Слайд 1Российский государственный университет
нефти и газа имени И.М.Губкина
Управление нефтегазовыми ресурсами
Дунаев
Виталий Федорович,
Заведующий кафедрой экономики нефтяной и газовой промышленности Российского
государственного университета им. И.М. Губкина,
доктор экономических наук, профессор
Слайд 2Основные составляющие
управления нефтегазовыми ресурсами
Слайд 4Документы, регулирующие недропользование в нефтегазодобывающей промышленности РФ
Слайд 5Документы, регулирующие недропользование в нефтегазодобывающей промышленности РФ.
Законы
Закон Российской Федерации «О
недрах»
Закон Российской Федерации «О соглашениях о разделе продукции»
Налоговый кодекс Российской
Федерации
Слайд 6Основные положения закона РФ «О недрах»
Слайд 7Документы, регулирующие недропользование в нефтегазодобывающей промышленности РФ.
Положения
Положение о Министерстве природных
ресурсов Российской федерации
Положение о Федеральном агентстве по недропользованию
Положение о Федеральной
службе по надзору в сфере недропользования
Положение о порядке лицензирования пользования недрами
Слайд 8Документы, регулирующие недропользование в нефтегазодобывающей промышленности РФ.
Методические рекомендации
Методические рекомендации по
подготовке условий и порядку проведения конкурсов и аукционов на право
пользования участками недр
Методические рекомендации по подсчету геологических запасов нефти и газа объемными методами
Методические рекомендации по проектированию разработки нефтяных и газовых месторождений
Слайд 9Документы, регулирующие недропользование в нефтегазодобывающей промышленности РФ.
Другие регламентирующие документы
Классификация запасов
и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов (Классификация РФ 2005)
Регламент
по созданию постоянно действующих геолого-технологических моделей нефтяных и газонефтяных месторождений
Инструкция о содержании, оформлении и порядке представления в ФГУ ГКЗ технико-экономического обоснования коэффициентов извлечения нефти из недр
Технико-экономическое обоснование поисков, разведки и разработки нефтяных и газонефтяных месторождений на условиях соглашения о разделе продукции (ТЭО СРП)
Слайд 10Требования законодательных актов
Пользователь недр обязан обеспечить (Закон РФ «О
недрах») :
- недопущение разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых (ст.
22)
- наиболее полное извлечение из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов (ст. 23)
Проектирование систем и технологий разработки, не обеспечивающих достижение утвержденной нефтеотдачи, не допускается (Правила разработки пункт 6.2.2)
Составление проектной документации по выборочной отработке наиболее богатых или находящихся в более благоприятных горно-геологических условиях участков месторождения, приводящее к снижению качества оставшихся балансовых запасов, их разубоживанию и истощению месторождения, ... вследствие которых содержащиеся в них запасы полезных ископаемых могут утратить промышленное значение и оказаться потерянными, не допускается (Правила охраны недр (п. 24))
Лица, виновные в нарушении Закона Российской Федерации «О недрах», в нарушениях, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), связанных с использованием недрами …. несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (Правила охраны недр (п. 157)
Слайд 11Государственные органы, регулирующие разработку месторождений полезных ископаемых
Слайд 12Функции Федерального агентства по недропользованию (Роснедра)
осуществление геологоразведочных работ (ГРР)
за счет средств федерального бюджета для воспроизводства минерально-сырьевой базы (МСБ)
России, направления которых определяются долгосрочными государственными программами
организация и проведение аукционов по подготовленным лицензионным участкам и выдача лицензий на недропользование
организация контроля выполнения недропользователями условий лицензионных соглашений и обеспечение рационального комплексного использования природных ресурсов
участие в разработке долгосрочных государственных программ развития МСБ
участие в развитии и совершенствовании правовой базы российского недропользования
осуществление научно-изыскательских и конструкторских работ на предприятиях, финансируемых из средств федерального бюджета;
мониторинг состояния МСБ
Слайд 13Цели деятельности
Центральной комиссии по разработке месторождений углеводородного сырья
(коллегиальный
совещательный орган Роснедра)
рассмотрение проектной и технической документации на разработку
месторождений углеводородного сырья для обеспечения рационального и комплексного использовании недр
исключение выборочной отработки месторождений
рассмотрение проектов текущих, среднесрочных и перспективных программ добычи и увязка их с программами лицензирования
подготовка предложений по совершенствованию методики и технологии разработки месторождений углеводородного сырья
Слайд 14Основные функции ЦКР Роснедра
Подготовка решений по согласованию проектной и технической
документации на разработку месторождений УВС с Федеральным агентством (Роснедра) на
основании экспертных заключений
Анализ состояния разработки месторождений и подготовка предложений Федеральному агентству по выполнению условий недропользования, определенных лицензионными соглашениями
Участие в разработке технической документации, регламентирующей проектирование и разработку месторождений, включая регламенты, нормы, правила, инструкции, методики
Слайд 15Основные функции ФГУ ГКЗ
геолого-экономическая экспертиза качества и количества запасов полезных
ископаемых в недрах (в том числе экспертизу оперативного изменения запасов)
оценка правильности выводов и заключений в отношении принимаемых обладателями лицензионных прав схем отработки запасов и их экономического значения
обеспечение соблюдения единой методологии изучения, оценки качества геологоразведочных работ (ГРР) и верификации оцененных минеральных ресурсов с позиций рационального, наиболее полного и комплексного использования богатства недр
Слайд 16КИН и его функции
Технологический КИН по месторождению (объекту) определяется без
учета экономики проекта, характеризует потенциальные возможности добычи нефти с помощью
заводнения (достижение обводненности продукции 98 – 99 %)
КИН определяется и утверждается как его величина, рассчитанная до третьего знака (до десятых процента)
Технологической основой для его определения служит вариант разработки, приводящий к его максимальной величине
Проектный период достижения утверждаемой величины КИН составляет по разным месторождениям от 20 до 150 лет
Утвержденная величина технологического КИН рассматривается как инструмент воздействия на недропользователя при согласовании очередных проектных документов (ЦКР)
Слайд 17 КИН и его функции (прдолжение)
Экономически обоснованный КИН по
месторождению (объекту) определяется на основании определения расчета периода рентабельной добычи
Период
рентабельной добычи может определяться на основании появления отрицательных годовых значений потока наличности по варианту разработки месторождения (объекта)
Период рентабельной добычи может рассчитываться на основании определения предела рентабельной добычи, выраженного количеством добываемой продукции в единицу времени (месяц квартал, год) и прогнозируемого коэффициента падения дебита на месторождении
При определении экономически обоснованного КИН используется постоянный уровень цены на углеводороды, отражающий ожидания инвестора будущей динамики нефтяного рынка
Слайд 18Некоторые разъяснения положений теории принятия инвестиционных решений
Понятие «накопленный доход», используемое
в инвестиционном анализе, не предусматривает процесс фактического накопления денежных средств
инвестором. Это формальное суммирование при экономической оценке проекта, необходимое для расчета показателя ЧДД и принятия инвестиционного решения.
Денежные средства, соответствующие накопленному денежному потоку не накапливаются инвестором. В нефтяных компаниях, как и во всех других, получаемые доходы распределяются и используются (финансовые и производственные инвестиции, возвраты по кредитам, выплаты дивидендов, премий и т.д.).
Проекты разработки месторождений имеют долгосрочный характер и в связи с этим прогнозный ДП, как правило, рассчитывается в постоянных ценах. Он определяется на основе некоторой средней за расчетный период ИП цене на нефть, отражающей представление инвестора о будущей достаточно долгосрочной эволюции рынка углеводородного сырья.
Годовые значения ДП не могут рассматриваться как денежные величины, на которые можно опираться при планировании финансовой деятельности предприятия. При фактической реализации технико-технологической основы инвестиционного проекта составляющие, формирующие ДП, оказываются совсем другими (инфляция, валютный курс, цены на нефть, ставки налогов и т.д.). Поэтому попытки сопоставить проектные и фактические показатели эффективности непродуктивны.