Слайд 2
МОНГОЛЬСКОЕ РАЗОРЕНИЕ ИМЕЛО КАТАСТРОФИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.
ПОГИБЛО МНОГО
ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА,
ПРЕРВАЛОСЬ РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ ХОЗЯЙСТВА,
НАРУШИЛАСЬ
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ.
Слайд 3
НО ПОСТЕПЕННО РУСЬ ОПРАВИЛАСЬ ОТ РАЗГРОМА, НАЧАЛОСЬ ВОЗРОЖДЕНИЕ ЕЁ КУЛЬТУРЫ.
В САМЫХ РАЗНЫХ ЕЁ ОБЛАСТЯХ РУССКИЕ ЛЮДИ СОЗДАЛИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ТВОРЕНИЯ,
КОТОРЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О ВЫСОКОМ УРОВНЕ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В ТЕ ВРЕМЕНА.
Слайд 4ЛИТЕРАТУРА
КНИГИ ПРОДОЛЖАЛИ ПИСАТЬ ВРУЧНУЮ.
ОСНОВНЫМ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ ПИСЬМА ОСТАВАЛСЯ
ПЕРГАМЕН.
С середины XIV века НА РУСЬ ПРИШЁЛ ИЗ ЕВРОПЫ
НОВЫЙ МАТЕРИАЛ — БУМАГА.
ДОКУМЕНТЫ ПИСАЛИСЬ ТЕПЕРЬ НА ИТАЛЬЯНСКОЙ, ФРАНЦУЗСКОЙ, НЕМЕЦКОЙ, ГОЛЛАНДСКОЙ БУМАГЕ.
ЕЁ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО НАЧАЛОСЬ ТОЛЬКО В середине XVII века.
Слайд 5ИЗМЕНИЛСЯ ТИП
ПИСЬМА.
ЕСЛИ РАНЬШЕ
ГОСПОДСТВОВАЛ
УСТАВ, ТО ЕСТЬ
ТЩАТЕЛЬНОЕ,
НЕТОРОПЛИВОЕ
ПИСЬМО, ТО ТЕПЕРЬ
ПОЯВИЛСЯ ПОЛУУСТАВ.
БУКВЫ СТАЛИ МЕЛЬЧЕ,
ПОТЕРЯЛИ
ЧЁТКУЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКУЮ ФОРМУ, ВОЗНИК ИХ НАКЛОН.
ПИСЬМО СТАЛО БЕГЛЫМ.
Слайд 6Буквица
В середине XV века
ПОЛУУСТАВ ПРЕВРАТИЛСЯ
В СКОРОПИСЬ.
КОНЦЫ
БУКВ ВЫШЛИ ЗА
ЛИНИЮ СТРОКИ.
СТАЛО БОЛЬШЕ СОКРАЩЕНИЙ
СЛОВ, НЕКОТОРЫЕ БУКВЫ
ВОЗНЕСЛИСЬ НАД СТРОКОЙ.
НАПИСАНИЯ БУКВ
ПРИОБРЕЛИ БОЛЬШОЕ
РАЗНООБРАЗИЕ
ВСЁ ЭТО УСКОРИЛО ПИСЬМО.
ТЕМ БОЛЕЕ ЧТО ПОТРЕБНОСТЬ В НЁМ ПОСТОЯННО
УВЕЛИЧИВАЛАСЬ, И КНИГИ, И ДЕЛОВЫЕ И ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ ТРЕБОВАЛИСЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.
Слайд 7«ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ»
МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ И СЛОЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РУССКОЙ
ЗЕМЛИ С ЗОЛОТОЙ ОРДОЙ НАШЛИ ОТРАЖЕНИЕ ВО МНОГИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.
«ПОВЕСТЬ О БИТВЕ НА РЕКЕ КАЛКЕ», «ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ» РАССКАЗЫВАЮТ ОБ ЭТИХ ТРАГИЧЕСКИХ СОБЫТИЯХ.
С НЕВЫРАЗИМОЙ СКОРБЬЮ БЕЗЫМЯННЫЕ АВТОРЫ РИСУЮТ ПЕРЕД НАМИ КАРТИНЫ ГИБЕЛИ КНЯЖЕСТВ, ОТЧАЯННОЙ БОРЬБЫ С ЖЕСТОКИМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ.
Слайд 8Евпатий Коловрат
НО НЕ ТОЛЬКО ПЕЧАЛЬ НАПОЛНЯЛА ЭТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
В НИХ
СЛЫШАЛСЯ И СТРАСТНЫЙ ПРИЗЫВ К БОРЬБЕ.
ТАК, ИЗ «ПОВЕСТИ О
РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ» МЫ УЗНАЁМ О ХРАБРОМ ГЕРОЕ ЕВПАТИИ КОЛОВРАТЕ, ГРОМИВШЕМ ВРАГОВ.
Слайд 9
ПОБЕДА В КУЛИКОВСКОЙ БИТВЕ ВСКОЛЫХНУЛА РУССКИЙ НАРОД.
В конце XIV
века РЯЗАНСКИЙ БОЯРИН СОФОНИЙ СОЗДАЛ ВЕЛИЧЕСТВЕННУЮ ПОЭМУ «ЗАДОНЩИНА».
ПОТОМ ЕЁ ДОПОЛНИЛИ
И ПЕРЕРАБОТАЛИ ДРУГИЕ ДРЕВНЕРУССКИЕ ПИСАТЕЛИ.
«ЗАДОНЩИНА» ВОСПЕЛА ПОБЕДУ НА КУЛИКОВОМ ПОЛЕ.
В ПОЭМЕ — НЕ ТОЛЬКО ПЕЧАЛЬ О БЕДАХ, ПОСТИГШИХ РУСЬ, НО И РАДОСТЬ, ПЕРЕЖИТАЯ РУССКИМИ ЛЮДЬМИ, КОГДА МАМАЕВЫ ПОЛКИ БЫЛИ РАЗГРОМЛЕНЫ.
Слайд 10ЗОДЧЕСТВО
КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО НА РУСИ ВОЗРОДИЛОСЬ ТОЛЬКО в конце XIII
века.
РАНЬШЕ ВСЕГО НАЧАЛИ ВОЗВОДИТЬ КАМЕННЫЕ ЗДАНИЯ В НОВГОРОДЕ.
В
ХОД ШЛИ ИЗВЕСТНЯК И КИРПИЧ.
ХРАМЫ БЫЛИ СТРОГИ, ПРОСТЫ ПО ФОРМЕ, ЛИШЕНЫ ПЫШНЫХ УКРАШЕНИЙ.
В ОСНОВНОМ ЭТО НЕБОЛЬШИЕ ОДНОГЛАВЫЕ ЦЕРКВИ, ТАКИЕ, КАК НОВГОРОДСКИЕ ЦЕРКВИ НИКОЛЫ НА ЛИПНЕ И СПАСА НА ИЛЬИНЕ УЛИЦЕ.
В НИХ ЧУВСТВУЕТСЯ ОБЩНОСТЬ С НОВГОРОДСКИМИ ЦЕРКВАМИ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДА.
ТАКАЯ ТРАДИЦИОННОСТЬ СВЯЗАНА С СОХРАНЕНИЕМ НОВГОРОДОМ СВОЕГО ОСОБОГО ПОЛОЖЕНИЯ НА РУСИ.
Одна из первых каменных церквей на Руси в XI веке
Юрьев монастырь
Слайд 11Суздаль.
Очень редкий памятник каменного жилого зодчества на Руси.
В XIV
веке НАЧИНАЕТСЯ КАМЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В НОВЫХ ГОРОДСКИХ ЦЕНТРАХ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ.
КАМЕННЫЕ ЗДАНИЯ ПОЯВЛЯЮТСЯ В ТВЕРИ, МОСКВЕ, КОЛОМНЕ.
ИХ ОТЛИЧАЕТ ОЧЕНЬ СВОЕОБРАЗНЫЙ СТИЛЬ.
ПЫШНОСТЬ КАМЕННОЙ РЕЗЬБЫ И БОГАТСТВО УКРАШЕНИЙ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО ЗОДЧЕСТВА, СМЕНЯЮТСЯ ПРОСТОТОЙ ОТДЕЛКИ.
В ТО ЖЕ ВРЕМЯ СОХРАНЯЕТСЯ ИЗЯЩЕСТВО АРХИТЕКТУРНОГО РЕШЕНИЯ.
Слайд 12ИКОНОПИСЬ
ВЫДАЮЩИМИСЯ ТВОРЕНИЯМИ ОБОГАТИЛАСЬ РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ XIV — XV веков.
КРУПНЕЙШИМИ ХУДОЖНИКАМИ ТОГО ВРЕМЕНИ БЫЛИ ФЕОФАН ГРЕК И АНДРЕЙ РУБЛЁВ.
Феофан
Грек, приехавший из Византии, в конце XIV века работал в Новгороде и Москве.
ОН ПИСАЛ ИКОНЫ,
РАСПИСЫВАЛ СТЕНЫ ХРАМОВ.
ЕМУ ПРИНАДЛЕЖАТ ИНТЕРЕСНЕЙШИЕ КНИЖНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ.
Феофан Грек
Слайд 13«Святая Троица.»
Фреска Феофана Грека
ДРЕВНЕРУССКИЕ И ВИЗАНТИЙСКИЕ ТРАДИЦИИ ИКОНОПИСИ ФЕОФАН ГРЕК
НАПОЛНИЛ НОВЫМ СОДЕРЖАНИЕМ.
ФРЕСКИ ХУДОЖНИКА В НОВГОРОДСКОЙ ЦЕРКВИ СПАСА ВЫГЛЯДЯТ СУРОВЫМИ,
ДАЖЕ ГРУБОВАТЫМИ,
НО ИХ ОТЛИЧАЕТ НЕОБЫЧАЙНАЯ ДУХОВНАЯ СИЛА И ПРОНИКНОВЕННОСТЬ.
Слайд 14«Преображение»
УВЕРЕННАЯ КИСТЬ ФЕОФАНА СМОГЛА ПЕРЕДАТЬ В СОЗДАННЫХ ИМ ОБРАЗАХ И
ТОНКИЕ ДУШЕВНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, И ТВЁРДОСТЬ ВОЛИ.
О ТВОРЧЕСТВЕ МАСТЕРА ДАЮТ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОЗДАННЫЕ В ЕГО МАСТЕРСКОЙ ИКОНЫ «ПРЕОБРАЖЕНИЕ» И «БОГОМАТЕРЬ ДОНСКАЯ».
Слайд 15Андрей Рублев
УЧЕНИКОМ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЕМ ФЕОФАНА ГРЕКА БЫЛ ВЕЛИЧАЙШИЙ РУССКИЙ
ХУДОЖНИК АНДРЕЙ РУБЛЁВ
О ЕГО ЖИЗНИ ИЗВЕСТНО ОЧЕНЬ МАЛО.
ИЗВЕСТНО,
ЧТО ОН БЫЛ МОНАХОМ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА И СПАСО-АНДРОНИКОВА МОНАСТЫРЕЙ.
РАБОТАЛ В МОСКВЕ, ВЛАДИМИРЕ, ЗВЕНИГОРОДЕ. ВМЕСТЕ С ФЕОФАНОМ ГРЕКОМ РАСПИСЫВАЛ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ.
Слайд 16Андрей Рублев, Даниил Черный и мастерская
ВМЕСТЕ С ДРУГОМ И СОРАТНИКОМ
ДАНИИЛОМ ЧЁРНЫМ СОЗДАЛ ФРЕСКИ УСПЕНСКОГО СОБОРА ВО ВЛАДИМИРЕ,
ТРОИЦКОГО СОБОРА
В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОМ МОНАСТЫРЕ.
ИКОНЫ ЕГО ПИСЬМА ОЧЕНЬ ПОЧИТАЛИСЬ НА РУСИ.
СОВРЕМЕННИКИ ВИДЕЛИ В АНДРЕЕ РУБЛЁВЕ ИДЕАЛ И ХУДОЖНИКА, И ЧЕЛОВЕКА.
Слайд 17«Троица»
Андрей Рублев
Именно такой предстаёт перед нами знаменитая рублёвская «Троица».
Эту
икону мастер написал в 1420-х годах для Троицкого собора Троице-Сергиева
монастыря.
В фигурах трёх прекрасных, одухотворённых юношей Рублёв передал их неземное совершенство, отрешённость от всего суетного и пустого.
Трепетность образов, их удивительная гармоничность рождают чувство покоя и восхищения у тех, кто смотрит на эту прекрасную икону.
Ныне она хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
«Троица» справедливо считается самым выдающимся произведением русской иконописи.
Слайд 18Иконостас
ТВОРЧЕСТВО АНДРЕЯ РУБЛЁВА СТАЛО ОБРАЗЦОМ ДЛЯ МНОГИХ ПОКОЛЕНИЙ РУССКИХ
ХУДОЖНИКОВ.
СО ВРЕМЁН ФЕОФАНА ГРЕКА И АНДРЕЯ РУБЛЁВА СЛОЖИЛАСЬ И
ФОРМА РУССКОГО ИКОНОСТАСА — ПЕРЕГОРОДКИ С ИКОНАМИ, ОТДЕЛЯЮЩЕЙ В ХРАМЕ АЛТАРЬ ОТ ЦЕРКОВНОГО ЗАЛА, ГДЕ НАХОДЯТСЯ ВЕРУЮЩИЕ.
КУЛЬТУРА РУСИ В ПЕРИОД ОБРАЗОВАНИЯ ЕДИНОГО МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА ДОСТИГЛА БОЛЬШИХ ВЫСОТ.
ЕЁ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВОПЛОЩАЛИ ВЫСОКИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА И ЛУЧШИЕ КАЧЕСТВА РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА.