Слайд 2РУССКАЯ ПРАВДА – памятник законодательства 11–12 вв., считающийся самым ранним
из дошедших до современных исследователей кодексом правовых норм раннесредневековой Руси.
Слайд 3Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы,
на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или
«судить в правду», то есть объективно, справедливо). Источники кодификации – нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников – прежде всего Священного Писания.
Слайд 4Есть мнение, что еще до Русской правды существовал некий Закон
Русский (на его нормы есть ссылки в тексте Договора Руси
с Византией 907), однако какие из его статей вошли в текст Русской Правды, а какие являются оригинальными, – точных данных нет. Согласно еще одной гипотезе, название «Правда Роськая» происходит от лексемы «рось» (или «русь»), что означает «дружинник».
Слайд 5Русская Правда дошла до сегодняшнего дня в списках 15 в.
и одиннадцати списках 18–19 вв. Согласно традиционной русской историографии, эти
тексты и списки разделяют на три редакции Русской Правды: Краткую, Пространную и Сокращенную.
Слайд 6Древнейшим списком или первой редакцией Правды Русской является Краткая Правда
(20–70-е годы 11 в.), которую принято делить на Правду Ярослава
Мудрого (1019–1054) и Правду Ярославичей. Первые 17 статей Правды Ярослава (по разбивке поздних исследователей, так как в самом тексте источника деления на статьи нет), сохранившиеся в двух списках 15 в. в составе Новгородской I летописи, содержат еще более ранний пласт – первые 10 записанных норм, «якоже Ярослав судил» – их называют Древнейшей Правдой («Правдой Роськой»).
Слайд 7Текст ее был составлен не ранее 1016. Спустя четверть века
текст Древнейшей Правды лег в основу всей Правды Ярослава –
кодекса норм прецедентного права.
Эти нормы регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского) хозяйства; среди них – постановления о платах за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества.
Начало Краткой Правды убеждает в фиксации норм обычного права, так как в них идет речь о кровной мести (ст. 1) и круговой поруке (ст. 19).
Слайд 8Правдой Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого) именуются статьи 19–41 в тексте
Краткой Правды.
Эта часть кодекса была составлена в 70-е 11
в. и до конца столетия постоянно пополнялась новыми статьями.
К ним относят статьи 27–41, разделяемые на
Покон вирный (то есть Устав о штрафах в пользу князя за убийство свободных людей и нормах прокорма сборщиков этих платежей), появление которого связывают с восстаниями 1068–1071 на Руси,
Урок мостникам (то есть Правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах).
Слайд 9В целом Краткая редакция Русской Правды отражает процесс оформления законов
от частных случаев к общим нормам, от решения конкретных вопросов
к оформлению общегосударственного права на стадии становления средневекового феодального порядка.
Слайд 10Пространная Правда – вторая редакция Русской Правды, памятник развитого феодального
общества. Создана в 20–30 годы 12 в. (ряд исследователей связывают
ее возникновение с новгородскими восстаниями 1207–1208 и потому относят ее составление к 13 в.). Сохранилась более чем в 100 списках в составе юридических сборников.
Слайд 11Самым спорным памятником древнерусского права является так называемая Сокращенная Правда
– или третья редакция Русской Правды, возникшая в 15 в.
Она дошла всего в двух списках 17 в., помещенных в Кормчей книге особого состава. Считается, что эта редакция возникла как сокращение текста Пространной Правды (отсюда название), была составлена в Пермской земле и стала известна после ее присоединения к Московскому княжеству.
Слайд 12С начала 14 в. Русская Правда стала терять свое значение
как действующий источник права. Смысл многих использованных в ней терминов,
становился непонятен переписчикам и редакторам, что вело к искажениям текста.
С начала 15 в. Русскую Правду перестали включать в юридические сборники, что говорит об утрате ее нормами правовой силы. В то же время ее текст стали вписывать в летописные своды – она стал историей.
Слайд 13Текст Русской Правды (разных редакций) лег в основу многих юридических
источников – Новгорода и Смоленска с Ригою и Готским берегом
(немцами) 13 в., Новгородской и Судных грамот, Литовского Статута 16 в., Судебника Казимира 1468 и наконец общерусского свода норм эпохи Ивана III – Судебника 1497.
Слайд 14Русская Правда закрепила социальное неравенство. Всесторонне защитив интересы господствующего класса,
она откровенно провозглашала бесправие несвободных тружеников – холопов, челяди (так,
жизнь холопа оценивалась в 16 раз ниже, чем жизнь свободного «мужа»: 5 гривен против 80).
Согласно выводам советской историографии, Русская Правда утверждала неполноправие женщин как в имущественной, так и в частной сфере, однако современные исследования показывают, что это не так (Н.Л.Пушкарева).
Слайд 15В советское время принято было говорить о Русской Правде как
о едином источнике, имевшем три редакции. Это соответствовало общей идеологической
установке на существование в древней Руси единого правового кодекса, как и само Древнерусское государство рассматривалось как «колыбель» трех восточнославянских народностей.
Слайд 16В настоящее время российские исследователи (И.Н.Данилевский, А.Г.Голиков) чаще говорят о
Краткой, Пространной и Сокращенной Правдах как о самостоятельных памятниках, имеющих
важнейшее значение для изучения различных частей государства Русь, аналогичное общерусским и местным летописям.