Слайд 1РУССКИЙ АВАНГАРД
Дата рождения термина: 1910 год
Слайд 2МОДЕРНИЗМ – КУЛЬТУРНА ПАРАДИГМА
АВАНГАРД – ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПАРАДИГМА
НАПРАВЛЕНИЯ – ГРУППОВАЯ (ЛИЧНАЯ)
ПАРАДИГМА
Слайд 3Михаил
Ларионов
1881-1964
Наталья Гончарова
1881-1962
Слайд 4Дождь. 1904
Акации весной. 1904
Слайд 6М. Ларионов. Отдыхающий солдат. 1911
Слайд 7Декабрь 1910 года.
Выставка «Бубновый валет»
Слайд 8Илья Машков
Автопортрет и портрет Петра Кончаловского. 1910. ГРМ
Слайд 9И. Машков.
Привет XVII съезду ВКП (б)
1934
Слайд 10П. Кончаловский
Автопортрет в сером. 1911
Сирень в корзине. 1933
Слайд 11А. Лентулов
1912. Аллегорическое изображение войны 1812 года
1914. Битва победы
Слайд 121912. Выставка «Ослиный хвост»
(«….ссора хвостов с валетами»)
Слайд 13Н. Гончарова. Четыре Евангелиста (тетраптих) 1911.
«Все выставленные кощунственные произведения должны
быть немедленно убраны с выставки; нельзя же в самом деле
допускать умышленное обезображивание святых лиц в виде посмешища среди зеленых собак, "лучистых" пейзажей и прочей "кубистической" дребедени»
Слайд 14М. Ларионов. Курящий солдат. 1911
Слайд 17Выставка «Мишень». 1913
«…Признание всех стилей, которые были до нас и
созданы теперь, как то — кубизма, футуризма, орфеизма; провозглашаем всевозможные комбинации
и смешение стилей. Нами создан собственный стиль «лучизм», имеющий в виду пространственные формы».
Слайд 181912 «Лучисты и будущники»
1913 «Манифест лучизма»
Мы, Лучисты и Будущники, не
желаем говорить ни о новом, ни о старом искусстве и
еще менее о современном западном.
Довольно «Бубновых валетов», прикрывающих этим названием свое убогое искусство, бумажных пощечин, даваемых рукой младенца, страдающего собачьей старостью — Союзов старых и молодых!
Нам не нужно пошлых счетов с общественным вкусом — пусть этим занимаются те, кто на бумаге дает пощечину, а фактически протягивает руку за подаянием. Довольно этого навоза, теперь нужно сеять! У нас скромности нет, мы это прямо и откровенно заявляем — Мы себя считаем творцами современного искусства.
Выдвигаемый нами стиль лучистой живописи имеет в виду пространственные формы, возникающие от пересечения отраженных лучей различных предметов, формы, выделенные волею художника.
Луч условно изображается на плоскости цветной линией.
Слайд 19М. Ларионов. Петух и курица. 1912.
Слайд 20М. Ларионов. Красный лучизм. 1913.
Слайд 21«Двадцать школ рождались в месяц: футуризм, кубизм — это уже античность,
предыстория…»
С. Дягилев
Слайд 22Л.Мясин, Н. Гончарова, И.Стравинский, М.Ларионов, Л.Бакст
Лозанна, 1915
Слайд 23Н.Гончарова
Эскиз декораций к спектаклю «Золотой петушок» 1914
Слайд 241915. Балет «Шут или Полуночное солнце»
Н. Римский –Корсаков
Л. Мясин
М. Ларионов
Слайд 26М. Ларионов.
Лес. Эскиз декорации к балету «Русские сказки». 1916
Слайд 27«Пощёчина общественному вкусу». 1912
Первый поэтический сборник кубофутуристов.
Манифест кубофутуризма.
Велимир Хлебников
Владимир Маяковский
Давид Бурлюк
Слайд 28Манифест русского футуризма
Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы — лицо нашего
Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия
и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности.
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми
Всем этим Куприным, Блокам, Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую награду даёт судьба портным.
С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество!
Слайд 30Манифест «Слово как таковое»
(«самовитое слово», «заумь»)
В. Хлебников
Заклятие смехом
О,
рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь
усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики,
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
1908 -1909
Слайд 31К. Малевич (1879-1935)
Алогизм
К. Малевич
Англичанин в Москве
1914
Слайд 32«Первый Всероссийский съезд футуристов»
Михаил Матюшин, Казимир Малевич, Алексей Крученых
1913
Слайд 33Опера «Победа над Солнцем»
музыка М. Матюшина
текст А. Крученых
пролог В. Хлебникова
декорации и
эскизы костюмов К. Малевича
Синтез литературной, музыкальной и живописной алогичности
Слайд 34«Опера имеет глубокое внутреннее содержание, издеваясь над старым романтизмом и
многопустословием вся Победа над Солнцем есть победа над старым привычным
понятием о солнце как о красоте». М. Матюшин
Слайд 35После «Пролога», написанного Хлебниковым и произнесенного Кручёных, занавес был не
раздвинут, а разорван пополам. На сцене, ослепительно освещённой прожектором, появились
ошеломившие зрителей своей абсурдностью, внешним видом и поведением персонажи: Нерон, Похоронщик, Неприятель, Авиатор, Калигула, Трусливый, Некий злонамеренный, Внимательный рабочий. Особое впечатление произвели громадные фигуры Будетлянских силачей. Спектакль шел в атмосфере непрекращающегося скандала.
Слайд 38З. Серебрякова
(1884-1967)
За туалетом
Автопортрет
1909
Слайд 39З. Серебрякова. За завтраком. 1914.
Слайд 401912. Выставка «Мира искусства».
К. Петров-Водкин «Купание красного коня»
Слайд 41РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
И РУССКИЙ АВАНГАРД
-
Слайд 42Искусство эпохи Империализма. ГРМ. 1932.
«Авангард – вывернутая наизнанку буржуазность»
Художники РСФСР
за 15 лет. ГРМ. 1932.
Слайд 431981-1982. Авангард в России.
Из коллекции Георгия Костаки.
Музей Соломона Гуггенхайма.
Нью_Йорк.
Слайд 44Казимир Северинович Малевич (1979-1935)
Слайд 45К. Малевич. Полотеры. 1912
К. Малевич Англичанин в Москве. 1914
К. Малевич
Будетлянский силач. 1914
Слайд 46Первая футуристическая выставка картин «Трамвай В». 1915
Последняя футуристическая выставка картин
«0,10» (ноль-десять) . 1915-1916
«Содержание картин автору неизвестно»
Слайд 48Манифест супрематизма. 1918
Искусство всегда разделялось на две категории: ремесло и
стремление к творчеству. До сей поры под Искусством Академизма [академизмом
мы считаем все то, где в изображении торчат пара глаз и улыбка, все то, что основывается на формах природы и рассказах нашей обыденной жизни] путались понятия [Великого] Искусства, [т.е. тех] гениев, которые пробивали через уродство форм природы выход непосредственному творчеству, и искусства тех художников, у которых было одно - стремление достигнуть тождественности, т.е. достигнуть ремесла умения выполнять заказные портреты и сценки. Смешивалось ремесло и творчество. Бунт в Искусстве Кубизма и футуризма есть стремление гения разбить толщу наслоения ремесленной идеи и выйти к проявлению своей воли.
Мы же пошли дальше и отвергли всё, изгнали всякое соприкосновение с вещью и сутолокой жизни. Мы вынесли себя за пределы горизонта вещей к новой Культуре Искусства не как ремесла, а творчества. И объявляем себя свободными творцами в противовес свободным художникам Академического ремесла.
Слайд 49Супрематизм: от лат. supremus — наивысший
Слайд 50Б. Кустодиев. Царь Николай II. 1915
К. Малевич. Черный квадрат. 1915
Слайд 51Б.М. Кустодиев (1878-1927)
Большевик. 1920. ГТГ
Автопортрет у окна. 1899
-
Слайд 52Б.М. КУСТОДИЕВ. МАСЛЕНИЦА. 1903. ГРМ
«Россия вся единый Иван
И рука у
него — Нева,
А пятки — каспийские степи…»;
В.МАЯКОВСКИЙ
«150.000.000»
1921
Слайд 53Б. Кустодиев Купчиха за чаем. 1918. ГРМ
Набросок «Женщина, пьющая чай».
Зарисовка с Г. Адеркас
«Живём мы здесь неважно, холодно и
голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе […] Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости» (из письма режиссеру Василию Лужскому)
Слайд 54«Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года.
Демонстрация на площади Урицкого»
1921 год, 133 × 268; холст, масло; ГРМ
Портрет
Петра Капицы и Николая Семенова. 1921
Слайд 55МЕТОД «НАИВНО-СИМВОЛИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ РЕВОЛЮЦИИ»
К. ЮОН (1875-1958)
ВЕСЕННИЙ СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ. 1910
НОВАЯ
ПЛАНЕТА. 1921. КАРТОН, ТЕМПЕРА, ГТГ
Слайд 56К. Юон. Парад Красной Армии. 1923.
К. Юон Парад на Красной
площади в Москве 7 ноября 1941 года. 1949
Слайд 57Иван Владимиров (1869-1947)
Допрос в комитете бедноты
Взятие Зимнего дворца
Слайд 58Князь Васильчиков в его нынешнем положении (так проходит мирская слава).
1921.
Спортивные состязания в императорских садах. 1921.
Слайд 59УНОВИС («Утвердители нового искусства»)
на базе Народной художественной школы
Хроника УНОВИСа:
«17 января. Организационное
заседание группы молодых кубистов.
19 января. Группа названа „Молпосновис“, молодые
последователи нового искусства.
28 января. Слияние младшей группы со старшей, название „Посновис“. Работа по репетированию и писанию декораций для оперы «Победа над солнцем» и супрематического балета. Митинги в мастерских и общий в школе о новом искусстве.
3 февраля. Принята программа занятий в мастерских Посновиса.
6 февраля. Выступление Посновиса с митингом-спектаклем („Победа над солнцем“. супрематический балет).
14 апреля. Ввиду того, что коллектив является не только последователем нового, но и его революционным учредителем, название установить Уновис — утвердителей нового искусства…».
Слайд 60ИНХУК (1920-1926), ВХУТЕМАС (1920-1926)
ИНХУК:
В Москве: В.В. Кандинский, А.М. Родченко,
В
Петрограде-Ленинграде: К.С. Малевич, В.Е. Татлин, М.В. Матюшин
ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) на базе
Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества
ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт) 1926-1930. В 1930 московский ВХУТЕИН был закрыт, а вместо него были образованы Московский архитектурный институт, Московский государственный академический художественный институт (позднее – им. В.И. Сурикова), Московский полиграфический институт.
На базе ленинградского ВХУТЕИНа-ЛВХТИ в апреле 1930 г. был организован Институт пролетарских изобразительных искусств (ИНПИИ), в 1932 году преобразованный в Институт живописи, скульптуры и архитектуры.
Слайд 62Супрематическая тарелка. К. Малевич
Слайд 64Получашка. Чернильница.
Форма - К. Малевич, роспись - Н. Суетин. 1923
Слайд 65«Гармонирование архитектурных форм в каком бы то ни было стиле индустриальной архитектуры
потребует к себе смены существующей мебели, посуды, платья…» К. Малевич
Слайд 66КОНСТРУКТИВИЗМ
Владимир Татлин (1885-1953)
"В нашем изобразительном деле в 1914 году... были
положены в основу "материал, объем и конструкция". Выразив недоверие глазу,
мы ставим глаз под контроль осязания»
(В. Татлин. 1920)
Слайд 68Моряк и китаец. 1910
Матрос. 1911
Слайд 70Угловой контр-рельеф. 1915
Контр-рельеф. 1916
Слайд 72Башня Третьего Интернационала
1919
Слайд 73Летатлин. 1929-1932
«Я сделаю вещь, ну, не меньше Венеры Милосской»
Слайд 74Цветы. 1930-е гг.
Мясо. 1930-е гг.
Слайд 75Конструктивизм
«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово
искусства — конструктивизм…»В. Маяковский
«…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных
ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры» (Алексей Ган. «Конструктивизм». 1922)
Слайд 77Выставочный павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных
искусств 1925 года в Париже
Слайд 78Дом культуры имени С. М. Зуева
архитектора Ильи Голосова
Слайд 81Левашовский хлебзавод. 1930-1933
Слайд 82Александр Родченко (1891-1956)
Фотография Нового ви́дения
часто использовалась
с типографическими элементами.
Слайд 83С. Прокофьев «Стальной скок». 1925
Художник – Георгий Якулов
«В балете выражен
подлинный стиль нашей эпохи, потому что здесь вполне можно говорить
о кованых ритмах, об упругих как сталь интонациях и о музыкальных приливах и отливах, подобных дыханию гигантских мехов!» (Б. Асафьев)