Слайд 1Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе
Слайд 2В школе дети обсуждают взрослых:
"Они сами не знают, чего
хотят! Сначала учат нас ходить и говорить,
а потом требуют,
чтобы мы сидели и молчали."
Слайд 4 Коммуникативные навыки:
- открытость, честность, прямота высказываний
- умение слушать другого человека
-
способность к поиску компромисса
- умение настаивать на своем
- навык построения
начальной фазы, контакта, учитывая, что у человека есть три потребности: быть понимаемым, уважаемым и принимаемым
- умение говорить о своих интересах, используя партнерскую практику в отличии давления “Сверху” и “снизу”.
Слайд 5 Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника?
1. Она
влияет на успешность ученика в учёбе.
2. От коммуникативной
компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе .
3. Коммуникативная компетентность рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Слайд 6 Коммуникативная компетентность включает в себя:
· Говорение
· Чтение
· Слушание
· Письмо
· Понимание информации
· Способность
к внешкольной и внеклассной деятельности
Слайд 7 Монологические формы:
- рассказывать, пересказывать, отвечать на вопросы, задавать вопросы;
- выступать готовой заранее речью или неподготовленной речью;
- делать сообщения; - высказывать свое мнение, защищать и доказывать его, опровергать чужое.
Слайд 8 Диалогические формы:
- все формы учебного диалога(беседа учителя и ученика, беседа в парах, беседа в группах); -дискуссии, споры; -ролевые и деловые игры (роли говорящего и роли слушающего); - учебные исследования и учебные проекты; - выступления в качестве ведущих на мероприятиях, театрализация.
Слайд 10 На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе
следующие умения:
- готовность учащихся участвовать в урочном общении; - отвечать на вопросы, давая исчерпывающий ответ; - задавать вопросы, следя за темой; - делать сообщения.
Слайд 11 На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:
- простота и четкость речевого высказывания; - отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому; - умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание; -в ступать в контакт с другими.
Слайд 12 На третьем этапе уже отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества:
- умение вести беседу в паре, группе; - умение вести конструктивный диалог, дебаты; - умение участвовать в дискуссии; - участвовать в конференциях, играх
Слайд 13 Коммуникативный опыт:
- как выстраивать межличностные отношения;
- законы логики и
аргументации;
- этикет общения;
- коммуникативными технологиями, в том числе
информационными;
- уметь соотносить цель общения с особенностями собеседника;
- уметь делать коммуникативный выбор в ситуациях общения (ролевых позиций, стиля общения и др.);
- опыт самопрезентации;
- реализации коммуникативных ролей в ситуациях общения;
- моделирования общения и речевого поведения;
- быстро и адекватно реагировать в различных коммуникативных ситуациях;
-продуктивное разрешение коммуникативных конфликтов;
- самоконтроль и саморегулирование.
Слайд 14 Коммуникативно значимые качества личности:
общительность, терпимость, доброжелательность, принципиальность, требовательность, увлеченность,
тактичность, самостоятельность, активность, самообладание, социально-психологическая наблюдательность, рефлексия.
Слайд 15Какие пути формирования коммуникативной компетентности для успешной адаптации первоклассников?
Слайд 16Выстраивать межличностные отношения.
Через:
родительские собрания; анкетирование детей и родителей;
ролевые, сюжетные игры, прием театрализации, когда дети учатся распределять и
играть разные роли;
занятия по этикету;
тренинги;
классные часы;
моделирование общения и речевого поведения;
индивидуальные беседы учителя с родителями, учеником.
Слайд 17Самоконтроль, саморегулирование
Знаю ли я себя?
Как сберечь в школе свое
здоровье?
Как обеспечить свою безопасность?
Как развить в себе хорошие
привычки и бороться с плохими?
Слайд 18 Через:
- психологические исследования и диагностики;
- серии экскурсии «Я иду
в школу»; «Безопасная дорога домой»;
- экскурсия по школе «Куда
обратиться за помощью?»
- дни здоровья;
- спортивные соревнования;
- ролевые, сюжетные игры; театрализация;
- занятия по ПДД, ПБ;
- тренинги «Роль в группе»;
- самопрезентации;
- конкурсы рисунков;
- классные часы;
- беседы «Правила поведения учеников на уроках, на перемене, в столовой»;
- физкультминутки, походы и т. д.
Слайд 19 Моделирование общения
- Развиваю хорошее и борюсь с плохим.
- Продуктивное
разрешение конфликтов.
- Умение соотносить цель общения с особенностями собеседника.
Через:
-
тренинги;
- ролевые, сюжетные игры; театрализация;
- диагностика личностных качеств и уровня воспитанности учеников;
- работа по коррекции выявленных недостатков;
- классные часы;
- беседы.
Слайд 20 Овладение информационно – коммуникативными технологиями
- Где можно найти информацию для
урока?
- Как понять, что является главным?
- Как запомнить
самое главное?
Через:
- Знакомство со словарями, энциклопедиями, справочной литературой;
- Составление опорных схем, рисунков;
- умение вести дневник, записи в тетрадях (выделение цветом главного);
- Знакомство с информационными технологиями.
-Уроки информатики.
Слайд 21 Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка
Задания:
-
разбор слов по составу;
- выделение группы слов с одинаковым корнем;
-
нахождение слов с одинаковыми
-приставками и без приставок, объединение их в группы;
- нахождение слов с одинаковыми суффиксами;
- объяснение лексического значения слов.
Слайд 23Концепция развития школьной коммуникации имеет следующие этапы:
Слайд 251 «Рассказ от первого лица»
2 «Комплимент» (сказать комплимент сказочному, литературному
герою (похвали)).
3 «Сказка в заданном ключе» (введение в название сказки
нового объекта, сочинить новую сказку).
4 «Изменение сказочной развязки» (придумать другое окончание сказки).
Слайд 26 Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила ведения диалога:
- любое
мнение ценно;
- ты имеешь право на любую реакцию, кроме
невнимания;
- повернись так, чтобы видеть лицо говорящего,
- хочешь говорить – подними руку;
- дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;
- обращение начинается с имени;
- критика должна быть тактичной;
- отсутствие результата – тоже результат;
- голос – твой божественный дар, умей им владеть.
Слайд 27Организация читательской деятельности включает: эмоциональное вслушивание, вычитывание, выразительное чтение, сочинения,
рисование, инсценировки.
Слайд 28Упражнения:
ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (инсценирование отрывка,
разговор двух героев произведения), придумать разговор героев произведения по телефону,
инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.)
Слайд 29Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках окружающего мира.
•
проведение заочной экскурсии по выставочным залам, музеям, улицам и площадям
городов мира (ролевая игра, где один или несколько учеников выполняют обязанности экскурсовода, а другие — туристов),
• устное или письменное приглашение на выставку, диалог в выставочном зале «У картины...»,
• составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером.
Слайд 31Мы рождены, чтобы жить совместно;
наше общество – свод из
камней, который обрушился бы,
если бы один не поддерживал другого.
(Сенека)