Слайд 1РУССКИЕ ФУТУРИСТЫ.
ПРОЕКТЫ БУДУЩЕГО
ВЛАДИМИР ТАТЛИН
АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО
ПАВЕЛ ФИЛОНОВ
Слайд 2
Развитие МИКРОБИОЛОГИИИ
ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ
В 1885 Константин Циолковский приступил к разработке «металлического управляемого
аэростата».
2 июля 1900 г. «Граф Цеппелин» (№ 1), на борту
которого находилось пять человек, поднялся в воздух над озером Костанца, набрал высоту 400 м и преодолел 6 км за 17 минут.
Слайд 4Владимир Татлин родился
В декабре 1885 года в Москве.
Слайд 5Отец художника работал инженером на государственных железных дорогах и в
1892 году был отправлен в США в командировку.
Бруклинский мост.
Строительство
продолжалось тринадцать лет и закончилось 24 мая 1883 года.
Слайд 6В 14 лет Владимир Татлин убегает из дома, устраивается юнгой
на торгово-пассажирский пароход и совершает плавание от Одессы до Стамбула
и обратно.
В 1902 Татлин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но в 1903 его отчисляют за «неодобрительное поведение».
Матрос (Автопортрет). 1911. Государственный Русский музей.
С.-Петербург.
Слайд 7Летом 1904 он поступает «матросским учеником» в Одесское училище торгового
мореплавания и с августа по октябрь находится в плавании на
учебном парусном судне «Великая княжна Мария Николаевна»
Слайд 8 С 1905 до 1910 года учится
Пензенском художественном училище. В 1911 переезжает в Москву и начинает
участвовать в выставках, дружен со многими художниками.
Летом совершает плавания по Черному и Средиземному морям в качестве матроса, совершает путешествие до Каира.
Слайд 9Дом на Остоженке, 37, где в 1912 года Татлин устроил
свою мастерскую
Рыбак, поймавший рыбу. 1910-1912. Бумага, тушь, кисть, процарапывание. Частное
собрание.
Поднимающий спички. 1910-1912. Бумага, тушь, кисть, процарапывание. Третьяковская галерея.
Рыбак, забрасывающий удочку. 1910-1912. Бумага, акварель. Частное собрание.
Слайд 10В 1914 году Татлин участвует в выставке искусств и ремесел
в Берлине как «живой экспонат», изображая слепца, играющего на бандуре
собственного изготовления. На заработанные деньги он отправился в Париж, где посетил мастерскую Пикассо
Слайд 11В мае 1914 Татлин показывает в своей мастерской на Остоженке
первые КОНТРРЕЛЬЕФЫ
Голубой контррельеф. 1914. Дерево разных пород, металл, кожа, окраска
– синькой, мелом, клеевой краской. Частное собрание.
2. Контррельеф. 1916. Палисандр, железо листовое, дерево и др. Третьяковская галерея.
Слайд 12Ван Гог о своем ночном кафе: «Посредством красного и зеленого
цвета я старался выразить роковые человеческие страсти… Я старался показать,
что кафе – это место, где можно разориться, сойти с ума, совершить преступление. Контрастом нежно-розового с кроваво-красным винно-красным, нежно-зеленого Людовика XV и зеленого Веронезе с желто-зелеными и жесткими сине-зелеными тонами, окружив все это бледно-сернисто-желтой атмосферой геенны огненной, я старался передать засасывающую силу кабацких бездн.»
Критик о контррельефе «Ночная чайная» Татлина : «Здесь из куска грязных обоев, из прокопченных дощечек создается то настроение серого и грязного кошмара, какое, действительно, живет в ночных чайных»
Винсент Ван Гог. Ночное кафе. 1888. Холст, масло Художественная галерея Йельского университета.
2. Владимир Татлин. Живописный рельеф. 1914. Дерево, жесть, проволока, картон, обои, сапожная колодка, эмаль, масло.
Слайд 13Угловой контррельеф. 1915-1925. Железо листовое, медь, дерево, тросы, крепежные детали.
Слайд 14БАШНЯ ТАТЛИНА.
Проект памятника Третьему Интернационалу 1919-1920
Слайд 16
ГОРОД БУДУЩЕГО: толпа научилась летать над городом.
На город смотрят сбоку,
будут — сверху
Поэтому мостовая прошла выше окон и водосточных труб.
Люд столпился на крыше, а земля осталась для груза; город превратился в сеть нескольких пересекающихся мостов
ДОМА БУДУЩЕГО:
Теперь внимание. Здесь рассказывается про чудовища будетлянского воображения, заменившие современные площади...
Велимир Хлебников. Мы и дома. 1915.
ГОРОД ПРОШЛОГО (настоящего)
Город «прошлецов» по Хлебникову:
«Будто красивые» современные города на некотором расстоянии обращаются в ящик с мусором…
Современный доходный дом (искусство прошлецов) растет из замка; но замки стояли особняком, окруженные воздухом, насытив себя пустынником… А здесь, сплющенные общими стенами, отняв друг от друга кругозор, сдавленные в икру улицы, — чем они стали с их прыгающим узором окон, как строчки чтения в поезде! Не так ли умирают цветы, сжатые в неловкой руке, как эти дома-крысятники (потомки замков)?
Слайд 17ДОМА В ГОРОДАХ:
Дома-мосты; в этих домах и дуги моста и
опорные сваи были населенными зданиями. Одни стекло-железные соты служили соседям
частями моста. Это был мостоул.
Дом-тополь. Состоял из узкой башни, сверху донизу обвитой кольцами из стеклянных кают. Подъем был в башне, у каждой светелки особый выход в башню, напоминавшую высокую колокольню. Наверху площадка для верхнего движения. Кольца светелок тесно следовали одно за другим на большую высоту. Стеклянный плащ и темный остов придавали ему вид тополя.
Подводные дворцы; для говорилен строились подводные дворцы из стеклянных глыб, среди рыб, с видом на море, и подводным выходом на сушу. Среди морской тишины давались уроки красноречия.
Дома-пароходы. На большой высоте искусственный водоем заполнялся водой, и в нем на волнах качался настоящий пароход, населенный главным образом моряками.
Дом-пленка. Состоял из комнатной ткани, в один ряд натянутой между двумя башнями. Размеры 3X100X100 сажен. Много света! Мало места. Тысяча жителей. Очень удобен для гостиниц, лечебниц, на гребне гор, берегу моря. Просвечивая стеклянными светелками, казался пленкой. Красив ночью, когда казался костром пламени среди черных и угрюмых башен-игл. Строится на бугре холмов. Служит хорошим домом-остовом.
Дом-качели. Между двумя заводскими трубами привешивалась цепь, а на ней привешивается избушка. Мыслителям, морякам, будетлянам.
Дом-волос. Состоит из боковой оси и волоса комнат будетлянских, подымающихся рядом с нею. Иногда три волоса вьются вдоль железной иглы.
Дом-чаша; железный стебель подымает на себе стеклянный купол для 4—5 комнат. Особняк для ушедших от земли; на ножке железных брусьев.
Дом-трубка. Состоял из двойного комнатного листа, свернутого в трубку с широким двором внутри, орошенным водопадом.
Слайд 23МЫ БЫЛИ ИЗОБРЕТАТЕЛЯМИ И ПЕРЕДЕЛЫВАЛИ МИР ПО-СВОЕМУ
АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО
КОНСТРУКТИВИЗМ - ДИЗАЙН
Слайд 24
Александр Родченко родился в 1891 году в Петербурге.
Мои особенности таковы.
Родился
над сценой театра, где отец работал бутафором…
Театр и его жизнь,
главным образом сцена и за кулисами, - мне казались нетеатральными. Эта жизнь была для меня подлинной и реальной.
После переезда семьи в Казань – с 1910 до 1914 года учился в Казанской художественной школе
Слайд 26Закончив художественную школу в Казани, Александр Родченко переезжает в Москву,
где знакомится с самыми яркими художниками – Владимиром Татлиным, Казимиром
Малевичем.
«Необъективная композиция». 1917.
78 х 50,8 см. Ивановский художественный музей
Иваново
Слайд 28Композиция 64/84. Абстракция цвета. Обесцвечивание.
1918, холст, масло.
Третьяковская галерея.
Слайд 29В результате своих экспериментов в 1920 году Родченко пришел к
открытию своего собственного направления – «ЛИНИИЗМ»
Линии. 1919. Музей современного искусства
Нью-Йорк
Слайд 30Дом на Мясницкой. Фотография. 1925 год.
Лестница. 1929
Слайд 31Пожарная лестница. Из серии "Дом на Мясницкой". 1925 г. Железнодорожный
мост. 1926 г.
Слайд 32Летом 1927 года Родченко ездил в гости на дачу к
Маяковскому и записал в своем дневнике:
На даче в Пушкино
хожу и смотрю природу: тут кустик, там дерево, здесь овраг, крапива…
Все случайно и неорганизованно, и фотографию не с чего снять, неинтересно.
Вот еще сосны ничего, длинные, голые, почти телеграфные столбы. Да муравьи живут вроде людей… И думается, вспоминая здания Москвы, тоже навороченные, разные, - что еще много нужно работать.
Слайд 34Шуховская Башня.
Фотография 1929 года.
Круглая модель.
Пространственная скульптура.
1920.
Слайд 35Уже в 1921 году Александр Родченко показал на выставке свои
«структуры».
Выставка ОБМОХУ. 1921. Москва,
Большая Дмитровка, 11
Реконструкция выставки ОБМОХУ-1921. В залах
ГТГ 2006
Слайд 36Светокинетическая установка «Атом». В. Колейчук и группа «Мир», Москва, 1967
Слайд 37Эскизы одежды, рисунка ткани, оберток для конфет
Слайд 38
Рекламные закладки для книг. 1924 год
Слайд 39
Фотоиллюстрации для книги
С.Третьякова «Самозвери». 1927 год
Слайд 40В 1925 году Родченко с проектом оформления «Рабочего клуба» участвовал
в Международной ярмарке декоративного искусства в Париже.
Слайд 41ПАВЕЛ ФИЛОНОВ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
Слайд 42
Павел Филонов родился в Москве
в январе 1883
года.
Отец работал кучером, извозчиком.
Маленький дом в Москве. Русский музей. Санкт-Петербург
Слайд 43Ломовые. 1914. Бумага, акварель, чернила, тушь, перо, кисть, карандаш.
Русский музей.
45x51.7 см.
Ломовой. 1912–1928
Бумага, акварель, черный карандаш. Третьяковская галерея.
19х12,3 см.
Слайд 44Животные. 1925-1926. Картон, масло. 36 х 44. Государственный Русский музей.
Санкт-Петербург
Слайд 45После переезда в Петербург в 1897 году поступил в живописно-малярные
мастерские, работал «по малярно-живописному делу». С 1903 по 1908 учился
в частной мастерской академика Дмитриева-Кавказского.
1908 год - Петербургская Академия художеств.
В 1910 - «добровольно вышел».
Слайд 46Молодой принц Ольденбургский среди соседей и крестьянского люда слыл чудаком:
то заводил биологическую станцию на опытном поле, то проводил в
подземелье главного дворца (специально для этого оборудованном) опыты с зеркалами и кристаллами.
Старший принц Ольденбургский, Александр Петрович (1844-1932), тоже имел пристрастие к экспериментам. Он занимался проблемами защиты растений и биологией, создал в Петербурге Институт экспериментальной медицины. Это была эпоха фундаментальных открытий в области паразитологии, базаровский интерес к исследованию лягушек принял другие масштабы, и даже далекие от науки люди приобретали микроскопы, чтобы увидеть скрытый от глаз мир.
Рамонь. 1901-1902.
Дворец для принца Петра Александровича Ольденбургского и великой княжны Ольги Александровны Романовой
Принцесса Ольденбургская ( Евгения Максимилиановна) переоборудовала сахарный завод и в 1900 году открыла «паровую кондитерскую фабрику», выписала мастеров-кондитеров из Петербурга и стала производить конфеты и другие сласти. Обертки заказывали художественно-промышленным мастерским при Обществе поощрения художеств. Эскизы для них мог рисовать и Филонов
Слайд 48
В 1905-1907 годах Филонов путешествовал по Волге, Кавказу, посетил Иерусалим.
1912 год
– путешествие по Италии и Франции.
Итальянский рыбак. 1913
Бумага, акварель. Русский
музей
16.5x16.4 см.
Слайд 51
Запад и восток. 1912-1913. Холст, масло. Русский музей
39.5x46 см.
Слайд 52
Композиция Корабли. 1913-1915. Холст, масло. Третьяковская галерея. 172х156 см.
Слайд 53За столом. 1912-1913. Холст, масло. 127x142 см. ГРМ. Санкт-Петербург.
Слайд 54Крестьянская семья (Святое семейство). 1914
Холст, масло. Русский музей
159x128 см.
Слайд 55Мужчина и женщина. 1912-1913. Бумага, акварель, тушь, перо, кисть. Русский
музей. 31x23.3 см.
Слайд 56 Пир королей. 1912-1913. Холст, масло. Русский музей. 175x215 см.
Слайд 57Война с Германией. 1914-1915
Холст, масло. Русский музей
176x156.3 см.
Слайд 58Портрет Арманда Францевича Азибера с сыном. 1915. Холст, масло. Русский
музей
115x83 см.
Портрет Евдокии Глебовой (сестры художника). 1915. Холст, масло.
Русский
музей. 152.5х117 см.
Слайд 59 Чистая действующая форма. Формула. Аналитическое разложение формы. ..
Упорно
и точно думай над каждым атомом делаемой вещи.
Упорно и точно
делай каждый атом.
Упорно и точно рисуй каждый атом.
Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело
Слайд 60Цветы мирового расцвета. 1915
Холст, масло. Русский музей
Из доклада 1923 г.:
…Чистая
действующая форма. Формула. Субстрат. Аналитическое разложение и претворение формы. Истребление
формы.
клетчатка и атомистичность формы…
Слайд 61Филонов об одной из ранних работ:
В последней, сделанной в 1906-1907
гг., уже были введены натуралистические и абстрактные положения, вплоть до
того, что писались физиологические процессы в деревьях и исходящий из них, струящийся вокруг них запах. Писались процессы, происходящие в них и создающие вокруг них ряд явлений в сфере. Это же желание изображать явления, происходящие в объекте, привели к тому, что академические этюды при строгом портретном сходстве с натурой и при упорно проработанной анатомии писались чуть, что не цельными белыми, красными, черными, синими, зелеными, оранжевыми цветами, а происходящие в натурщиках процессы писались рядом с ними на фоне и перед ними.
… принцип «биологически сделанной картины».
Слайд 62Формула весны. 1920 г. Масло, бумага. Русский музей.
Слайд 63Формула весны. 1925. Русский музей
Слайд 64Композиция с шарами.
Начало 1930.
Третьяковская галерея
Сцена из жизни дикарей.
1918
Холст, масло. Русский музей
62.5x80 см.
Слайд 65Формула весны. 1920 г. Масло, бумага. Русский музей.