Слайд 1Российские театры.
Вторая половина XVIII века.
Слайд 2Итальянские оперно-балетные труппы представляли российским зрителям неприхотливые по содержанию, но
весьма виртуозно исполненные комические балеты,
в стиле итальянской комедии масок.
Слайд 3Танец представлял собой виртуозную театрализацию народной итальянской пляски, подвижной, насыщенной
головоломными трюками: и пируэты, и акробатические шпагаты, прыжки и прочее.
Слайд 4Вторая половина века проходит под знаком Классицизма.
Именно с требованиями
нового стиля разрабатываются новые виды и жанры балетных спектаклей.
Итальянский балетмейстер
- Гаспаро Анджолини,
французы - Леопольд Парадиз, Шарль Ле Пик,
австриец Франц Хильфердинг .
Слайд 5Москва
Петровский театр
28 марта 1776 г. императрица Екатерина II подписала
князю Петру Урусову «привилегию»
на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет.
Слайд 6 Балетная труппа театра состояла из молодых русских артистов, получивших образование
в
Воспитательном доме.
В 1784 году балетная школа Воспитательного дома перешла в
ведение Петровского театра.
В 1806 г. школа, которую имел Петровский театр, была реорганизована в Императорское Московское театральное училище для подготовки артистов оперы, балета, драмы и музыкантов театральных оркестров (в 1911 г. оно стало хореографическим).
Осенью 1805 г. здание Петровского театра сгорело.
Слайд 7
6 января 1825 г. состоялось торжественное открытие нового Петровского
театра — названного Большим Петровским.
Архитектор - Осип Бове.
Все
большее место в его репертуаре стали занимать оперы и балеты.
Слайд 8Здание Большого Петровского театра просуществовало почти 30 лет. Но и
его постигла все та же печальная участь: 11 марта 1853
в театре вспыхнул пожар, который продолжался три дня и уничтожил все, что мог.
Слайд 9По случаю коронации императора Александра II
20 августа 1856 был открыт Большой
театр, практически выстроенный заново и с весьма значительными изменениями по сравнению с прежним зданием.
Архитектор Альберт Кавос.
Слайд 13Задание:
Написать танцовщиков и танцовщиц, которые сегодня составляют славу Большого театра
(за последние 5 лет – прима-балерины и премьеры)
Кто сейчас является
художественным руководителем балетной труппы Большого театра?
Последние балетные премьеры (за последние 2 года).
Слайд 14Петербург
Большой каменный театр
5 октября 1783 года —
торжественно открыт на
Карусельной площади.
Театр дал новое имя площади — она дошла
до наших дней как Театральная.
Слайд 15
Построенный по проекту Антонио Ринальди,
Большой театр поражал воображение размерами,
величественной архитектурой, сценой, оборудованной по последнему слову тогдашней театральной техники.
Русская труппа выступала здесь попеременно с итальянской и французской, шли драматические спектакли, устраивались также вокально-инструментальные концерты.
Слайд 16В 1802-1803 годах Тома де Томон осуществил капитальное переустройство внутренней
планировки и отделки театра, заметно изменил его внешний вид и
пропорции.
Слайд 181 января 1811 года в Большом театре разразился грандиозный пожар.
За два дня в огне погибло богатое внутреннее убранство театра,
серьёзно пострадал и его фасад.
3 февраля 1818 года возобновлённый Большой театр открылся вновь прологом «Аполлон и Паллада на Севере» и балетом Шарля Дидло «Зефир и Флора» на музыку композитора Катарино Кавоса.
Слайд 191859 году Театр-цирк сгорел, на его месте архитектором Альберто Кавосом
был построен новый театр.
Он-то и получил имя Мариинского в
честь царствующей императрицы Марии Александровны,
супруги Александра II.
Первый же театральный сезон в новом здании открылся
2 октября 1860 года
Слайд 20Задание:
Написать танцовщиков и танцовщиц, которые сегодня составляют славу Мариинского театра
(за последние 5 лет – прима-балерины и премьеры)
Кто сейчас является
художественным руководителем балетной труппы Мариинского театра?
Последние балетные премьеры (за последние 2 года).
Слайд 21Крепостной балет.
Утверждение национальной самобытности в русском балетном театре шло не
только на профессиональной сцене.
Оно охватило и совершенно отличный от
всех других крепостной балетный театр.
Слайд 23Что представлял собой крепостной театр?
Зародился он в богатейших помещичьих
усадьбах, и основу его составляли крепостные артисты, музыканты, художники. Крепостные
театры, создававшиеся в разных уголках России, тешили самолюбие своих владельцев, но в то же время выполняли просветительские задачи, знакомя с искусством балета и провинциальную публику.
Слайд 27Одной из значительных крепостных балетных трупп была труппа графов Шереметевых.
Самое известное имя среди танцовщиц крепостного балетного театра -
Татьяна
Шлыкова-Гранатова
(1773— 1863).
Слайд 28 Дочь оружейного мастера, она получила воспитание и образование на уровне
дворянских детей. Совершенствовала своё искусство в Петербурге у Ле Пика.
Шлыкова танцевала в балетах, выступала в комедиях и в операх. Ее репертуар был самый разнообразный: от комедийной роли Аннеты в балете «Аннета и Любен» до пантомимной роли царевны Креузы в новеровском балете «Медея и Язон».
Слайд 29 Разорение помещиков, постепенное разложение крепостного строя привело к тому, что
в начале XIX века усадебные театры стали распадаться.
Крепостных танцоров
отпускали на оброк в профессиональные театры,
продавали, некоторых
отпускали на волю.
Слайд 30Крепостной театр сыграл важную
роль в истории русского балета.
Крепостной
балет в наибольшей
степени сохранял традиции
народного танцевального
искусства.
Здесь
свободнее проходила
театрализация русской народной
пляски, свободнее ставились
балеты на русские темы, свободнее проявлялась национальная самобытность крепостных артистов балета. Слившись с профессиональным театром, крепостной балет значительно обогатил его народными красками и приёмами игры.