Слайд 1
русские народные ударные и шумовые инструменты
Слайд 2
Историческая справка
Знакомство с инструментами
Слайд 3 Стояло прохладное туманное утро сентября 1464
года. Москва только проснулась. К реке Москве двигалась процессия монахов,
они сопровождали 5 нагруженных доверху телег. Из – под соломы виднелись то резной завиток, то отполированная деревянная трубочка, то край изящного кузовка. Все это немилосердно брякало, скрипело и грохотало.
Встречные прохожие крестились. Наконец шествие остановилось. Монахи начали разгружать телеги. На землю полетели домры, гусли, рожки и свирели, бубны и трещотки. Потом всю эту гору инструментов подожгли. Сухая древесина горела с гулом. Не прошло и часу, как все – это, из чего умелые руки могли извлечь множество звуков – превратилось в золу и горстку угля. Крестьянам и городскому люду под угрозой штрафа запрещалось держать у себя народные инструменты. Тем более на них играть.
Слайд 4 Еще более строгие законы были направлены на
борьбу со скоморохами. Эти музыканты – песнями и плясками зарабатывали
себе на жизнь. Они ходили по деревням, где устраивали музыкальные представления, а в своих остроумных куплетах высмеивали глупых попов, жадных купцов и спесивых бояр. И в это время инструменты отбирали на улицах, в домах – везде и сжигали.
В этот период русская национальная музыка понесла чувствительный урон. Правда, сам народ всегда любил своих музыкантов. Эта любовь и спасла и инструменты и традиции исполнительства. А потом нашлись энтузиасты, возродившие их для новой жизни.
Слайд 5
Шумовые и ударные
инструменты
Слайд 6 Судить о том, какие именно шумовые и
ударные инструменты были у русских в древности очень трудно. Были
и такие "бубны", которые возили на 4 лошадях, а играло на них сразу 8 человек, их называли еще набатами, были и парные бубны, вернее литавры, которые подвешивали в кавалерии впереди седла с обеих сторон. В то время на Руси все без исключения ударные называли бубнами, а игру на ударных – «бряцанием» или «ударянием». Конечно, русская музыка может обойтись без сопровождения ударных инструментов, но в современном оркестре русских народных инструментов – очень много. Они особенно хорошо используются в плясовых наигрышах. Невозможно представить русскую плясовую без ударных. Балалайки и баяна маловато без бубна, ложек и многих других инструментов.
Слайд 7От ложек до дров
Многие инструменты, такие
как тарелки, барабаны, литавры, бубен и т.д. – стали уже
общенациональными и входят в состав самых разнообразных оркестров мира: симфонических, духовых, эстрадных и народных.
Но есть ряд очень самобытных ударных инструментов русского народа, рожденных самой повседневной жизнью и тесно связанных с бытом. Одни из них, такие как ложки, трещотки, бубенцы, узаконили свое место не только в самодеятельных оркестрах, но и на профессиональной сцене. Другие появляются и там и тут эпизодически. Но всех роднит оригинальность как внешнего вида, так и звучания, простота и забавность. На некоторых их них мы и остановимся.
Слайд 8 Употребление ложек в качестве музыкального инструмента
не уникально. Известно, что раньше в пылу плясового азарта в
ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом все, что может издавать звук. Также, среди домашней утвари устойчивою музыкальную функцию – приобрели коса и пила. В 19 – 20 веках ложки широко бытовали в хорах песенников и ансамблях русских народных инструментов. Игра на ложках в прошлом веке достигала высокого мастерства, о виртуозах – ложечниках сохранились в литературе весьма восторженные отзывы. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых, только они выделываются из более прочных и твердых пород дерева, иногда вдоль рукоятки подвешивают бубенцы.
Слайд 9Трещотка – представляет собой связку деревянных пластинок, которые при встряхивании
ударяются друг об друга и издают трескучие звуки.
Держат её
обычно на уровне головы или груди, ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом, не редко её украшают цветными лентами, цветами и т.д.
Слайд 10Рубель
Рубель как и ложки – предмет повседневного
обихода русского народа. В прежние времена, когда утюга еще не
было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем утрамбовывали продолжительное время – рубелем.
Возможно, что кто-то, когда-то случайно провел по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков, похожий на тот, который мы извлекаем палкой из досок забора. Как видите, музыкальные инструменты, в особенности ударные, рождает сама жизнь, нередко и наш быт. Нужно только уметь быть наблюдательным, находчивым и изобретательным.
Слайд 11Коробочка
Деревянная коробочка – очень скромный, но
важный инструмент русского народного оркестра. Это небольшой, продолговатый брусок, с
небольшой полостью под верхней частью корпуса. Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками.
Коробочкой подчеркивают отдельные ритмические точки, имитируют стук каблуков или например цоканье копыт.