждой из экономик, охваченных исследованием, отчёт
содержит детальные описания страны и национальной экономики с подробными итогами по общей позиции
в рейтинге и по наиболее выдающимся конкурентным преимуществам и недостаткам, которые были выявлены на основании анализа, используемого для расчёта индекса.
В докладе также содержится подробный статистический раздел с таблицами рейтингов по различным индикаторам. В отчёт также включены тематические разделы, посвящённые более детальному исследованию ряда стран и регионов.
Основным средством обобщённой оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI), созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского Университета Ксавье Сала-и-Мартином (Xavier Sala-i-Martin) и впервые опубликованный в 2004 году.
GCI составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития.
Слайд 4212 составляющих конкурентоспособности
Слайд 43Индекс глобальной конкурентоспособности GCI
Швейцария, Сингапур и Соединенные Штаты остаются тремя
наиболее конкурентоспособными экономиками мира.
Слайд 44Страна
Население(млн), 2009
ВВП (блн $), 2009
ВВП на душу населения($), 2009
ВВП (по
ППС) в % от мирового
Ключевые показатели
Текущий
Предшествующие
Показатели по каждой составляющей
Показатели страны
Средние
показатели
Стадия развития
Стадия развития страны
(выделение синим)
ВВП на душу населения, 1980-2009
Конкурентная диаграмма
(семибалльная шкала)
Составляющие
Слайд 45Отчет о вовлечении стран в международную торговлю
В соавторстве с Всемирным
экономическим форумом и Глобальным альянсом по упрощению процедур торговли, Отчет
о вовлеченности стран в международную торговлю 2016 (The Global Enabling Trade Report (GETR)) анализирует условия для международной торговли 136 экономик мира, их способность стран движение товаров через границы и к месту назначения.
В отличие от развивающихся стран страны с развитой экономикой используют очень низкие тарифы. Например, средний тариф используется 10 крупнейшими странами с развитой экономикой и составляет 2,1%. Однако эта открытость частично компенсируется очень сложным тарифным режимом.
Слайд 46Отчет о вовлеченности стран в международную торговлю
Таблица. ТОП-10 стран Отчета о
вовлеченности стран
в международную торговлю 2016
Отчет о вовлеченности стран в
международную торговлю основывается на Индексе благоприятной торговли (Enabling Trade Index (ETI)), оценивающим политику, экономику, инфраструктуру и услуги, способствующие свободному потоку товаров через границы.
Слайд 47Столп 1: Внутренний доступ к рынку
Столп 2: Иностранный доступ к рынку
Столп 3:
Эффективность и прозрачность управления границами
Столп 4: Доступность и качество транспортной инфраструктуры
Столп
5: Доступность и качество транспортных услуг
Столп 6: Наличие и использование ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)
Столп 7: Рабочая среда
THE GLOBAL ENABLING TRADE REPORT 2018
Слайд 48К ИЗУЧЕНИЮ:
Мировая экономика учебник для академического бакалавриата под ред. Б
М Смитиенко Н В Лукьяновича — 3-е изд. перераб. и
доп. — М Издательство Юрайт, 2016 — 583 с — Cерия Бакалавр Академический курс (ЭБС Юрайт- http://www.biblio-online.ru/) Гл. 3 и 5, Гл. 24 (п.24.1)
Международные экономические отношения: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям под ред. В.Е. Рыбалкина, В.Б. Мантусова ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 703 c. (ЭБС «Университетская библиотека онлайн» - http://biblioclub.ru/) гл. 5 и 8!