Слайд 1Русская литература и зрелый европейский романтизм
Новый период романтической эпохи. Торжество
английского романтизма.
Слайд 2Русская литература
Благодаря усилиям двух литературных поколений – с одной стороны,
Карамзина, с другой Жуковского и Батюшкова – русская словесность к
концу 1810-х годов усвоила многие высшие достижения европейской культуры конца 18 века – начала 19. Она выработала свой особый, неповторимый художественный язык, способный передать тончайшие оттенки чувства и мысли, выражать неповторимость, индивидуальность человеческой личности. Другими словами, усилиями этих поколений писателей были заложены основы русского романтизма.
Слайд 3Европейская литература
Но и европейская литература тем временем не стояла на
месте. Она развивалась, менялся облик романтизма. Немецких романтиков вытесняли английские.
Это не означало, что немецкие писатели вдруг стали менее яркими, интересными. В конце 1810 был очень известен Эрнест Теадор Амадей Гофман, чуть позже Генрих Гейне. Но на тогдашних читателей большее внимание оказывали английский писатели, прежде всего Вальтер Скотт, Джордж Ноэл Гордон Байрон.
Слайд 4В. Скотт
Романы В. Скотта поначалу печатались без указания имени автора.
Первый из них «Уэверли» вышел в 1814 году. Напускная таинственность
соответствовала прозе Вальтера, с его напряженными, динамически выстроенными сюжетами, ее взволнованной атмосферой. В. Скотт из романа в роман показывал, как самые обычные люди, чаще всего провинциалы, подчас даже не слишком умные, попадая в исключительно исторические обстоятельства, вдруг обнаруживали в себе готовность и способность на равных противостоять судьбе.
Слайд 5Кроме того, В. Скотт не просто соблюдал общественное требование изображать
национальный местный колорит. Он соединил этот старый принцип с новым
принципом романтического историзма. Что это значит? К примеру, герои его романов из «шотландского» цикла, посвященных эпохе борьбы шотландских горцев за независимость, действуют на фоне любовно выписанного пейзажа.
Слайд 6Тема для доклада
Исторические романы В. Скотта и русская литература
Слайд 7Поэзия Дж. Байрона
Если творчество В. Скотта произвело переворот прежде всего
в романтике, то творчество Байрона произвело переворот в жизни целого
поколения образованных европейцев.
Слайд 8Под знаком Байрона развивались литература, музыка и искусство романтизма, складывались
убеждения, образ мыслей, манера поведения. Он был наряду с Наполеоном
- кумиром своей эпохи, являясь наиболее заметной личностью среди великих поэтов Англии начала 19 века.
За исключением Шекспира, Байрон из всех английских поэтов является тем, кого русские читатели знают лучше всего.
Слайд 9В байроновском искусстве боролись романтический индивидуализм с его вкусом к
классической поэзии, чью гармония, симметрия и правильность он рассматривал как
вариант конструкции его рационалистических идеалов. Несмотря на огромное количество критической литературы, посвященной творчеству Байрона, разбору его чисто лирической темы, ее особенностей и лингвистическому анализу посвящено не столь много литературы. Любовная лирика Байрона была отчасти заслонена великой тенью его драматических произведений и поэм, частью которой являлась.
Слайд 10Особенности любовной тематики:
- сильно выраженное субъективное начало;
- трагизм;
-
максимализм (чувств, желаний, сюжетной канвы);
- соединение любви со смертью,
разлукой – т.е. разрушающим началом;
- соединение классических и романтических традиций в стилистике и системе образности;
- передача сложнейших и сильнейших душевных переживаний;
- создание пленительных женских образов;
- экспрессия выразительных средств;
- связь любовной лирики с философской и гражданской тематикой, а также с библейскими мотивами.
Слайд 11Лироэпические поэмы Байрона
«Гяур» (1813), «Корсар» (1814), «Осада Коринфа» (1816).
Действие разворачивается на Востоке. Герои бегут из душных европейских столиц
на просторы «дикой» свободы.
Байрон очень сосредоточен на личности своих героев и часто жертвует повествовательным началом своих поэм, используя изобретенный им романтический принцип вершинной композиции. То есть пропускает все промежуточные связующие эпизоды сюжета, чтобы предельно подробно передать переживания героев в моменты высшего напряжения их душевных и физических сил.