Слайд 1Российский университет дружбы народов
Институт гостиничного бизнеса и туризма
Кописки Василий
БГДбд-01-15
Основы воспитания
Двигательно-координационных
способностей
Москва 2019
Слайд 2Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно, т.е. наиболее совершенно,
решать двигательные задачи.
Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно
в определенной мере разбить на три группы.
Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.
Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.
Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).
Слайд 3Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов а именно:
1) способности
человека к точному анализу движений;
2) деятельности анализаторов и особенно
двигательного;
3) сложности двигательного задания;
4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.);
5) смелости и решительности;
6) возраста;
7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.
Слайд 4Способность же быстро и целесообразно преобразовывать движения и формы действий
по ходу состязаний в наибольшей мере требуется в спортивных играх
и единоборствах, а также в таких видах спорта, как скоростной спуск на лыжах, горный и водный слалом, где в обстановку действий преднамеренно вводят препятствия, которые вынуждают мгновенно видоизменять движения или переключаться с одних точно координированных действий на другие
Слайд 5Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности
и содержащие элементы новизны.
Сложность физических упражнений можно увеличить за
счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченный промежуток времени.
Слайд 6Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей
составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это
упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.
Слайд 7Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений;
бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков),
метаний, лазанья.
Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт.
Слайд 8При воспитании координационных способностей используются следующие основные методические подходы.
1. Обучение
новым разнообразным движениям с постепенным
увеличением их координационной сложности.
2. Воспитание способности
перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки.
3. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений
и восприятий.
4. Преодоление нерациональной тонической и координационной мышечной напряженности.а) упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера; б) разнообразные маховые движения конечностями в расслабленном состоянии; в) плавание; г) массаж, сауну, тепловые процедуры.
5. Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления).
Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы:
I) стандартно-повторного упражнения;
2) вариативного упражнения;
3) игровой;
4) соревновательный.
Слайд 9При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод,
так как овладеть такими движениями можно только после большого количества
их повторений в относительно стандартных условиях.
Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода — со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения.
Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически и координационно подготовлены в предлагаемом для состязания упражнении.
Слайд 10Российский университет дружбы народов
Институт гостиничного бизнеса и туризма
Кописки Василий
БГДбд-01-15
Основы воспитания
Двигательно-координационных
способностей
Москва 2019