Слайд 1Русская архитектура в первой половине XIX века
Слайд 2В начале XIX в. русская архитектура продолжает развиваться в стиле
классицизма, но в завершающем его этапе – стиле ампир.
Как известно,
первая половина XIX в. в России отмечена всеобщим подъёмом, связанным с победой в Отечественной войне 1812 г.
Ампир являлся воплощением идей государственного могущества и воинской силы.
Слайд 3Основные задачи архитектуры этого времени – решение градостроительных вопросов: в
Петербурге создаются уникальные городские ансамбли, завершается планирование основных площадей (Дворцовой
и Сенатской), а Москву интенсивно восстанавливают после пожаров 1812 г.
Во многом русский ампир опирался на античность в греческом варианте. Широко использовался суровый и лаконичный дорический (тосканский) ордер. Основные элементы ордера укрупняются, подчеркивается мощь гладких стен, арок и колоннад.
Главное место в строительстве этого времени занимают общественные сооружения. Крупнейшими архитекторами первой половины XIX в. были А.Н. Воронихин, Ф.И. Тома де Томон, А. Д. Захаров, К. И. Росси, В. П. Стасов, О. Бове и др.
Слайд 4Начало XIX в. было временем быстрой застройки столиц - Петербурга
и Москвы. А также центральной части крупных губернских городов. Особенностью
строительства этого периода стало создание архитектурных ансамблей - ряда зданий и сооружений объединённых в единое целое. В Петербурге в этот период сформировалась Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площади. в Москве - Театральная. Губернские города перестраивались по специальным планам. Их центральную часть теперь составляли не только соборы, дворцы губернаторов и особняки знати, здания дворянских собраний, но и новые учреждения – музеи, школы, библиотеки, театры.
Слайд 5Крупнейшие представители
ЗАХАРОВ Андреян (Адриан) Дмитриевич [8 августа 1761, Петербург —
27 августа 1811, там же], русский архитектор. Представитель ампира. Создатель
одного из шедевров русской архитектуры — здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (1806-23).
Слайд 6Захаров создал монументальное здание в строгих формах русского ампира по
традиционной трехосевой схеме: башня, окруженная вверху колоннадой и увенчанная куполом
со шпилем, и два крыла, каждое из которых имеет центральный портик и две боковые шестиколонные лоджии. Многочисленные статуи (аллегорические фигуры) и рельефы фасадов и интерьеров работы В. И. Демут-Малиновского, Ф. Ф. Щедрина, И. И. Теребенева и С. С. Пименова органически связаны с архитектурными формами здания. Адмиралтейство, к башне которого сходятся три магистрали города, является центром архитектурной композиции Петербурга.
Слайд 7ВОРОНИХИН Андрей Никифорович (1759-1814), русский архитектор, представитель ампира. Его произведения
в Санкт-Петербурге — Казанский собор (1801-1811), положивший начало крупному городскому
ансамблю на Невском проспекте, Горный институт (1806-1811) — отмечены монументальной и строгой торжественностью. Участвовал в создании архитектурных ансамблей Павловска и Петергофа.
Слайд 9Жан-Франсуа Тома́ де Томо́н (1760-1813)
Французский художник и архитектор, работавший в
России в стиле классицизма.
В 1801-1805 гг. по желанию императора Александра
I отделал заново Большой театр в Санкт-Петербурге, получив за это титул придворного архитектора.
Слайд 10В 1805 г. По его проекту построено величественное здание Биржи,
охваченное двойным рядом дорических колонн на гранитном основании, к которому
ведут широкие парадные лестницы. На фоне фронтонов с огромными полуциркульными окнами расположены скульптуры работы И. П. Прокофьева и Ф. Ф. Щедрина.
Слайд 11БОВЕ Осип Иванович (1784-1834), русский архитектор. Представитель ампира. Главный архитектор
Комиссии для восстановления Москвы после пожара 1812. При участии Бове
реконструирована Красная площадь, создана Театральная площадь с Большим театром (1821-24), Триумфальные ворота (1827-34).
Слайд 12МОНФЕРРАН Август Августович (1786—1858) - русский архитектор, декоратор и рисовальщик.
Представитель позднего классицизма, его творчество знаменует переход от классицизма к
эклектизму. По происхождению француз. С 1816 работал в России. Такие постройки Монферрана, как Исаакиевский собор и Александровская колонна, сыграли значительную роль в формировании ансамблей центра Петербурга.
Слайд 14Тон Константин Андреевич – (1794-1881), русский архитектор, «русско-византийского» стиля в
русской архитектуре. В 1838-1849 под его началом был возведен Большой
Кремлевский дворец. В 1837 по его проекту в Москве началось строительство грандиозного Храма Христа Спасителя в память героев Отечественной войны 1812., в 1839 зодчий проектирует Большой Кремлевский дворец и Оружейную палату Московского Кремля (1843-51) и становится их главным строителем. В Москве Тон построил также первый в России железнодорожный вокзал Николаевской дороги (ныне Ленинградский вокзал, 1849; в Петербурге — ныне Московский, 1844-51).
Слайд 16Карл Иванович Росси – (1775-1849) русский архитектор. Внёс новый вклад
в историю русского классицизма. Его крупнейшие работы: Михайловский Дворец в
Санкт-Петербурге(ныне Русский музей) со всей площадью искусств, ансамбль Дворцовой площади с зданием Главного штаба и аркой и др.
Слайд 18 Первая половина XIX в. вошла в историю как начало
«золотого века» русской художественной культуры. Её отличали: стремительная смена художественных
стилей и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь литературы и других областей искусства, усиление общественного звучания создаваемых произведений, органическое единство и взаимодополнение лучших образцов западно-европейской и русской народной культуры. Всё это делало художественную культуру Росси разнообразной и многозвучной, вело к возрастанию её влияния на жизнь не только просвещённых слоёв общества, но и миллионов простых людей.