Слайд 21. Зарождение русской философии и ее особенности
Русская философская мысль зародилась
в эпоху расцвета Киевской Руси. Большую роль здесь сыграло
принятие
Русью христианства в 988 г. и укоренение православной веры
противоречивый характер русской истории: это и татаро- монгольское нашествие, и крепостное право, и гражданские конфликты, и революции
особенности культурно-географического расположения страны
Все это способствовало появлению огромного многообразия философских течений и школ, а также тому, что отечественная философия имеет насыщенное проблемное поле
Слайд 3«Ранний», период в истории русской философской мысли (XI — XVI
вв)
1. В «Повести временных лет», составленной монахом Нестором, был поставлен
вопрос о происхождении русской земли, об ответе человека, наделенного бессмертной душой и свободой, за свои поступки перед Богом
2. Первым же собственно философским произведением принято считать трактат «Слово о законе и благодати», написанный киевским митрополитом Илларионом в XI веке. В основе философско-исторической концепции Иллариона лежит идея равенства всех народов перед «благодатью».
Слайд 43. В философском плане наибольший интерес представляет влияние исихазма на
русскую культуру и мышление. Исихазм — от греческого слова, означающего
покой, безмолвие. Это течение наиболее глубоко проявилось в древнерусском искусстве, в частности, в творчестве Андрея Рублева.
Сторонники данного движения считали, что мир пронизан божественной энергией, которая открывается человеку через созерцание природы, с помощью молитв. Человек же — это богопознающее существо, микрокосм, соединяющий душу и плоть, способность ощущать и общаться.
Слайд 54. Мыслителем, который применил теорию исихазма, был Нил Сорский (1433-1508).
Он считал, что монахи должны жить своим трудом. Главное их
занятие — духовное самосовершенствование. Самое крупное творение Нила Сорского — Устав. Это ценнейший источник философской, этической и психологической мысли.
5. Большой вклад в теоретическое обоснование нестяжательства внес также Максим Грек (1475-1556). Он развивал учение о том, что каждый человек обладает свободой воли и обязан трудиться.
6. У нестяжателей были противники — иосифляне, во главе с Иосифом Волоцким (1439-1515) — игуменом Волоцкого монастыря. Иосифляне считали, что монастыри должны приобретать собственность, чтобы быть могущественными, т. к. без этого невозможно творить богоугодные дела.
Слайд 67. В XIV —XVI вв. на Руси появились ереси, направленные
против официальной религии. Следует отметить ересь стригольников. Их нападки на
православную церковь велись по двум направлениям:
во- первых, по линии ее организационных основ
во-вторых, по вопросам богословской догматики
Стригольники считали, что духовенство должно подбираться сообразно общественным заслугам, способностям и высоким моральным качествам.
Острие критики направляли против «сребролюбия» и «стяжания» имений. Слепому подчинению Священному писанию они противопоставляли критическое мышление, допускающее личную интерпретацию догматов веры.
Слайд 78. В конце XV века появляется еще одна крупная ересь,
получившая название ереси «жидовствующих». Они отвергали церковную иерархию, замещение должностей
«по мзде», выступали против строительства храмов, не признавали святых таинств, скептически относились к иконам.
Самым существенным ядром еретического переосмысления христианства было противопоставление Евангелия и Ветхого Завета. Созванный в 1490 г. церковный собор осудил ересь.
Слайд 89. Проблемы общественного устройства и путей развития России стоят в
центре внимания и в переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского.
Иван Грозный выступал за абсолютную, ничем не ограниченную монархию. Бежавший в пределы Речи Посполитой опальный князь Андрей Курбский отстаивал идею государства, основанного на соблюдении законности, признания прав знати, координации действий царя земским собором.
Спор был разрешен историей: в России установилась самодержавная форма правления
Слайд 99. Одним из крупнейших общественных событий XVII века, отразившихся в
развитии русской философии и общественной мысли, был церковный раскол.
Возникшее
первоначально из-за чисто формального признака новой и старой обрядности различие очень быстро стало символом борьбы двух течений — официальной идеологии, которая поддерживалась государством, и оппозиционно настроенного старообрядчества.
Слайд 10В рамках раннего периода русской философии сформировались три основных направления
философской мысли, которые получили свое развитие в последующие периоды:
религиозное
нравственное
историософское
Слайд 112. Философская мысль русского Просвещения
1. XVIII век — век быстрого
развития наук, ремесел, культуры. Во многом это было связано с
реформаторской деятельностью Петра I. В это время начинается интенсивное взаимодействие русской и европейских культур. Философия обретает светский характер.
Наибольшее влияние на развитие русской философии этого периода оказало французское и немецкое Просвещение.
Слайд 12Среди сподвижников Петра I было немало образованных и просвещенных людей.
Особенно часто в делах, касающихся развития просвещения, науки, идейного обоснования
проводимых реформ, Петр советовался с Феофаном Прокоповичем.
Постепенно вокруг него сплотились единомышленники. Их объединяла общая позитивная оценка и практическая поддержка петровских преобразований. Это содружество Феофан Прокопович назвал «ученой дружиной». К нему принадлежали Ф. Прокопович, А. Кантемир, В. Татищев, Г. Бужинский, А. Волынский и др.
Слайд 132. Просветительскую традицию продолжил выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов (1711-1765)
— русский ученый-энциклопедист, мыслитель, поэт, общественный деятель. Он заложил основы
материалистической традиции в русской науке и философии, основал ряд ветвей в научном познании.
В философском осмыслении окружающей природы Ломоносов придерживался идей и принципов атомизма.
Слайд 14Он сформулировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпускулярную теорию
строения материи и механическую теорию теплоты
Ломоносов уделял внимание и гуманитарным
вопросам. Он стал одним из основных реформаторов российской словесности. В его поэзии и прозе даны образцы стилей, которые необходимы для полнокровного существования литературного языка
Как историк России Ломоносов руководствовался идеей равноценности народов
Творчество М.В. Ломоносова оказало большое влияние на последующее развитие русской науки, образования и философии, в частности, на общие гуманистические ориентации таких мыслителей, как Радищев, Щербатов, Десницкий
Слайд 153. Главное философское произведение А.Н. Радищева (1749-1802) — сочинение «О
человеке, о его смертности и бессмертии». Проблема человека является центральной
темой трактата, под углом зрения которой получают рассмотрение вопросы о соотношении души и тела, мысленного и материального, о путях человеческого познания, о предмете философии и ее роли в жизни людей.
Согласно Радищеву, философия призвана раскрывать человеку глаза на природу, самого себя.
Движущей силой общественного развития, по мнению Радищева, является человеческий разум в различных его проявлениях