Слайд 2План урока
У истоков портретного искусства.
Шедевры русских портретистов.
Мастера скульптурного портрета.
Слайд 5Художники – портретисты Петровского времени:
Слайд 14 Рокотов.
Портрет В.И.Майкова. 1775 г.
Лучшее произведение В.И.Майкова – поэма
«Елисей, или Раздраженный Вакх», в которой сатирическое обличение соединилось с
пародией нравов городских низов
Увлекшись масонством, Майков стал создавать нравоучительные оды и переложения псалмов, содержащих призыв к нравственному самоусовершенствованию.
В.И.Майков изображен в мундире бригадира.
Портрет написан великолепной сочной кистью. Изображение словно залито неярким светом, сглаживающим контуры, смягчающим тональные и цветовые контрасты. Это создает ощущение теплой, золотистой среды, в которую погружена фигура героя.
Слайд 16Рокотов.
Фёдор Степанович (ок. 1735, село Воронцово, ныне в черте Москвы
– 1808, Москва), русский живописец, портретист. Происходил из крепостных крестьян
князей Репниных. В юности получил вольную.
Пользовался покровительством графа И. И. Шувалова – могущественного вельможи, первого президента Петербургской академии художеств.
Слайд 18После создания этого портрета Рокотов был удостоен звания академика АХ.
Слайд 19Ф. С. Рокотов. «Портрет Екатерины II». 1763 г. Государственная Третьяковская галерея.
Москва
Слайд 21Первоначальные навыки в искусстве получил, по-видимому, от своего отца —
гравера Г. Левицкого.
Сохраняет правдивость и непредвзятость в изображении сановных
моделей, чувство собственного достоинства, исключающее ложь и угодливость.
Впервые имя Левицкого получает известность в связи с выставкой в Академии художеств в 1770 году, на которую он представил шесть мастерски написанных портретов. Среди этих работ особенно интересен "Портрет А. Ф. Кокоринова", выполненный в характерном для XVIII века жанре парадного портрета.
Для таких произведений обязательны пышность и торжественность. Одежда, жесты и поза портретируемого, окружающие его атрибуты, сама композиция картины с центральной постановкой фигуры должны были подчеркивать высокое общественное положение человека.
За этот портрет Левицкий получает звание академика и с 1771 года в течение семнадцати лет руководит классом портретной живописи в Академии художеств.
Слайд 23Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета,
способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с
тональным единством и богатством оттенков (портреты Н. Сеземова, 1770; П. Демидова, 1773).
Известный богач и самодур П. Демидов изображен им во весь рост, на большом холсте, на фоне величавой архитектуры, в пышных складках алого одеяния (портрет П. А. Демидова, 1773).
Но присмотритесь — это складки не мантии, а домашнего халата. Ведь Демидов не ни на какой государственной службе, он! сановник, не полководец. Он опирается не саблю, а всего лишь на садовую лейку, торжественный жест руки указывает не на сражения, а лишь на цветочные горшки знаменитой демидовской оранжереи. И уж ничего величественного нет в его хитром немолодом лице.
Слайд 26Впервые «Смолянки» покинули гостиные Большого Петергофского дворца для участия в
экспозиции художественных произведений русской школы на Всемирной выставке 1862 года
в Лондоне.
С момента своего появления в Русском музее (осень 1917 года) портреты практически никогда не изымались из основной экспозиции.
Давно сложилась традиция считать все семь портретов «Смолянок» единой серией, исполненной по заказу императрицы Екатерины II и написанной в хронологической последовательности. Хотя они имеют разный формат, размеры, масштаб фигур.
Одно полотно написано в 1772 году, два — в 1773, одно в 1775 и три в 1776 году. Кроме того, художник использовал разные тематико-иконографические приемы: среди них есть костюмированные изображения, портреты в повседневных форменных платьях и в парадных нарядах, в интерьере и на природе, с аксессуарами и без них.
Слайд 27ПОРТРЕТ М.И. ЛОПУХИНОЙ
Владимир Боровиковский
Слайд 29Из истории портрета…
XVIII век вошел в историю русского живописного искусства
как «век портрета», одним из лучших его портретистов является Владимир
Лукич Боровиковский.
Важную роль в его судьбе сыграло путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году.
Для дворцов, которые предназначались для приема русской государыни, миргородский предводитель дворянства поручил В.Л. Боровиковскому написать несколько аллегорических картин.
Слайд 30Чем очарователен образ Лопухиной?
нежность кисти, тонкий деликатный рисунок, правильность
форм и всегда выражение мысли на изображаемом им лице.
далеко
от классического идеала красоты, но оно исполнено такого несказанного очарования, такой душевной прелести.
пленяет зрителя нежной меланхоличностью, необыкновенной мягкостью черт лица и внутренней гармонией.
Пленительный образ нежной, меланхоличной и мечтательной женщины передан с большой душевностью и любовью, с поразительной убедительностью раскрывает художник ее душевный мир.
Слайд 31Средства художника
мягкая воздушная дымка, заполняющая пространство, — все
это образует такое единство всех средств живописного выражения,
Задумчивый, томный,
грустно-мечтательный взгляд, нежная улыбка, свободная непринужденность чуть усталой позы
стоит в саду, облокотившись на старую каменную консоль. Обтекающий ее фигуру контур — то теряющийся, то возникающий в виде тонкой, гибкой линии — вызывает в памяти зрителя контуры античных статуй.
художник предпочитал холодную гамму — лиловато-желтые и белые, бледно-голубые и желтые, притушенные зеленые и пепельные цвета.
Слайд 32Особенности стиля Барокко:
пейзажные фоны, разработанные со всей тщательностью, становятся у
художника важным компонентом портретной характеристики, получают настоящий смысл.
Колосья спелой
ржи, нежная зелень, васильки — все призвано подчеркнуть не только «простоту» образа, но еще выразить и мечтательное настроение его.
Некоторая искусственность есть в небрежно-задумчивой позе женщины.
Но в то время сами герои как бы демонстрировали свою способность к возвышенным чувствам.
Слайд 33О каком портрете идет речь?
Она давно прошла, и
нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье
— тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так, часть души ее от нас не улетела.
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, мечтать.
Слайд 34Иван Петрович Аргунов (1729—1802, Москва) — русский живописец, портретист.
Родился в
семье крепостных графа А. М. Черкасского, позже отошедших к графу
Шереметеву в качестве «приданого» его жены Варвары Алексеевны. Воспитывался в семье дяди, С. М. Аргунова.
Учился портретной живописи у своего двоюродного брата Фёдора Леонтьевича Аргунова, а также у иностранных мастеров. Под руководством своего учителя Г.-Х. Гроота создал иконы для церкви Екатерининского дворца в Царском Селе.
Слайд 35Скульпторы второй половины XVIII века:
Слайд 36Бартоломео Карло Растрелли (1675—1744)
Слайд 41Шубин Ф.И.- Первый статуйных дел мастер
Слайд 42Портрет графини М.Р. Паниной. Середина 1770-х гг. ГТГ
Ф. И. Шубин.
Портрет А. М. Голицына. Фрагмент. Мрамор. 1775 г. Москва, Третьяковская
галлерея
.
Слайд 44Скульптурные работы. Назовите их автора и особенности.