Слайд 1РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ КРАСНОЯРСКЕ
КАФЕДРА ТУРИЗМА, УПРАВЛЕНИЯ
И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Дисциплина: Стратегический менеджмент
Тема: Бизнес-проект — организационное оформление
продуктовой
стратегии
Выполнил: Метелкина К.Ю.
Группа: МЕН – З – Б – 3 -12
Проверил: канд. экон. наук,
доцент Герасимова Г.Е.
Красноярск - 2015
Слайд 2Бизнес-проектирование является одним из инструментов предпринимательской деятельности и требует тщательного расчета и умения правильно предвидеть
будущее.
Слайд 3Бизнес-проект (или бизнес план) разрабатывается в различных модификациях в зависимости от назначения:
- по предприятию в целом (как
новому, так и уже действующему);
- по бизнес - линиям (продукции, работам, услугам, техническим решениям).
Слайд 5Существенные различия между бизнес - проектом и стратегическим планом заключаются в следующем:
1. Бизнес-проект, в отличие от
стратегического плана, включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, ту, которая
связана с созданием и развитием определенного вида нового бизнеса. Бизнес-проект ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий организации.
2. Стратегические планы по мере выполнения определенного этапа анализируются, что отражается на их корректировке или пересмотре стратегий. Бизнес-проект имеет четко очерченные
Слайд 6временные рамки, по истечению которых определенные планом цели и задачи
должны быть выполнены. Таким образом, бизнес-проект по своей форме, в отличие от стратегического плана,
характеризуется конкретной проработкой и определенной самодостаточностью.
3. В бизнес - проекте функциональные составляющие являются полноправными, равновесными частями его структуры (планы производства, маркетинга и др.) и имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане.
.
Слайд 7Следовательно, бизнес-проект (или бизнес-план,) представляет собой краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого производства продукта
(оказания услуги). Он является инструментом для рассмотрения и принятия наиболее перспективных решений, помогает определить
средства их достижения.
Слайд 9
Анализ существующей практики разработки бизнес - проектов позволяет определить его основные
характеристики:
- бизнес-проект служит для обоснования выпуска предполагаемого продукта (услуги) и оценки результатов на
определенный период времени;
документ, позволяющий осветить курс действий организации;
- поскольку бизнес-проект рассматривается как инструмент внутрифирменного управления, он может в процессе работы обновляться, что делает фирму восприимчивой к разного рода нововведениям (технического, технологического, информационного, организационного, экономического и иного характера);
- он является документом, страхующим предполагаемый успех бизнеса.
Слайд 10При разработке бизнес - проекта используют следующие основополагающие принципы:
- гибкость, что дает
возможность адаптировать проект к изменениям условий внешней окружающей среды, в которой функционирует фирма;
коммуникативность,
что предполагает координацию и интеграцию усилий, т. е. в разработанном проекте все должно быть взаимосвязано и взаимозависимо;
- интерактивность, которая означает творческий подход и неоднократную проработку разделов плана;
Слайд 11- многовариантность, позволяющую выбрать наиболее лучший из альтернативных вариантов бизнес - проекта;
-
адекватность, которая означает необходимость отражения реальных проблем в процессе бизнес - проектирования.
Слайд 13Схема построения процесса разработки бизнес – проекта, его целей и
участников
Слайд 14 В современных условиях хозяйствования бизнес -проект, или бизнес - план, выполняет определенные
функции, состоящие в следующем:
- разработке новых направлений деятельности;
- адекватной оценке возможностей и
вариантов развития того или иного направления бизнеса, контроле процесса внутри организации;
- обосновании целесообразности финансовых вложений в разрабатываемый проект;
- привлечении к реализации плана потенциальных партнеров, которые способны помочь финансовыми и технологическими ресурсами.
Слайд 15 По времени бизнес - проект может охватывать достаточно длительный период,
обычно — 3–5 лет, но иногда и больше. В нем заложено гибкое сочетание производственного и
рыночного, финансового и технического, внутреннего и внешнего аспектов деятельности фирмы.
Бизнес - проект представляет собой документ, в котором формируются цели, которых необходимо достичь, дается их обоснование и определяются пути решения поставленных задач.
Слайд 16Этапы разработки бизнес - проекта. Логика составления бизнес - проекта (от возникновения экономического замысла до
получения и распределения прибыли)
Слайд 17Первым шагом в подготовке бизнес - проекта является определение источников нужной информации, которыми
могут быть учебная, научная литература и специальные отраслевые издания; курсы по составлению
бизнес - проектов; аудиторские фирмы и т. п.
Вторым шагом в работе становится определение целей бизнес - проекта, которые конкретизируют усилия по осуществлению возникших идей. Важным является выявление внутренних и внешних целей проекта и определение степени взаимосвязи внутренних и внешних проблем. Актуальна правильная и убедительная обоснованность проекта, которая смогла бы подтвердить эффективность использования денежных средств и гарантии получения ожидаемой прибыли.
Слайд 18Третий шаг связан с определением и оценкой возможных целевых аудиторий. Выбор аудитории или
окружения определяет специфику содержания бизнес - проекта, т. е. необходимость выделения тех
или иных сторон деятельности фирмы, определения экономических показателей.
Четвертый шаг состоит в установлении общей структуры создаваемого документа.
Слайд 19Пятый шаг — это сбор информации для подготовки каждого из
намеченных разделов бизнес - проекта. Сбором информации могут заниматься работники организации,
имеющие опыт и хорошее знание внутренней среды, а также внешние консультанты, особенно в сферах финансового прогнозирования и маркетинговых исследований рынка. В работу над бизнес - проектом вовлекаются экономисты, финансисты, бухгалтеры, маркетологи и консультанты по управлению.
Слайд 20Шестой шаг — непосредственное составление и оформление бизнес - проекта. Когда все разделы
проекта разработаны, необходимо подготовить резюме основных идей бизнес - проекта. Этот этап завершает
процесс составления проекта, однако для улучшения плана можно (а в большинстве случаев необходимо) готовый бизнес-проект передать для анализа авторитетным незаинтересованным лицам, которые способны оценить работу на основе конструктивной критики.
Слайд 22Бизнес-проект может содержать следующие разделы.
Титульный лист.
Резюме.
История своего бизнеса.
Сущность проекта.
Описание дел в отрасли, товарные
рынки.
Описание конкурентов: оценка и выбор конкурентной стратегии.
План маркетинга.
Производственный план.
Организационный план.
Финансовый план и оценка риска.
План
исследований и разработок.
Приложения.
Слайд 23Титульный лист и оглавление. Назначение данного раздела — дать представление о проекте. Титульный лист
имеет следующее содержание:
- заголовок проекта;
- дата его подготовки;
- кто подготовил
проект, полное название и адрес фирмы, имя предпринимателя;
- краткая характеристика сути предлагаемого проекта;
- иногда рекомендуют включить в титульный лист заявление о том, что содержащиеся в документе сведения не подлежат разглашению (так фиксируется право предпринимателя на свою идею).
Слайд 24Оглавление должно дать четкое представление о содержании бизнес - проекта, но не должно быть
перенасыщено деталями. Вместе с тем необходимо выделить подзаголовки наиболее значимых разделов плана
и не забыть пронумеровать страницы.
Слайд 25
Резюме. Цель раздела — дать сжатый (на одну —четыре страницы) обзор делового предложения,
способного привлечь внимание и стимулировать его к дальнейшему рассмотрению. Структура резюме должна соответствовать структуре
самого бизнес - проекта. Резюме пишется в последнюю очередь, после того как бизнес - проект в целом составлен. Оно должно включать в себя основные положения и идеи бизнес - проекта, выводы. Оно должно быть написано кратко, ясным и доступным языком. Структура резюме должна состоять из трех частей:
- введения, которое включает цели плана и коротко выраженную суть проекта;
- основного содержания, сжатого описания всех ключевых элементов бизнес - проекта и его основных частей (род деятельности, прогноз спроса, стоимость проекта, источники финансирования и т. д.);
- заключения, которое как бы суммирует факторы будущего успеха предпринимателя, может включать описание основных способов действий предпринимателя.
Слайд 26История бизнеса. Информация, содержащаяся в данном разделе, в основном предназначена для внешних читателей. Поэтому
нужно описать реальные достижения, дать общее представление о бизнесе, об основных этапах
его развития, продуктах (услугах), предоставляемых для рынка, роли руководства в развитии бизнеса. Итоги деятельности и достигнутые успехи необходимо связать с намеченными целями и ориентирами (желательно в количественных показателях).
Слайд 27Сущность проекта. В этом разделе излагается основная идея предполагаемого проекта. Он должен давать полное
представление о направлениях деятельности по достижению поставленных целей, о готовности
фирмы к реализации проекта, а также информацию об объеме средств. Обычно в данном разделе отражаются:
- цели, которые ставятся перед предприятием при осуществлении проекта;
- определение и характеристика потенциальных потребностей, описание возможных ключевых факторов успеха;
- определение соответствия продукта (услуги) параметрам выбранного сегмента рынка.
Слайд 28Описание продуктов и услуг. Бизнес-проект должен включать детальное описание будущего товара. Важно включить
информацию о качестве, о конкурентном потенциале товара, тенденциях его потребления, доведен ли продукт до товарного вида.
Вопросы, которые относятся к описанию товара (продукта/услуги), могут группироваться следующим образом:
1) описание товара и способов его применения (при этом свойства товара должны быть сопряжены с потребностями его потенциальных покупателей);
2) определение тенденции применения товара:
- будет ли с течением времени его потребление возрастать или уменьшаться?
- возможны ли новые способы его применения?
- каким фирма видит жизненный цикл своего товара?
- каков диапазон подобных продуктов/услуг, предлагаемых конкурентами?
- обладает ли выбранный товар уникальностью по сравнению с моделями конкурентов и требует ли рынок (потребители) наличия уникальности и специфичности товара?
- каков уровень защиты товара (располагает ли фирма патентом, авторскими правами, зарегистрированной торговой маркой и т. п.)?
Слайд 29
Анализ положения дел в отрасли. В данном разделе приводятся доказательства высокой степени
обоснованности проекта на основе комплексного маркетингового исследования. В нем важно показать абсолютные размеры рынка,
дать характеристику рынка (склонен ли этот рынок к росту или застою), основные сегменты рынка (группы потребителей), охарактеризовать чувствительность рынка к различным внутренними внешним факторам, его подверженность циклическим и сезонным колебаниям и т. д.
Слайд 30План производства. Данный раздел должен показать, что экономический потенциал предприятия
способен обеспечить выполнение производственной программы. При этом необходимо объективно оценить уровень экономического
потенциала и возможности его качественного изменения в процессе выполнения разрабатываемого проекта.
Слайд 31План маркетинга. Для того чтобы достичь успеха, фирма должна создать эффективный рынок
для своего товара. Основные шаги по созданию такого рынка описывает
маркетинговый раздел бизнес - проекта.
Этот раздел бизнес - проекта нужен для того, чтобы:
- предприниматель мог осознать основные цели и задачи, стратегию маркетинговой деятельности фирмы;
- работники маркетинговых подразделений фирмы могли бы использовать план как руководство для действий по освоению и созданию рынка своего товара;
- инвесторы могли убедиться в достаточной емкости и перспективности рынка.
Слайд 32Организационный план. Организационный план управления предприятия освещает проблемы производственного менеджмента.
Следует обратить особое внимание на обеспечение гибкости системы управления в случае изменения рыночных условий,
объема производства или сбыта продукции как в производственном, так и в региональном аспекте. Кроме того, раздел должен содержать принципиальную схему принятия решений по управлению.
Слайд 33Финансовый план. Финансовый раздел бизнес - проекта включает в себя три основных плановых документа:
баланс организации, план прибылей и убытков и прогноз движения наличности.
Слайд 34Еще одна важная составляющая финансового раздела бизнес - проекта — это определение
источников капитала (фондов), необходимого для деятельности фирмы. Данные об источниках капитала должны
быть увязаны с использованием фондов при конкретном указании способов и направлений использования капитала.
Слайд 35Оформление и стиль бизнес - проекта. Оформление и стиль не менее важны для успеха бизнес - проекта, чем
его содержание. Специалисты по бизнес - проектированию рекомендуют выполнять следующие
правила составления и оформления бизнес - проекта.
- Предложения должны быть короткими, ясными, четкими и энергичными.
- Бизнес - проект должен включать только релевантную (относящуюся к делу) информацию.
- Идеи, представленные в бизнес - проекте, должны быть реальными и выполнимыми. Особенно точной и хорошо обоснованной должна быть информация о размерах рынка сбыта, перспективах роста, запланированной доле рынка фирмы.
- Необходимо придерживаться четкой структуры плана. Материал должен быть разделен на параграфы и хорошо структурирован. Кроме того, необходимо особо выделять основные предположения бизнес – проекта и его главные выводы.
- Бизнес - проект должен быть гибким.
Слайд 36Список литературы
Петров А.Н. Стратегический менеджмент/А.Н. Петров – СПб.: Издательство Питер
2005.
Шифрин Н.Б. Стратегический менеджмент/Н.Б. Шифрин – СПб.: Питер 2010.
Баринов
В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие/ В.А. Баринов, В.Л. Харченко – М.: Инфра – М 2013.
Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: Учебник/Ю.А. Маленков – М.: Проспект 2011.
Литвак Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров/Б.Г. Литвак – М.: Юрайт 2013.